Елизавета Никитина
Проект по физической культуре «Стретчинг и я» для детей старшего возраста
Проект «Игровой стретчинг в моей жизни!»
Цель. Удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения.
Задачи.
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы,
Публикация «Проект по физической культуре „Стретчинг и я“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Игровой стретчинг
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
Образовательные
1. Ознакомление детей с терминами : физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
2. Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
3. Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
2. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений.
Новизна проекта : Внедрение в образовательный процесс новой методики и технологий по здоровьесбережению.
Этапы реализации проекта
1 этап — информационно — аналитический
1. Подбор и изучение литературы «Что такое игровой стретчинг?»
2. Подбор упражнений для использования в организованной деятельности.
2 этап — проектировочный
1. Применение упражнений с использованием элементов «игрового стретчинга» в деятельности с детьми на физкультурных занятиях, в гимнастике, подвижных играх (дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, силовые упражнения; гимнастика для позвоночника; массаж ног; растяжка; гимнастика для развития ощущений; внимания)
2. Сюжетно-ролевые игры с включением элементов игрового стретчинга.
3. Консультация для родителей: «Игровой стретчинг - что это такое? - Осознанное понимание важности выполнения упражнений в домашних условиях.
4. Памятка «Десять советов родителям о здоровом образе жизни»
3 этап – Коллаж «Мое любимое упражнение!»
I этап
УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА
«БАБОЧКА»
И. п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола (дыхание произвольное, движения динамичные).
«ЗМЕЯ»
И. п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение (вдох в первой фазе, выдох во второй).
«ПТИЦА»
И. п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и. п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и. п. (вдох при взмахе, выдох при наклоне).
«ЛИСЕНОК»
И. п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й)
«ВЕТОЧКА»
И. п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и. п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й)
«РЫБКА»
И. п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и. п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2.
«ПОТЯГУШЕЧКИ»
И. п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (на предплечьях).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
Движения динамичные с задержкой в каждой позиции. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.
«КРЕСТИКИ»
И. п. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади в низком упоре (на предплечьях) .
1. Поднять ноги, колени «мягкие» и делать перекрестные движения.
2. Вернуться в и. п. Движения динамичные, дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.
«КОШЕЧКА»
И. п. Встать на четвереньки, ноги вместе, пальцы ног упираются в пол.
1. Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»)
2. Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»)
Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во второй. Повторить 4-6раз
«ПЧЕЛКА»
Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.
«ПЕТУШОК»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.
«ГОРКА»
Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться лицом коленей.
«МУРАВЕЙ»
Сесть, скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. 5
«ВЕТОЧКА»
Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.
«ДЕРЕВЦЕ»
И. п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.
1) Поднять прямые руки над головой – вдох.
2) Опустить руки, расслабиться – выдох.
«ЗВЕЗДОЧКА»
И. п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.
2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.
«ДУБ»
И. п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсед, ноги крепко упираются в пол – вдох.
2) Руки опустить, расслабиться – выдох.
«СОЛНЫШКО»
И. п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.
1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.
2) И. п.
«ЛЕБЕДЬ»
И. п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.
2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.
3) И. п.
4) И. п.
«СЛОНЕНОК»
И. п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.
1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.
2) И. п.
«ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ»
Лечь на спину, руки раскинуть, ноги максимально выпрямлены. Медленно поднять правую ногу до прямого угла, вытянуть ее, а затем опустить влево, касаясь пола. Голову при этом повернуть направо. Выполняя движения в обратном порядке, вернуться в исходное положение. Повторить левой ногой.
«КОЛЕЧКО»
Лечь на спину, поднять прямые сомкнутые ноги, медленно завести их за голову и коснуться ногами пола. Если вам удастся удержаться в этом положении какое-то время, чтобы восстановилось легкое и естественное дыхание, то можно делать упражнение только один раз. Попробуйте сохранять позу 1 минуту. Потом сядьте и очень медленно потянитесь.
«РАКУШКА»
И. п. лёжа на животе; прогнуться, захват обеими руками ног и покачаться.
«ЛОДОЧКА»
И. п. лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой, ноги прямые; на 1 - ладошки лодочкой, ноги вместе тянем на себя вверх, напрягаем, голова вверх; на 2- и. п.
«МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК»
И. п. лечь на спину; на 1 - не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище, ладонями рук согнутых в локтях, поддерживать спину; на 2 – и. п.
«ПОЛУШПАГАТ»
И. п. стойка на коленях; на 1 - одна нога плавно выпрямляется назад, или в сторону; на 2 - глубокий сед, руки в стороны; на 3 - и. п. упор руками ноги в стороны, голова вперёд.
Упражнения на релаксацию
«БУБЕНЧИК»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
II этап Сюжетно-ролевые игры с включением элементов игрового стретчинга
Сказка по-игровому стретчингу.
«Жадный медвежонок»
(с детьми старшего возраста)
Цель: укреплять мышцы, осанку, развивать чувство ритма, снять закомплексованность через упражнения на статистическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.
Ход:
Послушайте сказку о жадном медвежонке.
Давным-давно в дремучем лесу жил медвежонок. Был он жадным и больше всего на свете любил мёд. Со всей округи звери несли мёд медвежонку.
Приходили волки, лисы (ходьба обычная, руки на поясе. Затем на внешней стороне ступни, зайцы (на пятках,
несли в мешках (полу присев) и отдавали медвежонку (на носках, руки вверх).
Мёда набралось так много, что медвежонок велел по всему лесу поставить бочки.
Они стояли на земле, на камнях (руки на поясе; ноги на ширине плеч. Наклон вниз, поднять голову вверх,
стены (потянуться правой рукой направо, затем левой – налево. Смотреть на пальцы рук, висели на деревьях (подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном).
Листья звенели от порывов ветра (подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном).
Любил медвежонок собой полюбоваться (правая рука на левом плече, повернуться на лево. Левая рука на правом плече, повернуться направо, круговые вращения головой вправо, затем влево, руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Правую ногу поставить на пятку, на носок. То же с левой ногой).
Каждый день медвежонок ел мёд. А его всё несли и несли (прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки перед собой ладонями вверх. Прыжки вокруг себя).
До того дошла жадность и обжорство медвежонка, что вставать ему стало тяжело (сесть по-турецки и отдохнуть после прыжков).
Но и этого было мало ему. Увидел медвежонок, что мёда становится меньше (встать, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, не отрывая пяток от пола). Кликнул он клич по всему лесу: “Кто умеет превращать в мёд разные вещи, пусть придёт ко мне”. И вот явился заяц. Дотронулся до лап медвежонка палочкой и пропал.
Вскочил медвежонок (ноги вместе, руки на поясе. Присесть, руки вперед. Встать) и побежал проверять силу волшебства.
Бежит и притрагивается своими лапами то здесь, то там (присесть, руки в стороны, встать). И вот … нежные ароматные цветы и свежая зелень листьев превратились в бочки с мёдом.
Медвежонок считал себя самым счастливым на земле. Он подбежал к реке с рыбками (лечь на живот, руки вдоль туловища, ноги вместе. Прогнуться назад, руки вперед – в стороны. Ноги по очереди вверх-вниз). И только протянул он руку, как журчащая прозрачная вода превратилась в мёд. Поймал он бабочку и превратилась она в горшочек с мёдом (сесть по-турецки, ноги стопа к стопе. Пальцами рук обхватить стопы. Движения коленями вверх-вниз).
По лесу гуляли мама-медведица и папа-медведь. Он поспешил им навстречу, чтобы поделиться своей радостью (лечь на спину, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу). Но как только он обнял их, они превратились в бочки с мёдом (ноги вместе, руки вверх в замок. Круговые вращения туловищем право, затем влево). Как ни любил медвежонок мёд, но все-таки он предпочитал иметь живую маму и живого папу вместо этих бочек с мёдом (ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон вправо, наклон влево). Долго стоял опечаленный медвежонок в лесу.
Наконец он вернулся в свою берлогу (сидя на полу, развести прямые ноги, руки на поясе. Наклон к правой ноге, руками достать носок, выпрямиться. То же к левой ноге). Всё вокруг превращалось в мёд (лежа на животе, подпереть руками голову. Ноги поочередно сгибать и разгибать в колене). Так был наказан за жадность медвежонок. И попросил он сделать всё как было раньше, и услышал его заяц. Снова распустились цветы, полетели бабочки. А рядом были мама-медведица и папа-медведь.
Вам понравилась сказка? Какой был медвежонок? Жадность – это плохо или хорошо? А среди вас есть жадины?
Консультация для родителей
«Игровой стретчинг – что это такое?»
Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей. Часто страдают дети заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Значительное место занимают заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта.
Игровой стретчинг – это специализированная система, разработанная для детей дошкольного возраста. Она включает в себя упражнения на развитие физической силы, гибкости тела, координации движений и музыкального слуха. Занятия способствуют активизации защитных сил организма, выработке у ребенка устойчивой правильной осанки, являются прекрасным средством профилактики сколиоза и плоскостопия, укрепляют и развивают мышечную систему. Воспитание в детях чувства внутренней свободы и уверенности в себе, развитие творческих способностей, чувства ритма, воображения, координации движений достигаются благодаря занятиям игровым стретчингом.
Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня?
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны вовремя освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с боль шей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.
Занятия с детьми проводятся в игровой увлекательной форме и ориентированы как на физическое, так и на творческое развитие ребенка, все упражнения адаптированы для малышей. Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движения ми, тем самым развивая творческие способности.
Задачи игрового стретчинга состоят в следующем
1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
2. Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.
5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
7. Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений (можно начинать с 3-х лет). Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу с музыкальным сопровождением (классическая и народная музыка).
Деятельность с элементами игрового стретчинга не требует специальной одежды.
Памятка «Десять советов родителям о здоровом образе жизни»
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живё т под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.
Совет 2. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку -поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей - не должно быть противоположных распоряжений (мама - «хватит бегать»; папа - «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.
Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.
Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнения.
Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».
Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребё нка: понимание, любовь и терпение.
III Этап - коллаж «Мое любимое упражнение!»
Стретчинг и я!
рассматриваем упражнения стретчинга
«Кошечка добрая и злая»
«Веточка»