Мандрыгина Светлана Геннадиевна
Проект по ФЦКМ для детей 3–4 лет «Дети, любовь и голуби»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ФЦКМ для детей 3–4 лет
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Красноярский краевой
специализированный дом ребёнка № 3»
(КГКУЗ ККСДР № 3)
Проект по ФЦКМ для детей 3-4 лет «Дети, любовь и голуби».
Авторы:
Старший воспитатель: Васильева А. А. ,
Воспитатель: Мандрыгина С. Г. ,
Дефектолог: Мунгалова Н. А.
Красноярск, 2023г.
Публикация «Проект по ФЦКМ для детей 3–4 лет „Дети, любовь и голуби“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Символ Мира. Голубь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Проект : «Дети, любовь и голуби».
Птица Мира и добра! Птица счастья и тепла! Эта птица – почтальон, не собьется с курса он.
Он живет на площадях, на деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет, бодро семечки клюет.
Реагирует на свист, он боится хищных птиц.
Символом свободы стал… Птицу эту кто узнал?
(Голубь)
Тип проекта : познавательно - творческий, коллективный, долгосрочный.
Участники: дети 3-4 лет, старший воспитатель, воспитатели, дефектолог.
Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2023 г.
Актуальность. Экологическое и патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, сделав кормушки для птиц и подкармливая их, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, как и чем кормить птиц.
Патриотическое чувство – не возникает само по себе - его надо воспитывать в ребенке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в раннем детстве. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма и любви к живой природе.
Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о голубях. Воспитывать бережное отношение к птицам. Формировать у детей патриотические чувства, дать понятие детям – «Голубь птица мира».
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
• дать детям понятие, что голубь является символом мира;
• уточнить знания детей о мире, дружбе.
• сформировать представления детей о птице (голубь, научить отличать их от других городских птиц.
Развивающие задачи:
• развивать активный словарь: мир, дружба, голубь мира, солнечный круг.
• развивать мелкую моторику рук, пробудив желание самим принять участие в изготовлении символа Мира, используя имеющиеся навыки по вырезанию и конструированию из бумаги
• развивать общую моторику.
• развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к Родине.
• формировать интерес и любознательность, воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам, живой природе, окружающей среде
Ожидаемые результаты: дети овладели понятием «Голубь птица мира»; имеют простейшие представления о голубях (живут рядом с человеком, питаются семенами, зерном; зимой нуждаются в помощи человека - подкормке); научились отличать голубя от других городских птиц.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1. Выявление первоначальных знаний у детей о птицах.
2. Обсуждение цели, задачи с педагогами и дефектологом.
3. Подбор презентаций, литературы, фотографий, плакатов о предстоящем проекте.
4. Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС (фотозона, выставка детских работ).
5. Чтение стихов, сказок, рассказов о голубях.
6. Просмотр мультипликационных фильмов о птицах.
7. Изготовление масок-ободков для ПИ «Летите, голуби, летите!»
8. Составление конспекта мероприятия.
Основной этап.
месяц сентябрь сентябрь ноябрь декабрь декабрь
Деятельность с детьми Изобразительная деятельность:
Рисование. «Голубь-символ мира»
Лепка. Тема: «Голубь зёрнышко клюёт»
Аппликация. Тема: «Голуби-ладошки»
Подготовка и проведение для детей развлечения «Голубь мира» См. приложение №1.
Подготовка и проведение интегрированного занятия «Летите, голуби, летите!»
для детей. См. приложение№2 Подготовка и проведение занятия по конструированию «Эта птица почтальон, не собьётся с курса он!» см. приложение №3 Подготовка к конкурсу «Кормушка для птиц». Вывешивание кормушек на участки и награждение победителей.
См. приложение №4
Подготовка и реализация акции «Письмо Деду Морозу на почтовых голубях».
Подготовка и презентация итогов деятельности по проекту.
Размещение проекта на сайте КГКУЗ ККСДР№3 и Маам. ru
Взаимодействие с воспитателями Предложить воспитателям других групп присоединиться к проекту. Привлечь воспитателей с детьми поучаствовать в изготовлении аппликации «Голубь мира». Выучить и поиграть с детьми в подвижную игру «Летите, голуби, летите» Предложить педагогам поучаствовать в конкурсе «Кормушка для птиц» Пригласить педагогов на презентацию проекта.
Заключительный этап.
Оформление фотоальбома совместно с детьми по проекту «Дети, любовь и голуби».
Библиографический список:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2014
• Ильина Т. А. «Проектная деятельность в детском саду»
• Сказка «Голубок и Голубка» Ирис Ревю
• Сборник стихов про голубей.
• Сказка про голубя.
• Видео YouTube Елена Сарёва «Голубь – символ Мира»
• Индийская сказка «Мудрый голубь»
• hobobo.ru›stihi/stihi-o-goluby Рассказы и сказки дляя детей про голубей.
• Бондаренко С. П. «Всё о голубях».
Приложение №1.
Сценарный план развлечения «Голубь мира»
для детей 3-4 лет в рамках проекта «Дети, любовь и голуби».
Форма проведения: праздничное развлечение на улице.
Участники:
• Воспитанники от 3до 4 лет;
• Воспитатели;
• Гость праздника - голубевод Николай Николаевич Байков в роли Волшебника.
Цель: Знакомство детей с международным праздником «День Мира», с символом мира - голубь. Создание позитивного настроения в ходе праздника.
Образовательные задачи:
• дать детям понятие, что голубь является символом мира;
• уточнить знания детей о мире, дружбе.
Развивающие задачи:
• развивать активный словарь: мир, дружба, голубь мира, солнечный круг.
• развивать мелкую моторику рук, пробудив желание самим принять участие в изготовлении символа Мира, используя имеющиеся навыки по вырезанию и конструированию из бумаги
• развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к Родине.
Предварительная работа:
• проведение беседы о необходимости мира во всем Мире.
• разучивание песни «Солнечный круг», «Когда мои друзья со мной».
• изготовление из бумаги символа Мира – белого голубя, прикреплённого на палочку (каждому ребёнку).
Ход праздника:
Организационный момент.
Дети под музыку заходят на детскую площадку.
Ведущий:
Сегодня праздник нас собрал, Не ярмарка, не карнавал! Здесь праздник Мира наступил, И в круг ребят всех пригласил!
Дети, 21 сентября все люди отмечают праздник – Международный День мира. Мир на нашей планете – это мир в сердцах и душах всех людей нашей большой планеты.
Согласно традиции, в честь Международного дня мира люди всей земли звонят в колокола. Звон колокола - это напоминание нам, людям, что самое ценное в жизни это сама жизнь. И нашу жизнь мы должны беречь сами! Звон маленького колокольчика вливается в звон большого колокола Мира и как будто бы поёт – Да здравствует всеобщий Мир во всём мире!
Дети, мы сейчас с вами тоже позвоним в колокол. Это будет наш голос памяти, мира и радости. Я начну звонить, и потом передам колокольчик вам, а вы передавайте его друг другу.
(дети по очереди передают друг другу колокольчик и звонят в него).
Ребё нок: Мир - это наша Земля! Мир - это наша планета! Мир- это радость и счастье в глазах детей! Мир - это наша страна, Россия! Мир - это наша Сибирь! Мир – это наш Красноярск!
Ведущий: Правильно - мир самое ценное на всей планете. Все люди на Земле должны дружить и не ссориться. Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да» или «нет-нет». («Да-да-да» мы хлопаем в ладоши, а со словами «нет-нет-нет» мы топаем ногами). Готовы?
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да да).
Ведущий: Какие дружные у нас дети!
Белые голуби - цвет чистоты!
Белые голуби - знак красоты!
Белые голуби, счастье несите,
Радость и мир на Земле всем дарите!
Ведущий: Ребята, к нам на праздник прилетел настоящий волшебник со своими друзьями, а друзья у него – белые голуби. Белый голубь – это символ Мира на земле!
Под музыку, навстречу детям, выходит волшебник - фокусник, машет детям рукой, приветствуя их словами: Доброе, волшебное утро, дорогие мальчики и девочки! (проходит круг и здоровается с детьми и педагогами)
Ведущий: Познакомьтесь ребята, это наш Волшебник Николай Николаевич Байков. Он – голубевод. У него есть сказочный домик для голубей и в нём живут красивые белые голуби. Николай Николаевич приготовил для вас сюрприз. (Голуби находятся в красивых клетках, закрытые блестящим покрывалом.)
Волшебник: Раз, два, три – чудо произойди!
После этих слов Волшебник срывает покрывало, и дети с удивление разглядывают настоящих, декоративных белых, голубей. Николай Николаевич аккуратно взяв голубей за лапки, показывает детям: где клюв, где глазки, где крылья, где хвостик у голубей.
Волшебник: Ребятишки, а сейчас закройте глаза ладошками и на счё т: раз, два, три – откройте глаза. Раз, два, три!
В это время включается песня «Солнечный круг» и под слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» дети открывают глаза, а голуби, красиво кружась, взмывают в небо. Ребята поднимают головы вверх: белые голуби кружатся над ними высоко-высоко в небе. Все дети и гости внимательно наблюдают за полётом голубей и машут им руками.
Ведущий: Николай Николаевич, наши дети вместе с воспитателями заранее изготовили на праздник бумажных, белых, голубей. Мы дарим Вам их на память об этом чудесном празднике и хотим, чтобы празднование Дня Мира стало для нас с Вами традицией.
Дорогие дети и гости, наш праздник «Голубь мира» завершается. Предлагаю всем сделать совместное фото с нашим замечательным Волшебником. (Фотосессия с Николаем Николаевичем и голубями и бумажными голубями).
Ведущий: До новых встреч! Мира во всём мире!
Ты – символ мира и добра,
Мой голубь белый, вольный!
Напомни людям, что пора
Уже закончить войны!
Белые голуби, счастье несите,
Радость и мир всем детям дарите!
Приложение №2.
Интегрированное занятие «Летите, голуби, летите!»
для детей 3-4 лет в рамках проекта «Дети, любовь и голуби».
Цель: познакомить детей с птицей голубь, научить называть и отличать голубя от остальных городских птиц, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи: Формировать интерес и любознательность, воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам, живой природе, окружающей среде.
Образовательные задачи: Сформировать представления детей о птице (голубь, научить отличать их от других городских птиц.
Развивающие задачи: Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, развивать мелкую и крупную моторику.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, фото голубей, видео-аудиозапись, картинки с изображением городских птиц, макет голубя, маски-шапочки голубей для детей.
Методы и приемы: Обследование предмета, показ и объяснение, игровые приемы.
Активация словаря: голубь, голубка, птенец, перо, клюв, крылья, хвост, зерно.
Предварительная работа: изготовление маски голубя, наблюдение за голубями во время прогулок и кормление птиц. Чтение стихов и рассказов о птицах, отгадывание загадок. Беседы о городских птицах, которые живут рядом с человеком, питаются семенами, зерном. Зимой нуждаются в помощи человека - подкормке.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем птиц, которые живут в городе. Мы каждый день наблюдаем за ними во время прогулки. Внимательно посмотрите на экран и вспомните название птиц ( воспитатель показывает на экране картинки с изображением: воробья, вороны, сороки, голубя) И даже знаем, как разговаривают эти птички.
- Подскажите, как поют воробьи? (чирик-чик-чик)
- Как разговаривают вороны? (кар-кар).
- Мы даже слышали, как стрекочет сорока (чек-чек, трррр).
-Правильно! А как же говорит голубь, кто-нибудь знает? (ответы детей) Дети, голуби поют красивую песню - они воркуют: ГРУ-ГРУ-ГРУ. Посмотрите на экран и внимательно послушайте воркование голубей (воспитатель включает видео-аудиозапись). Повторим хором: ГРУ-ГРУ-ГРУ!
Ребята, а когда человек хочет позвать голубя, чтобы покормить, то говорит "Гули-гули-гули". Давайте все вместе произнесё м: "Гули-гули-гули!"
Сюрпризный момент: Дети, к нам прилетела красивая птица. (Воспитатель держит в руке макет голубя). Ребята, что это за птица? ( Ответ: голубь) Посмотрите на голубя. (Дети разглядывают, трогают, гладят птицу).
-Дети, а что это такое у голубя?
- Дети : Крылья. Хвост
-Воспитатель: Молодцы, правильно. А зачем нужны крылья?
-Дети : Что бы летать. Воспитатель: Правильно. А это что такое у голубя?
-Дети : Глаза Воспитатель: Правильно. Зачем они ему нужны?
-Дети : Чтобы смотреть. Воспитатель: Молодцы! А это что такое у голубя?
-Дети : Клюв. Воспитатель: Правильно. Зачем нужен клюв голубю? Дети : клевать зернышки.
Ребята, папа это голубь, мама это голубка, а детёнышей голубя называют птенцами. (Дети хором повторяют : голубь, голубка, птенец)
А теперь приглашаю вас на физминутку.
Физминутка. (автор Сазанова Алина)
Голубь зёрнышко клевал
Вот-так, вот-так! (кисть собрать в горсть и «клевать зёрнышки из ладошки»)
Голубь зёрнышки считал
Вот-так, вот-так! ( отталкивающие движения двумя ладонями: ладони открыть и закрыть, показывая все пальчики)
Это зёрнышко – подарю я солнышку! (дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Это зёрнышко – посажу я в полюшко (приседают и опускают руки вниз)
Этим зёрнышком поделюсь с голубкою (обнимаются друг с другом)
Это зёрнышко – спрячу я под шубкою! (прячут ладошки подмышки)
Воспитатель: Как всем стало весело! Спрятали зёрнышко под шубкою? Молодцы, ребята! Дети, я сейчас вам рассажу интересную историю, а вы приготовьте свои ушки и внимательно послушайте.
«В большом-большом городе Красноярске жила-была девочка. Звали её Женя. Однажды вечером она услышала «воркование» на балконе «ГРУ-ГРУ-ГРУ», выглянула и заметила, что в углу сидит маленькая беспомощная птичка. Это был птенец голубя. Видимо, он ещё не научился летать, и упал с высокого тополя прямо на балкон многоэтажного дома. Женя накормила, напоила маленькую птичку. Девочка лечила голубку лекарствами, ухаживала за ней, кормила зёрнами, поила свежей водичкой и птичка ожила. Перья у птенца были чёрного цвета, и Женя назвала её Чернушкой. Чернушка, к сожалению, до сих пор хромает, и она не может летать на дальние расстояния. Голубка и Женя стали лучшими друзьями. А прошлой зимой Женя спасла ещё одного, замерзающего от холода, голубя. И сейчас Чернушке некогда скучать, у неё появился друг Пётр.
Вот такая история произошла в нашем городе. Понравилась вам история? (Да) А как вы думаете, про какую Женю я вам рассказала? (Дети догадываются, что это наша няня Женя) Да, вы угадали это наша Женя! (сотрудница Евгения)
А вот и сама Женя, встречайте! Аплодисменты! Как вы считаете, хорошо поступила наша Женя? Ответы детей : Да!
Женя, покажи нам, пожалуйста, своих голубей. (На экране появляются фотографии голубей и Женя рассказывает, как спасла 2-х голубей и как они живут у неё, чем кормит.)
Воспитатель: предлагаю вместе с Женей поиграть в подвижную игру. Надеваем на головы маски-шапочки с голубями.
Подвижная игра: (автор Сазанова Алина)
Летите, голуби, летите! (дети машут крыльями, бегая по залу)
Земной шар вы обогните.
На рассвете поутру
Прилетайте ко двору! (дети подбегают к воспитателю и Жене, обнимаются)
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? (Да) Вы познакомились с птицей голубь, научились называть и отличать голубя от остальных городских птиц: воробья, сороки, вороны. Послушали настоящую историю про спасение голубей.
Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы. Сейчас я предлагаю всем дружно пойти на улицу и покормить голубей : в кормушку насыпать семечки и зерно.
Приложение №3
План-конспект занятия по конструированию из бумаги «Эта птица почтальон, не собьётся с курса он! (почтовый голубь)».
Задачи: Обобщить знания детей о голубях, дать представление о породе голубей (почтовый, воспитывать уважительное и бережное отношение к братья меньшим, желание помочь им в трудное время года.
Совершенствовать умение в работе с бумагой. Учить создавать из бумаги объёмную фигуру – птицу. Формировать навык сгибания бумаги в разные стороны.
Развивать внимание, память, мышление, логическое и пространственное воображение; Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе с бумагой.
Предварительная работа: наблюдение за голубями на прогулке, рассматривание иллюстраций, разучивание жестовой игры "Голуби".
Оборудование: Бумага и картон белого цвета, ножницы, карандаш, картинка с изображением почтового голубя.
Содержание организованной образовательной деятельности.
Сюрпризный момент. Подведение к теме занятия.
-Дети, утром, насыпая корм в кормушку, я нашла письмо (показывает письмо и читает.)
«Дорогие, дети! Спасибо вам за то, что вы как настоящие друзья природы помогаете многим обитателем нашего общего дома – планеты Земля. Вы заботитесь о нас, помогаете нам выжить. Попробуйте догадаться, кто мы.
Во всех странах мира живём,
К дружбе народы зовём.
В песнях нас воспевают,
Символом мира считают. (Голуби.)
Правильно, это письмо прислали голуби.
Известно с давних нам времен, что эта птица – почтальон (показ иллюстрации).
Почтовые голуби находят путь домой из любой точки мира. Способность «почтарей» вернуться в родную голубятню откуда угодно заметили еще древние греки. С тех пор голуби на службе человечества.
В давние-давние времена, когда Русь от врагов защищали богатыри, почту и телефон людям заменяли птицы – это голуби.
Жестовая игра "Голуби"
В голубятне моей (складываем прямые ладони домиком)
Десять белых голубей, (поочередно разгибаем пальцы на обеих руках)
Вот я дверцу открываю, (соединяем ладони и разъединяем их)
Их на волю выпускаю, (разводим руками)
И они летят, летят,
Куда захотят (перекрещиваем руки и машем кистями)
Высоко-высоко (встаем на носочки, тянем руки вверх)
Далеко-далеко, (раскидываем руки в стороны)
И всегда я очень рад, (улыбаемся)
Когда они летят назад! (складываем прямые ладони домиком)
Давайте сегодня с вами сделаем таких почтовых голубей и отправим с ними письма Деду Морозу. А теперь приступаем к работе.
1. Один лист складываем гармошкой, на втором – рисуем профиль голубя (обводим ладошку ребенка). Главное, чтобы наш голубь был похож на птицу – у него должна быть голова с клювом, туловище и хвост (предлагаем ребенку дорисовать клюв).
2. Теперь нужно вырезать голубя по контуру, посредине сделать небольшую прорезь (длиной примерно 5 см) и с обеих сторон нарисовать карандашом кружочки-глаза. Сложенный гармошкой лист сгибаем пополам, а потом разгибаем обратно. После этого вставляем лист в прорезь – так, чтобы место сгиба оказалось посередине. Осталось слегка расправить крылья, и вот он, голубок!
Вот какие голуби у нас получились и теперь мы можем отправить наши письма не обычной почтой, а «голубиной».
Приложение №4.
Положение о смотре-конкурсе
в рамках проекта «Дети, любовь и голуби».
06.12.2023г.
«Кормушка для птиц»
1. Общие положения
Главной целью является выявление творческого подхода в изготовлении кормушки.
Задачами смотра-конкурса являются:
- создание благоприятных условий для образовательной работы с детьми;
- воспитывать у детей заботливое отношение к птицам;
- развивать интерес к изготовлению поделки;
- выявление творческих способностей педагогов, проявление инициативы и фантазии
1.2. подведение итогов смотра-конкурса 19.12.2023г.
смотр проводится 22.12.2023г.
2. Организация и проведение смотра-конкурса:
для организации и проведения смотра в отделении создается комиссия в составе:
- ст. воспитатель - Васильева А. А.
- дефектолог – Мунгалова Н. А.
- воспитатель гр. «Василек» - Пономарева Т. В.
-воспитатель гр. «Малютка» - Павлова Н. А.
-воспитатель гр. «Колокольчик» - Самсонова Е. Е.
-воспитатель гр. «Смородинка» - Папенькина Е. В.
3. В оценке кормушки и при проведении итогов смотра-конкурса комиссия руководствуется следующими критериями:
- разнообразие и оригинальность использования материалов
- внешний вид, эстетическое оформление кормушки
- трудоемкость выполнения работы
- практичность использования кормушки (должна быть такой, чтобы ее можно было повесить на улице)
Подведение итогов и награждение
1. При подведении итогов смотра-конкурса члены жюри определяют победителей;
2. Победители, занявшие 1, 2, 3-е место и участники смотра-конкурса награждаются грамотами;
3. Так же будут определены следующие номинации:
4. «Оригинальная кормушка»;
5. «Самая веселая кормушка»;
6. «Приз зрительских симпатий».
По итогам смотра-конкурса старший воспитатель совместно с воспитателями оформляет фотоотчет и размещает его на сайте дома ребенка.
Сводный протокол
членов жюри смотр-конкурса кормушек «Кормушка для птиц»
№ Фамилия и имя участника конкурса Оценка членов жюри Итоговая оценка
1 2 3
Старший воспитатель отделения №2 Васильева А. А.
Результаты реализации проекта.
Проект полностью реализован, цель проекта достигнута. Присутствуют положительные результаты, как у детей, так и у педагогов. У детей расширились представления о птицах. Дети овладели понятием «Голубь птица мира»; имеют простейшие представления о голубях (живут рядом с человеком, питаются семенами, зерном; зимой нуждаются в помощи человека - подкормке); научились отличать голубя от других городских птиц. Таким образом, в доступной для детей форме происходит приобщение к базовым ценностям: чувства патриотизма и любви к живой природе.
Распространение результатов проекта :
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Имеющийся опыт легко применим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Результаты проекта были представлены на итоговом педагогическом совете. Дальнейшее взаимодействие между участниками проекта продолжено после окончания проекта.