Виктория
Проект по физическому развитию «В здоровом теле здоровый дух» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-спортивный проект
«В здоровом теле здоровый дух»
Физкультурно-спортивный проект
для детей подготовительной к школе группе
Название проекта : «В здоровом теле здоровый дух»
Автор: Шатровская Виктория Александровна,
Должность, место работы: воспитатель первой квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск»
Публикация «Проект по физическому развитию „В здоровом теле здоровый дух“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
«Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка»
Вид проекта : познавательно-информационный.
По продолжительности: долгосрочный(1 год).
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель группы, методист (методическая поддержка и консультирование)инструктор по ФЗК, родители (совместная деятельность)
Информационное обеспечение: информационный стенд для родителей, видео-презентации; наглядно-дидактические пособия, книги.
Материально-техническое обеспечение: спортивное оборудование в группе и на площадке; ноутбук, проектор, колонка.
Образовательная область: «Физическое развитие».
Области интеграции: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Проблема: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает на 6,7 %. Возникла необходимость решения этой проблемы: заинтересовать детей в ОЗЖ, привлечь к выработке правильных привычек дошкольников, пропагандировать здоровый образ жизни
Актуальность:
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие.
Детские шалости и другие опасные жизненные непредсказуемые ситуации приводят иногда к необратимым последствиям. Именно поэтому в центре работы по формированию здорового образа жизни должна стоять семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Интенсивная работа в этот период и придет к положительному результату.
Обращение родителей за консультациями по проблеме формирования здорового образа жизни и большое количество часто болеющих детей в группе явились самыми острыми проблемами, на основе этого и был создан проект,
Цель проекта : создание условий для формирования у детей установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление своего здоровья
Задачи:
Образовательные:
-Формировать элементарные знания в области гигиены, физкультуры, здорового питания.
-Показать ребятам незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранять и укреплять его.
Развивающие :
-Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.
-Продолжать развивать физические качества.
Воспитательные:
Воспитывать у детей добрые и дружеские взаимоотношения.
Прививать любовь к спорту, здоровому образу жизни;
Формы и методы: Проведение утренней гимнастики, гимнастики пробуждения с включением общеразвивающих упражнений; организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке; использование комплекса ОРУ с проведением беседы, с использованием произведений художественной литературы и рассматриванием иллюстраций; проведение физкультминуток в виде дифференцированных игр и упражнений с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.
Конечный продукт проекта : сформированность у детей дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям спорта как основы их физического и социально-коммуникативного развития.
Этапы проекта :
1. Подготовительный (информационно- накопительный)
2. Основной (практический)
3. Заключительный.
1 этап - подготовительный
-Составление перспективного плана
-Разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
-Подбор оборудования, материала поданной теме;
-Для родителей – подбор специализированной литературы о здороьесберегающих технологиях.
2 этап - основной
Проведение комплекса мероприятий по проекту;
Работа с детьми, работа с родителями
3 этап – заключительный
Изготовление лэпбука «Моё здоровье»
Проведение квест-игры
Работа с родителями:
Информация: «Правила по формированию здорового образа жизни»
Консультации для родителей : «Здоровое питание — это путь к здоровью ребёнка», (приложение 1)«Влияние спорта на здоровье детей»(приложение 2, «Режим дня и его значение»(приложение 3).
Буклеты «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка» (приложение 4)
мероприятия
октябрь Оформление информационного стенда для родителей по теме : «Правила по формированию здорового образа жизни»
декабрь консультация для родителей : «Здоровое питание — это путь к здоровью ребёнка»,
февраль Консультация для родителей «Режим дня и его значение»
апрель Консультация для родителей «Влияние спорта на здоровье детей»
Буклеты «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка»
Работа с детьми:
План проведения мероприятий в подготовительной группе по проекту
мероприятия
ноябрь 1. Беседа «Что мы знаем о человеке, части»
2. ООД «Что у нас внутри?»
3. Просмотр с детьми видео «Строение тела человека»
4. Дидактические игры «Угадай по описанию», «Ты моя частичка», «Органы чувств»
декабрь 1. Беседа «Чистота- залог здоровья»
2. Эксперименты: «Как передаются микробы», «Почему нужно мыть руки с мылом», «Зубная эмаль- что это такое?», «Есть ли разница, как чистить зубы»
3. ООД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) с использованием техники «Клясография» на тему: «Опасные вирусы»
январь 1. Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда»
2. Эксперименты: «Правильное питание- залог здоровья»
3. Дидактическая игра «Полезно-вредно»
февраль 1. Беседа «Для чего нужен режим?»
2. Составление коротких рассказов по картинкам о режимных моментах.
3. Дидактические игры «Что сначала- что потом», «Мой распорядок дня»
4. Просмотр мультфильма «Смешарики» из серии Азбука здоровья «Распорядок»
март 1. Беседа «Наше настроение»
2. Игры и упражнения для развития эиоциональной сферы.
3. Дидактическая игра «Эмоции»
апрель 1. Беседа «Спорт-это здоровье»
2. Мини-кросс
3. Дидактические игры на тему «Спорт»
4. Квест-игра «Здоровым- быть здорово»
Список литературы.
1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет; развитие речи и воображения. Москва, 2009 г.
2. Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Москва, 2003 г.
3. Галанов А. С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Зайцев Т. К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.
Каркушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
5. Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское энциклопедическое творчество. 2004 г.
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/08/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-rezhim-dnya-i-ego
7.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vlijanie-sporta-na-zdorove-detei.html
8.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-dou-zdorovoe-pitanie.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультация для родителей «Здоровое питание — это путь к здоровью ребёнка»
Здоровье-главная ценность человеческой жизни. Каждому ребенку хочется бегать не уставая, плавать, прыгать и играть, а каждому родителю хочется видеть своего ребенка сильным, энергичным, бодрым,а главное –здоровым. Плохое самочувствие является причинами отставания в росте и в общем развитии детского организма. Поэтому важно научить ребенка думать о своем здоровье, заботится о нём и знать, как не навредить своему организму.
С самого рождения у ребенка формируются вкусовые пристрастия, привычки. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Самую главную роль в формировании здорового образа жизни играет семья. Именно в детском возрасте важно дать ребенку представление о здоровом питании, подвести к тому, что здоровое питание должно являться частью повседневной жизни. Здоровое питание – залог отличного самочувствия, хорошего настроения, работоспособности, и важнейшее условие нашего здоровья. И только пример родителей ляжет в основу будущей культуры питания ребенка.
Что значит здоровое питание
Здоровое питание — это употребление продуктов, содержащих все необходимые для развития витамины и микроэлементы. В эту категорию никак не вписываются те блюда, которые сегодня ест большинство ребят. К сожалению, выбор делается в пользу фастфуда: он и вкусный, и быстро готовится, а значит, можно на скорую руку покормить голодного ребенка. Подход в корне неверный и совершенно не вписывается в представления о полезном питании для детей.
Основные принципы здорового питания дошкольников остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.
1. Питание должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.
2. Пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условия хранения и целостность упаковки. Недопустимо покупать продукты у случайных лиц, в местах не установленной торговли.
3. Необходимо обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.
4. Пища должна химически "щадить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но многие врачи рекомендуют расширять эти границы максимально.
5. Для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.
6. Необходимо соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.
7. Ребенок должен иметь хороший аппетит и не переедать!
10 правил на пути к здоровому питанию ребенка
1. Лучший пример для ребёнка — их родители. Решив ввести здоровое питание для детей, мамам и папам следует начать с себя и придерживаться правил.
2. Пища должна быть привлекательна и ароматна.
3. Утром, если до завтрака в детском саду более 1,5 часов можно съесть яблоко, салат или полчашки сока.
4. Голод утоляют не сладкой пищей, а продуктами, содержащими белок (творог, молоко и т. д.)
5. Любой прием пищи начинать с овощей или фруктового сока.
6. Приучайте ребенка не перекусывать на ходу и проводить за столом не меньше 20 минут. В таком случае можно быть уверенным, что пища переварится и усвоится организмом.
7. При составлении ежедневного меню учитывайте вкусы ребенка, а также наличие хронических заболеваний.
8. Установите четкий режим, ребенок должен питаться не реже четырех раз в день.
9. Выпивать перед ночным сном полстакана кефира.
10. Не выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.
Приучая ребенка питаться правильно, вы закладываете основу его физического здоровья.
При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения.
Как здоровое питание влияет на иммунитет ребенка
Существует много способов укрепить иммунную систему ребенка. Это и закаливание, и создание оптимальных бытовых условий, и строгое соблюдение режима сна и отдыха. Но самым важным фактором повышения иммунитета является здоровое питание. Иммунная система, которая недополучает питательные вещества, просто не способна в полной мере справиться с возложенными на нее функциями.
В рационе ребенка обязательно должны присутствовать:
• Зеленые листовые овощи.
Витамины, минеральные вещества и другие ценные нутриенты в изобилии содержатся в шпинате, петрушке, сельдерее, щавеле, салате и спарже. Сюда же можно отнести различные виды капусты: белокочанная, брокколи, цветная, пекинская и т. д. К сожалению, зеленые овощи по своим вкусовым качествам не слишком привлекательны для детей. Но из них можно готовить смузи и коктейли, добавляя туда более сладкие плоды: яблоки, бананы, морковь и т. д.
• Лук и чеснок.
Эти продукты повсеместно используются в качестве противопростудного средства. И в луке, и в чесноке много серосодержащих соединений, которые способны эффективно обезвреживать возбудителей инфекций. Фитонциды лука и чеснока оказывают исключительно мощное нейтрализующее воздействие на бактерии, многие виды простейших и грибов. Чеснок и лук богаты витаминами, макро- и микроэлементами. В них содержаться биологически активные вещества, которые укрепляют иммунитет, снижают вероятность развития онкологических заболеваний, нейтрализуют действие свободных радикалов, помогают избавиться от паразитов.
• Красный перец.
Жгучие плоды красного перца, также как лук и чеснок, насыщены фитонцидами. В них много витаминов A и C, калия, магния, железа. Вещество капсаицин, придающее плодам жгучий вкус, обладает выраженным противоопухолевым действием.
• Цитрусовые.
Апельсины, лимоны и прочие цитрусовые содержат большое количество витамина C. Этот исключительно важный витамин участвует в разнообразных метаболических процессах, в том числе в иммуномодулировании.
• Ягоды.
Малина, клубника, ежевика, черника, клюква и другие ягоды — богатейший источник витаминов, минеральных веществ, дубильных соединений, органических кислот, пектина.
• Орехи и семена.
Много витаминов (особенно витамина E) содержится в орехах, семенах тыквы и подсолнечника. Витамин E является мощным антиоксидантом и принимает участие в защите от вирусных и бактериальных инфекций. Кроме того, в орехах содержатся полезные омега-3 жирные кислоты, которые играют важную роль в иммунном ответе при инфекционных заболеваниях.
• Мед.
Общеукрепляющие свойства меда хорошо известны. Мед является традиционным средством профилактики и лечения простудных заболеваний. Маленьким детям употреблять мед нужно с осторожностью из-за риска развития аллергической реакции.
Эти продукты не только обеспечивают повышение иммунитета, но и улучшают работу всех органов и систем за счет насыщения организма незаменимыми нутриентами. Кроме перечисленных продуктов, для укрепления иммунитета рекомендуется употреблять бобовые, корнеплоды, абрикосы, гранаты, тыкву, яблоки. Из специй особенно полезна куркума. За день желательно съедать пять чашек разнообразных овощей, ягод и фруктов.
Таким образом, здоровое питание – это наиболее важный «проект», которые родители должны воплотить, воспитывая детей. Если детский организм будет снабжаться всеми необходимыми для него веществами, а вредные продукты будут сокращены до минимума, родители обеспечат ребенку гармоничное развитие и крепкое здоровье.
Помните:
«Здоровый ребенок – это счастливая семья!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей на тему : «Влияние спорта на здоровье детей»
К несчастью, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России и Мире. Очень много факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление современных гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в дошкольном учреждении; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо природы :цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького дошкольника. Поэтому важно укреплять здоровье всего организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета закаливание,прогулки, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физической культурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья ребенка. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Физическая культура положительно влияет на рост костей и мышц, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег,прыжки и приседания. Это принцип, идеология, целая система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать нескольким правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень различные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения. По мере подрастания ребенка упражнения становятся все более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме с музыкальным сопровождением, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа детского сада и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для всего организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 5-9% дошкольников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 5 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 3-4 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта :
при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются много клеток жира;
спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни,
спорт положительно влияет на скелет человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного быстрее поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
улучшает внимание и познавательные способности детей;
человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер и дух.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
выработка навыка правильной осанки;
укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
тренировка ослабленных мышц;
удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.