Татьяна Смирнова
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Я — частичка Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Детский сад № 315»
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Я- частичка родного края»
В рамках программы «Родники Дона»
(авторы Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина)
Воспитатель : Смирнова Татьяна Георгиевна
2021 – 2022гг
г. Ростов-на-Дону
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Я- частичка родного края»
Цели:
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию „Я — частичка Донского края“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине
Задачи:
1. Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Воспитательные :
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
1. Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Актуальность проблемы:
С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта :
Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
Средства реализации проекта :
познавательные занятия, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций, художественно-творческая деятельность, просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.
Информационные ресурсы:
«Родники Дона» (авторы Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина)
Аналитический этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
Основной этап:
План реализации проекта с детьми :
«Познание» :
1. Презентация «Кто такие Казаки»;
2. Презентация «Народные гуляния казаков»;
3. Презентация «Донское Казачество»;
4. Презентация «Празднование Пасхи» (старшая группа);
5. Презентация «История Казачьего костюма»;
6. Презентация «Казачьи ремесла»;
7. Презентация «Конь – верный друг казака»;
Проведение праздников и мероприятий.
«Художественное творчество» :
Лепка, аппликация, рисование раскрашивание по темам:
1. «Дон Тихий»
2. «Музыкальная гостиная»
3. «Конь - верный друг казака»
4. «Донские степи»
5. «Это русская сторонка, это Родина моя»
6. «Рушники донских мастериц».
7. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили…».
8. «С чего начинается Родина?».
9. «Костюм казака».
«Чтение художественной литературы» :
М. А. Шолохова «Родинка», «Нахаленок», Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса"; стихотворение донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках. Лебеденко Пётр «Сказки Тихого Дона».
«Слушание музыкальных произведений» :
В. Красноскулов "Донские песни", И. Шишов "Степная симфония", народные донские песни.
«Игры донских казачат» :
«Вишенка», «Уголки», «Казачья справа», «Кто быстрее наденет одежду казака», «Ручеек», «Цепи», «Колечко».
Работа с родителями:
Привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания уголка казачьей горницы, фотографий прадедов казаков.
Презентационный этап:
1. Создание уголка казачьей станицы
2. Презентация детских работ по художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитателем совместно с детьми будет проделана работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомятся с происхождением реки Дон, природой и животными донского края, а так же с первыми жителями Донской стороны, познакомятся с традициями донского народа, изучат костюмы казаков, произведения донских писателей и музыкантов, разучат игры донских казачат, просмотрят презентации для наиболее точного представления о донской стороне, как о родном крае, и многое другое.
Полученные знания ребята закрепят в игровой деятельности, в художественном творчестве. (лепке, рисовании, аппликации)
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в
детском саду могут быть сформированы у ребёнка элементы гражданственности и патриотизма.
Дорожная карта
по приобщению детей к истокам культуры Донского края и
историей Донского казачества
на 2021-2022 учебный год
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц Мероприятие
Сентябрь 1. Оформление казачьего уголка (Макет «Казачий двор»)
Цели: - приобщать дошкольников к культуре казаков,
- познакомить о быте казаков в далеком прошлом,
2. Разучивание казачьих игр: «Вишенка», «Уголки», «Казачья справа», «Ручеек», «Колечко», «Цепи» и др.
Октябрь 1. «Донские казаки» (презентация)
Цели: -познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев,
-развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков,
-воспитывать уважение к старшему поколению.
2. Покров. «Казачьи посиделки на Покров»
Ноябрь 1. «Знакомство с казачьим костюмом»
Цели:-познакомить детей с казачьим костюмом,
-обобщить и систематизировать представления детей о казаках,
-формировать умение переносить новые знания в игру,
-развивать восприятие и память,
-воспитывать у детей любовь к родному краю
2. День матери-казачки (праздник)
Цели:-воспитывать уважение к родителям, к матери;
-обогатить представление об образе жизни женщины-казачки в далеком прошлом.
Декабрь 1. «Жизнь, традиции и обычаи казаков» (презентация)
Цели:-знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков,
-развивать познавательный интерес к истории своего народа,
-приобщать детей к народным традициям,
-воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Январь 1.«Пришла коляда – отворяй ворота» (развлечение)
Цели:-знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года,
-Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Февраль 1. Выставка детского творчества «Донские умельцы»
Цели:-расширять знания детей о ремеслах Донского края;
-воспитывать уважение к труду и людям труда.
2. «Казачий фольклор: пословицы, поговорки, песни».
Цели: -познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл;
-дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Март 1. «Весна на казачьем подворье». Посиделки. (празднование казаками прихода весны)
2. «Широкая Масленица». Чаепитие с блинами. (развлечение)
Цели:-знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года,
-Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Апрель 1. «Звуки народных инструментов»
Цели :Познакомить с народными инструментами, они служили человеку для развлечений. Казаки верили, что они обладают «волшебной силой», оберегают людей от всякого зла. Обозначить ценность человека, умеющего играть на муз. инструментах. Каждый инструмент издает свой неповторимый звук.
май 1.«Великая Пасха»- Расписывание пасхальных яиц.
Цели-познакомить детей с народным обрядовым праздником Пасхи;
-дать представление о праздновании Вербного воскресенья;
-развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков
2. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» (рассказы о подвигах казаков, Разучивание песни «Едут по Берлину наши казаки»)
Цели:
- воспитывать любовь к родной земле,
- познакомить дошкольников с историческим прошлым,