Анастасия Кабанова
Проект по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Деньги — помощники
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17» структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
Проект
«Деньги – помощники»
Вторая младшая группа
Воспитатели: Кабанова Анастасия Витальевна
2019 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Полное название проекта : «Деньги-помощники»
2. Автор проекта (Ф. И. О.) Кабанова. А. В
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Деньги — помощники“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
3. Образовательная область (познавательное развитие, художественное и т. п.) Познавательно.
4. Вид, тип проекта : познавательно – исследовательский
5. Цель и задачи проекта : расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета; укрепление семейных связей.
7. Место проведения: Группа детского сада
8. Сроки проведения: неделя
9. Участники проекта :
- Дети второй младшей группы
-воспитатели;
-родители
10. Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
11. Ресурсное обеспечение
• реальные деньги : бумажные, железные;
• муляжи денег для игры «Магазин»;
• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»;
• ноутбук для просмотра мультфильмов и презентации;
• мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный.
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и значении денег.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Основной.
Реализация проектных мероприятий :
Понедельник. Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?».
Вторник. Просмотр презентации «Деньги. Виды денег».
Среда. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».
Четверг. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают?».
Анкетирование родителей по финансовой грамотности.
3 этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух : только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах : не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Беседа «Знакомство с деньгами»
Цель:
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Показ воспитателя какими бывают деньги (бумажные, железные).
Анкета для родителей
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
Да
Нет
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
Да
Нет
3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку
Положительно
Отрицательно
4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?
Да
Нет
5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?
Да
Нет
6. Как ребенок относится к труду?
Охотно принимается за дело
Неохотно берется за дело
7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
Да
Нет
8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
Да
Нет
9. Знают ли дети профессии родителей?
Да
Нет.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.