Челокьян Елена Владимировна
Проект по детскому экспериментированию «Мы — юные исследователи» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Публикация «Проект по детскому экспериментированию „Мы — юные исследователи“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Проблема: недостаточно уделяется внимание познавательным и экспериментальным возможностям старшего дошкольника как в ДОУ, так и в семье
Цель проекта : формировать у детей исследовательские умения и знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
4. Охранять и укреплять здоровье детей.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Проект «Мы-исследователи» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).
Вид проекта : творческий
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания долгосрочного проекта "Мы - исследователи".
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта. Модель педагогической работы с использованием экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Система педагогической работы с использованием экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Экспериментально-исследовательская деятельность Игры и труд, беседы Наблюдения
I. Волшебница-вода
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Опыт 2 «У воды нет вкуса»
Опыт 3 «Уводы нет запаха»
Опыт 4 «Лед - твердая вода»
Опыт 5 «Пар - это тоже вода»
Опыт 6 «Вода - жидкая, может течь»
Подготовка черенков к занятию по черенкованию комнатных растений (традесканция, сеткрезия и др.).
Игровое упражнение «Назови части растения». Моделирование «Условия для жизни растений».
Знакомство с Красной книгой.
Чтение рассказа «Лесные уроки вежливости» из книги «Азбука вежливости» Л. Васильев
Решение проблемной ситуации: «Двое ребят видят дождевого червя. Один хочет его растоптать, другой кладет на травку. Кто прав и почему? Рассказ воспитателя о роли дождевых червей в природе»
Черенкование комнатных растений Наблюдение за неживой природой (выделение признаков ранней осени)
Наблюдение за клумбами
Опыт 7 растворяются,
другие не растворяются»
Опыт 8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Опыт 9 «Вода не имеет формы»
Опыт 10 «Вода нужна всем»
Опыт 11 «Растения «пьют» воду»
Опыт 12 «У растения внутри есть вода»
Опыт 13 «Лед легче воды»
Опыт 14 «Друзья - враги»
Опыт 15 «Спичка-пленница»
Опыт 16 «Двухцветный цветок»
Опыт 17 «Спичечные бега»
Опыт 18 «Как выйти сухим из воды»
Опыт 19 «Животворное свойство воды»
Опыт 20 «Поверхностное натяжение воды»
Игровое упражнение: «Листопад - хорошо, листопад - плохо».
Рассказ об истории Земли для дошкольников. Мифы о сотворения мира
Беседа о значении воздуха.
Рассматривание муляжей (иллюстраций). Беседа о грибах.
Работа с термометром.
Знакомство с глобусом. Пояснения воспитателя
Игра «Найди деток к ветке» (определение плодов и семян к деревьям и кустарникам).
Игра «Угадай, какие птицы зимующие, кочующие и перелетные».
Знакомство с картой природных зон. Сообщить, что существуют разнообразные природные зоны. Объяснить понятие «природная зона». Наблюдение за травянистым покровом
Наблюдение за птицами
Наблюдение за дождем
Опыт 21 «Кораблик плывет по воде»
Опыт 22 «Радуга»
Опыт 24 «Вода защищает растения от низких температур»
Опыт 25 «Замерзшая вода двигает камни»
Опыт 26 «Встреча с ручейком»
Опыт 27 «Капельки»
Опыт 30 «Иней»
Рассматривание иллюстрации: «Как распространяются плоды и семена растений осенью». Объяснения воспитателя.
Беседа по астрономии на тему: «Луна и месяц - одно и то же или нет?». Оформление альбома «Луна и месяц».
Дидактическое игровое упражнение «Найди ошибку». На картинке среди животных наших лесов изображены представители других при-родных зон. Какие приспособительские особенности есть у животных, позволяющие им выживать в любых условиях природы?
Игра «Разрезные картинки» ( собери ягоды: голубику, морошку, бруснику и др.). Рассказ воспитателя о том, почему надо бережно собирать ягоды.
Разгадывание кроссворда «Животные севера и наших лесов». Рассказ
воспитателя о линьке животных и образовании подшерстка
Составление пищевой цепочки по обитателям водоема: например, икра лягушки -головастик - лягушонок - лягушка - цапля съела
лягушку.
Продолжение знакомства с Красной книгой. Рисование заповедных животных, охраняемых на территории района, области.
Рассказ воспитателя «Почему исчезли динозавры» Наблюдение за почвой
Наблюдение за лужами
Наблюдение за снегом
Изготовление кормушек для птиц и их вывешивание.
Ведение календаря наблюдений за птицами участка.
Рассказ воспитателя на тему: «Почему сменяются времена года». Рас-сматривание схемы «Движение планеты Земля вокруг Солнца».
II. Воздух-невидимка
Опыт 1 «Воздух»
Опыт 2 «Пузырьки воздуха»
Опыт 3 «Ветер - это движение воздуха»
Опыт 4 «Ветер»
Опыт 5 «Волны»
Опыт 6 «Буря»
Опыт 7 «Ветер - это движение воздуха» Рассказ воспитателя о природных особенностях края, области у географической карты.
Дидактическая игра «Кто лишний» (выбрать иллюстрации животных тундры и севера).
Рассказ воспитателя об астрономическом начале зимы - дне зимнего солнцестояния и о последующем прибавлении светового дня. Организация ухода за аквариумом.
Составление пищевых цепочек Наблюдение за природой. Выделение характерных признаков зимы
Продолжение наблюдений за птицами участка. Чем заняты птицы?
Наблюдение за деревьями
Рассматривание снежных узоров на окне. Пояснения воспитателя о природе возникновения узоров на стекле. Рисование снежных узоров под музыку.
Продолжение наблюдений за птицами участка. Привлечение детей к кормлению птиц. Познакомить с кормом. Работа с календарем наблюдений за птицами
Контроль за температурой воздуха по термометру (ртутный столбик опустился ниже 0 градусов С).
Продолжение наблюдений за птицами участка, работа с календарем наблюдений за птицами.
Опыт 8 «Ветер»
Опыт 9 «Песок путешествует по пустыне»
Опыт 10 «Гром и молния»
Опыт 11 «Летающие семена»
Опыт 12 «Пламя загрязняет воздух»
Опыт 13 «Живая змея»
Опыт 14 «Стакан-непроливайка»
Опыт 15 «Прыгающая монетка»
Опыт 16 «Яйцеглотателъ»
Опыт 17 «Капризы пламени»
Опыт 18 «Движение воздуха»
Опыт 19 «В воде есть воздух»
Опыт 20 «В воде появляются пузырьки воздуха»
Опыт 21 «Парашют»
Опыт 22 «Воздух невидим»
Опыт 23 «Воздух имеет вес»
Опыт 24 «Воздух при нагревании расширяется»
Опыт 25 «Воздух занимает место»
Игра «Найди ошибку у художника» (например, по зимнему лесу идет медведь, белки вместе с зайцами скачут по снегу и пр.). Чтение рассказов о зиме. Зарисовывание снежинок разных форм.
Дидактическая игра «Где живут птицы». Изображения птиц дети выкладывают на соответствующие иллюстрации леса и водоема
Составление пищевых цепочек.
Беседы о способах защиты животных.
Дидактическая игра «Кто лишний» (на классификацию животных по
месту обитания, например: заяц, медведь, еж, кенгуру и т. д.). Наблюдение за снегопадом. Игра со снегом
Продолжение наблюдений за птицами: «Как птицы ведут себя в полете».
Беседа о гололеде
Наблюдение за птицами. Игра со снегом
Наблюдение за ростом овса в зимнем огороде. Какие произошли изменения?
Наблюдение за звездным небом. Рассказ воспитателя о беспредельно-сти Вселенной.
Продолжить наблюдения за птицами: «Голоса птиц».
Продолжение наблюдений за птицами: «Где птицы отдыхают и спят?»
Продолжить наблюдение за прибавлением светового дня (к концу
месяца день прибавляется на полтора часа)
III. Что у нас под ногами
Опыт 1 «Посев семечка»
Опыт 2 «Сыпучий песок»
Опыт 3 «Песок может двигаться»
Опыт 4 «Свойства рассеянного песка»
Опыт 5 «Своды и тоннели»
Опыт 6 «Свойства мокрого песка»
Опыт 7 «Песочные часы»
Опыт 8 «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»
Опыт 9 «Как разрушаются горы»
Опыт 10 «Как передвигается вода в почве»
Опыт 11 «Влияние состава почвы на рост растений»
Игровое упражнение «Угадай, чей след»
Дидактическая игра «Как солнышко лису кормит»
Создание экологического панно «Водоем» (коллективная аппликация). Рассказ воспитателя о зубре как охраняемом животном.
Дидактическая игра «Я загадаю, а вы отгадайте» ( один ребенок описывает дерево в последовательности: ствол, кора, ветви, форма почек; другие дети отгадывают название дерева).
Игровое упражнение «Скажи, какой.» (о снеге, снежинке, зиме).
Наблюдение за снегом
Разгадывание речевой логической задачи «Кто обедал в птичьей сто-ловой»
Наблюдение за небом
IV. Кто в доме-природе живет
Опыт 1
«Определение возможности проживания в пустыне верблюдов,
неделями обходящихся без воды»
Опыт 2 «Как кошка языком чистит себе шерстку»
Опыт 3 «Как маскируются животные»
Опыт 4 «Определение возраста рыбы»
Опыт 5 «Жизненный цикл мушек»
Опыт 6 «Как змея меняет кожу»
Опыт 7 «Выяснение причины роста зеленых растений океана
на глубине до ста метров»
Опыт 8 «Влияние силы тяжести нарост растений»
Опыт 9 «Выращивание растений из морковных верхушек»
Опыт 10 «Растение может обеспечить себя питанием»
Опыт 11 «В розовом ростке спрятан целый дуб»
Опыт 12 «Желуди - семена дуба»
Опыт 13 «Корень -устойчивость дерева»
Опыт 14
«Корень имеет тонкие волоски,
по которым впитывается вода в основной корень»
Опыт 15 «Ветер расселяет - деревья по новым местам»
Опыт 16 «Дыхание листа» Рассказ воспитателя о календарном наступлении весны. Игровое упражнение «Назови первые весенние приметы». Дидактическая игра «Разговор по телефону». Разгадывание, кто кому звонит и почему (кошка — мышке, волк — зайцу и т. д.). Упражнение на развитие воображения. «Что изменилось в жизни водоема с приходом весны?» Игровое упражнение «Разрезные картинки». Составление из отдельных частей картинки о весне. Наблюдение за образованием приствольных кругов вокруг деревьев
Наблюдение за оживлением веток, поставленных в воду в комнате. Ведение дневника наблюдений. Предложить детям проверить примету «Какова Евдокия (14 марта,
таково и лето».
Наблюдение за поведением птиц
V. Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко
Опыт 1 «Влияние солнечного света на жить на Земле»
Опыт 2 «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Опыт 3
«Почему солнце можно видеть до того,
как оно появляется над горизонтом»
Опыт 4
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Опыт 5 «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»
Опыт 6 «Чем ближе, тем быстрее»
Опыт 7 «На ярком фоне»
Опыт 8 «Солнце на экране»
Опыт 9 «Мяч светит отраженным светом»
Опыт 10 «Тень»
Опыт 11 «Зефир и Солнце» Опыт 12 «Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении» Дидактическая игра «Что, когда цветет?».
Дидактическая игра по иллюстрациям «Кто живет в воде?».
Привлечь детей к пересадке комнатных растений.
Дидактическая игра «Природа и человек»
Игровое упражнение с использованием иллюстраций «Отбери
животных, которые плавают, бегают, летают» (классификация по
способам передвижения) Наблюдение за первыми облаками
Отметить изменения, происходящие с комнатными растениями
реле. Почему растения стали быстрее расти?
Наблюдение за сокодвижением
Наблюдение за прилетом птиц
Организовать наблюдение за первыми появившимися насекомыми: комарами-толкунами, бабочками-лимонницами.
Зарисовки цветущих деревьев. Для чего деревьям нужны Цветы? Что
можно увидеть осенью на месте цветов?
VI. Металлы
Опыт 1 «Волшебная монета»
Опыт 2 «Монета в стакане»
Опыт 3 «Зеленые монетки»
Опыт 4 «Звучащая монета»
Опыт 5 «Стальной барьер»
Рассмотреть иллюстрации весенней природы в мае. Постановка проблемного вопроса: зачем птицам нужны гнезда? Легко ли птице построить гнездо?
Предложить детям из сена, палочек «свить» гнездо. Игровое упражнение «Кто любит желуди». Знакомство с лекарственными растениями. Сообщить правила сбора, хранения лекарственных растений. Донести до сознания детей мысль о запрете сбора лекарственных растений в черте города из-за загазованности окружающей среды.
Наблюдение за появлением молодой травы Наблюдение за одуванчиком и мать-и-мачехой. Отметить, что мать-и-мачеха цветет до появления листьев. Организовать в течение месяца регулярное наблюдение за насекомыми, за цветением сирени Организовать работу по пересадке рассады какой-либо цветочной культуры в открытый грунт. Завести дневник наблюдений.
При организации работы по экспериментированию используются различные формы:
- чтение художественной литературы,
- развлечение,
- опыты,
- беседы.
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»)
Экспериментирование с воздухом : «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта».
Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
Экспериментирование с объектами неживой природы давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
-определение направления ветра;
-наблюдение за срезом сугробов;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
-рисование на сухом и мокром песке;
-что быстрее высохнет дерево или камень.
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:
-Как вы думаете, дождь будет идти целый день?
-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?
-Что будет, если на деревьях не распустятся листочки?
-Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?
-Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате? Т. д.
В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы, которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
-повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
Список литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Бобылева Л. Д. Экологические знания – дошкольникам. Д. в. №7. 1990.
3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 2006.
4. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для педагога. /Составитель Мельчаков Л. Ф. - М. : Просвещение, 1981.
5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 1998.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Занимательное природоведение. - М., Омега, 1997.
8. Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М. : Знание,1986.
9. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 1983.
10. Зверев И. Д. Экология в дошкольном обучении. - М., 1980. С. 19.
11. Зверев И. Д. Экологическое воспитание и образование: узловые вопросы. М., 1996.
12. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М. : Педагогическое общество России, 2003.
13. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. «Академия развития», 1997.