Татьяна Федотова
Проект по духовно-нравственному воспитанию у детей средней группы «Благовещение»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному воспитанию
у детей в средней группе компенсирующей направленности
«Благовещение»
Актуальность проекта : духовно-нравственное воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания духовности в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать духовные и нравственные законы, чему учит и что проповедует православная вера. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к истокам национальной культуры.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию у детей средней группы „Благовещение“» размещена в разделах
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта : Знакомить с историей и народными традициями православного праздника-Благовещение его ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к вере предков и сегодняшним христианам.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с историей и традициями праздника.
2. Продолжать знакомство с фольклорными песнями, закличками, играми и танцами.
3. Проводить работу с родителями, привлекая их к духовно-нравственному воспитанию детей в семье.
Коррекционные:
1. Совершенствовать грамматический строй речи, словообразование.
2. Развивать связную речь.
Развивающие:
1. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и фольклорной музыкой.
2. Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.
Воспитывающие :
1. Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине;
2. Воспитывать будущих православных христиан;
3. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Вид проекта : Краткосрочный
Продолжительность: 2 недели
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой
Участники проекта : дети средней группы компенсирующей направленности, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование нравственных чувств в процессе реализации целей и задач проекта.
2. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках.
3. Повышение заинтересованности родителей в формировании нравственных чувства у детей.
Этапы формирования
Подготовительный этап
Работа с родителями: анкетирование, приобретение русских-народных костюмов. Стендовая информация о празднике.
Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия в музей «Русская изба», сравнение старинной и современной утвари.
Музыка Прослушивание записей русской-народной мелодии «Игра на гуслях; народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Летели две птички»
Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит», «Ой кулики, жаворонушки»
Физическая культура: Разучивание русской-народной игры: «Гори-гори ясно».
Лепка из теста «Жаворонки», Рисование По сюжетам русских народных сказок
Речевое развитие: изготовление словесных и дидактических игр по теме, активизация словаря.
Существительные: праздник, благая весть, изба, хозяюшка, печь, тесто, чугун, миска- кастрюля, мутовка- венчик, мука, масло, дрожи, сахар, соль, скалка, противень, сарафан, косоворотка, кокошник, картуз, хоровод.
Прилагательные: веселый, весенний, нарядный, румяный, сладкий, вкусный, соленый, печеный, российская, русская, задорная.
Глаголы: Замешивать, отмечать, выпекать, стряпать, гордиться.
Наречия: Хорошо, смело, задорно.
Рассматривание предметов старины, открыток, фотографий, картинок с изображением праздника, презентации.
Беседа о русских костюмах, рассматривание их элементов.
Чтение русских народных сказок.
Загадывание загадок о весне.
ЧХЛ: заучивание стихотворений, закличек, примет.
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр. Просмотр мультфильма «Благовещение».
Основной этап
Логопедическое Тема: Пересказ р-н сказки «Заюшкина избушка».
Лепка «Жаворонки» /из теста/
Рисование Тема: «Русские народные сказки»
Физкультура проведение р-н подвижной игры: «Гори-гори ясно»
Музыка Прослушивание записей р-н мелодий, разучивание р=н пляски «Летели две птички», пение р-н песни «Вот уж зимушка проходит»
Беседа «Благовещение».
Чтение отрывка из детской библии «Благовещение»
Разучивание пословиц и примет о празднике.
Заучивание стихотворения А. Красницкого «Прошли уже века, но также, как и прежде «
Д/и «Один-много», «Предметы старинны», «Закончи предложение», «Какой праздник?», «Что лишнее».
Организация экскурсии в музей «Русская изба», храм в честь иконы Б. М, «Неупиваемая чаша»
Заключительный этап
1. Фольклорное развлечение «Благовещение - встреча весны»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для родителей
1. Какие из данных направлений в воспитании вашего ребенка являются наиболее важными. (прономеруйте в порядке убывания)
-интеллектуальное развитие
- формирование здорового образа жизни
- духовно- нравственное развитие
-патриотическое воспитание
- физическое воспитание
- компетентность в общении
- художественно-эстетическое воспитание
2. Как вы понимаете - духовно- нравственное воспитание
3. Как вы видите взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ по формированию нравственности у ребенка.
4. Важен ли личный пример педагогов и родителей.
5. Какие нравственные чувства вы хотели бы воспитать в детях.
-уважение к старшим
-любовь к родным
- любовь к родному языку и культуре
- верность русским-народным традициям
- положительное отношение к славным защитникам нашей Родины
- гордость за свой город
- чувство бережливости ко всему, что создано руками дедов и отцов, других людей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Игры на формирование грамматический строй речи
Игра «Один — много»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас, образование имен существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
сарафан— сарафаны — сарафанов,
Игра «Предметы старины»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Знакомить с историей и народными предметами.
Игра «Какой праздник?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Дидактическая игра «Что лишнее»
(карточки с рисунками предметов старины и современными, выстроенные в логические ряды)
Цель: Упражнять в умении определять лишние предметы в логическом ряду, объяснить почему этот предмет считается лишним, называть предметы одним словом.
ПОСЛОВИЦЫ
- Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.
- Кукушка навсегда осталась без гнезда, что на Благовещение его завивала.
- Крот потому ослеп, что на Благовещенье он землю копал.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»
Оборудование для игры: красный платок.
Ход игры: : дети стоят в кругу, держась за руки, в середине – Водящий с платочком в руке. Дети хором поют и идут по кругу:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три. Беги!
Дети останавливаются. Двое ребят, около которых остановился ведущий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым на прежнее место и взять платок. Теперь он становится ведущим в игре)
«Благовещение-Встреча весны» Фольклорное развлечение для детей средней группы
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с православным праздником, обычаями, традициями русского народа. Воспитывать у детей любовь к своей стране и русской культуре.
Роли: Хозяюшка, дети средней группы.
Место проведения: русская изба.
Дети и взрослые в русских народных костюмах.
Звучит рнм «Игра на гуслях», выходит Хозяйка, кланяется
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! Дай Бог тому, кто в нашем дому, Дорогим гостям, милым детушкам! Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!
Поприветствуйте и вы меня по старой, доброй традиции в пояс поклонитесь!
А я за это расскажу вам нынче про велик праздник Благовещенье - так велик, что даже грешников в аду на него не мучают. Вот ведь как!
Праздник – Благовещение, всем людям на радость! Будем птиц на волю отпускать, чтоб летели они в высь поднебесную и рассказали всем о доброте своих освободителей. Чтобы долетели они к Весне-Красне, да чтоб разбудила она землю нашу от зимнего сна.
Дети исполняют хоровод «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ» рнп) :
1. Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит. Люли, люли проходит! – 2 раза 2. Снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит. Люли, люли приводит! -2 раза 3. Встаёт солнышко пораньше, Светит красное подольше. Люли, люли подольше! – 2 раза 4. Прощай, зимушка старушка, Ты седая –холодушка Люли, люли холодушка! – 2 раза
Х: Что же за праздник – Благовещенье?
Рассказ сопровождается показом презентации «Благовещение»
В этот день к Деве Марии с неба спустился Ангел и принес ей радостную весть, что у нее родится ребенок, который спасет мир.
(Дети читают стихотворение А. Красницкого)
1. Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской -
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
2. Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
По народному поверью, Благовещенье – самый большой праздник на небесах и на земле. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице. А разрешается ли в этот день работать?
Дети: Нет. Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.
Хозяйка: Какие приметы еще вы знаете?
Дети:
- Кукушка навсегда осталась без гнезда, что на Благовещение его завивала.
- Крот потому ослеп, что на Благовещенье он землю копал.
По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола.
«Была белая да седая, пришла зеленая, молодая» (зима и весна)
В старину пели веснянки, которыми зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.
Давайте – ка, ребятки, и мы своими звонкими голосками, своей песней будем закликать весну. Она услышит нас и придет.
(Дети поют закличку «ОЙ, КУЛИКИ, ЖАВОРОНУШКИ» рнм) :
-Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам в одонушки*
-Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
-Кулик, кулик, Замыкай зиму,
Отпирай весну, Тёпло летечко!
Х: Матушка-весна! К нам скорее приходи!
С собой солнце приводи!
Будем солнышко мы звать,
Будем весело играть!
Дети исполняют хоровод «Идет матушка весна» рнп) :
Хозяйка: А давайте – ка поиграем в народную игру «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО» : дети стоят в кругу, держась за руки,в середине – Водящий с платочком в руке. Дети хором поют и идут по кругу:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три. Беги!
Дети останавливаются. Двое ребят, около которых остановился ведущий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым на прежнее место и взять платок. Теперь он становится ведущим в игре)
Хозяйка: Набегались, наигрались, а теперь отдохнуть пора.
В этот весенний день на Руси было принято делать добрые дела: освобождать птиц, выпуская их из клеток на волю. Покупали птиц у ловцов и тут же отпускали и приговаривали:
(Дети читают стихи) : 1. Птицы, маленькие птицы
Грустно жить вам в тесной клетке.
Словно узникам в темнице.
В это утро золотое
Радость льется с небосвода!
Дверцу клетки я открою –
Отпущу вас на свободу!
2. Улетайте в лес и в поле.
Вейтесь в синем поднебесье,
Прославляйте Божью волю
Радостною звонкой песней.
Дети исполняют р-н пляска «Летели две птички» :
Хозяйка:
Дети, вас я приглашаю на праздничное чаепитие. Булочки для вас я напекла, да не простые, посмотрите, они на птичек похожи.
(показывает блюдо с булочками-птичками).
Хозяйка (гостям) :
Спешу поздравить с Благовещением я Вас!
Пусть не преследует беда по жизни Вас.
Пусть душу наполняет благотворное тепло,
Пусть принесет удачу и добро оно.
Пусть в Вашей жизни никогда не будет бед,
Пускай на зло стоит у Вас запрет.
Пускай в судьбе не будет горя и ненастья.
Ведь, основное в жизни – это счастье.
Будьте добры и получите нужное благословенье.
Надейтесь на удачу и на приятное мгновенье.
Счастья, здоровья, тепла и удачи,
Пусть обойдут Вас стороной неудачи.
Дети В день апрельский мы с весною
Благовещенье встречаем
И на волю всей семьею
Божьих птичек отпускаем
Птички радостно взлетают
Птички песенку поют
Нас с весною поздравляют
И приветы с неба шлют
(Хозяйка приглашает детей, гостей, в группу на чаепитие)