Ирина Старшова
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» для детей среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сущность человека заключается в познании нового и неизвестного. Волшебство, тайна, интерес - составляющие, которые двигают людей к открытию непознанного мира. Стремления к познаниям неизведанного наблюдаются уже у детей в дошкольном возрасте. Ребёнок ещё не может усваивать знания в научных системах, но в познавательном арсенале дошкольников уже имеются различные средства и способы познания мира. Экспериментально-исследовательская деятельность, доступная пониманию и возрасту детей, организованная под чутким руководством взрослого открывает удивительный мир предметов и явлений, вызывает бурный всплеск эмоций у детей, активизирует работу психических процессов. Процесс познания - это творческий процесс, в ходе познавательной деятельности у детей появляются интересы в разных областях окружающего мира.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Целью моей работы стало помочь детям познакомиться с окружающим миром, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка. Я считаю, что большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представления о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении, как мне кажется, играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» имеет свою направленность. Разработана на основе экспериментальной деятельности для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Реализация данной программы способствует умение добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Программа модифицирована и адаптирована к условиям дополнительного образования детей дошкольного учреждения и реализуется в нашем дошкольном учреждении.
Цель программы:
Способствовать развитию детей познавательной активности, любознательности, инициативности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
• Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость.)
• Развить у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
• Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; почва-состав, влажность, сухость.) и их обитателях.
• Социально личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, инициативности, наблюдательности, самоконтроль и саморегуляция своих действий.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, аккуратность, бережное отношение к оборудованию детской лаборатории.
Принципы
Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
Наглядность (использование методических пособий)
Развивающая и воспитательная направленность содержания.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми.
Учет индивидуально психологических особенностей детей.
Актуальность программы
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования для психологического развития ребенка нужно способствовать развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, использовать различные стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников. Овладение дошкольниками разными способами познания, в точности экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Направленность программы
- Организовать экспериментальную детскую деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Предмет программы: возможности использования опытно-экспериментальной деятельности детей, как средства развития познавательного интереса.
Гипотеза: если систематически использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Педагогическая значимость усвоение у детей вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Прогнозируемые результаты
- Умение пользоваться приборами помощниками самостоятельно;
- Умение самостоятельно работать по карточкам –схемам;
- Самостоятельно делать выводы, обобщать полученные результаты;
- Развито творческое мышление средствами любознательности;
- Умение работать в парах
Значимость программы
Возраст: Программа предусматривает возраст детей 4-7лет
Состав группы: 12 человек
Программа рассчитана на 3 года обучения и предполагает повторение одних и тех же блоков с усложнением.
Срок реализации программы: 3 года
Этапы работы программы:
Подготовительный – сентябрь – октябрь 2017г.
Основной – 2017-2020г. г.
Заключительный – май 2020г.
Формы занятия:
- Занятия
- Трудовая деятельность
- Познавательные игры
- Эксперименты
- Наблюдения
- Опыты
- Экологические акции
Содержание дополнительной образовательной программы
1 блок «Спутница нашей жизни вода»
2 блок «Что у нас под ногами»
3 блок «Предметы вокруг нас»
4 блок «Воздух вокруг нас»
5 блок «Магнитные свойства»
6 блок «Звук»
7 блок «Свет»
Для детей 4-5 лет
Месяц Тема Цель Материал Художественное слово
ОКТЯБРЬ 1. Экскурсия в детскую лабораторию Познакомить детей с детской лабораторией и ее назначением. Баночка с водой, бумажные салфетки, стакан с водой, духи, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
У зверушки на макушке, а у нас - ниже глаз. (Уши).
2. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении. Газета, колокольчик, два камня, погремушка, футляры от киндер-сюрпризов.
3. Какая бывает вода? Уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачность, без запаха, имеет вес, не имеет формы. Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, соломинки для коктейля, клеенка, небольшие передники Б. Заходер
«Течёт речка»
НОЯБРЬ 1. Прозрачная вода Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) Две непрозрачные банки закрыты крышками (одна наполнена водой, стеклянная банка, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
2. Вода принимает форму Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Воронки, высокий стакан, широкая миска, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой. В природе путешествует вода, она не исчезает никогда.
3. Замерзшая вода Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Рыбам жить зимой тепло: крыша - толстое стекло.
ДЕКАБРЬ 1. Тающий лёд Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубик льда, ложка, акварельные краски, веревочки, формочки Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
2. Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, картинки с изображением предметов. Г. Ладонщиков
«Золотистая гора»
3. Подушка из пены Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. Миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки.
ЯНВАРЬ 1. Какие предметы могут плавать? Дать представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки Э. Мошковская
«Капля в море»
2. Делаем мыльные пузыри Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
ФЕВРАЛЬ 1. Каждому камешку свой домик. Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности. Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, картинки – схемы.
2. Можно ли менять форму камня и глины Выявить свойство глины и камня. Дощечки для лепки, глина, камень речной.
3. Игры с песком
Закрепить представления о свойствах песка, активизировать речь детей.
Песочница, следы пластмассовых животных, совки, детские грабли, лейки
Г. Люшнин
«Песчаный дом»
МАРТ 1. Цветной песок
Познакомить со способом изготовления цветного песка.
Цветные мелки, песок, мелкие предметы, два мешочка, миска, терка, палочки.
Л. Квитко
«На песке»
2. Волшебное сито
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.
3. Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, новый воздушный шар, рабочие листы.
АПРЕЛЬ 1. Всё увидим, всё узнаем Познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, рабочие листы, цветные карандаши. Мышки из норки выглядывают.
(Пуговицы)
2. Воздух повсюду Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
3. Воздух работает Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы. Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
МАЙ 1. Ловись рыбка и мала, и велика Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. Игра «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Что за камешек такой, всё он тянет за собой.
(Магнит).
2. Фокусы и магнит Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Магниты, миска с водой, деревянная палочка, магнит, канцелярские скрепки и др. Будем мы сейчас играть и предметы доставать.
3. Почему всё звучит? Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Для детей 5-6 лет
Месяц Тема Цель Материал Художественное слово
ОКТЯБРЬ 1. Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть и рыхлость. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.
2. Водяная мельница. Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.
3. Какая бывает вода? Уточнить представление детей о свойствах воды, познакомить с принципом работы пипетки. Таз с водой, стаканы, бутылки, алгоритм выполнения опыта, передники клеенчатые.
НОЯБРЬ 1. Звенящая вода. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Поднос, с различными бокалами, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой.
2. Вода-растворитель. Очищение воды Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием. Сосуды разного размера и формы, вода, растворители, стиральный порошок, песок, соль, мука, марля, передники, клеенки.
3. Угадайка. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, пластмассы; емкость с водой и песком.
ДЕКАБРЬ 1. Упрямые предметы.
Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.
2. Разноцветные шарики.
. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Палитра, гуашь, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением.
3. Таинственные картинки. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
ЯНВАРЬ 1. Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; познакомить с прибором микроскоп. Небольшие машины, пластмассовые и деревянные шары, книги, неваляшка, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши. Увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых человеческим глазом.
2. Все обо всем. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. Стаканы, песок, вода, ложки, кисточки, карандаши, рабочие листы, схемы выполнения опытов.
ФЕВРАЛЬ 1. Хитрости инерции.
Познакомить с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки.
2. Что такое масса? Выявить свойство предметов -массу, познакомить с прибором для измерения массы -чашечными весами; научить способам их использования. 2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом –крупа; чашечные весы, различные игрушки и предметы для взвешивания, пачка соли.
3. Фонтанчики. Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.
МАРТ 1. Воздух. Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес; познакомить с историей изобретения воздушного шара. Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, чеснок, ванилин, воздушные шарики, бутылка, насосы.
2. Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движение воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
3. Песочная страна. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость; ознакомиться со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
АПРЕЛЬ 1. Сила тяготения.
Дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и тела к Земле. Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы (листы бумаги, шишки, мячи).
2. Испытание магнита. Познакомить с физическим явлением –магнетизмом, магнитом и его особенностями; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, скрепки, кнопки, ложки, гвоздики, ракушки, воздушный шарик, резинка. Что за камешек такой, всё он тянет за собой.
(МАГНИТ).
3. Солнце дарит нам тепло и свет Дать представление о том, что солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия». Настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов; бумага, ножницы, нитки, камни, песок, иголки.
МАЙ 1. Солнечные зайчики. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. Зеркала.
2. Свет и тень Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Оборудование для теневого театра, фонарь.
3. Свет повсюду. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; Фонарик, свеча, сундучок с прорезью.
Квест- игра «Пятый элемент» Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры с экспериментированием. Таз с водой, пластмассовые бутылки, вертушки, трубочки, пакеты, шары воздушные, резиновые перчатки, ковшики, 2 баночки.
Для детей 6 -7 лет
Месяц Тема Цель Материал Художественное слово
ОКТЯБРЬ 1. Исчезающая вода Познакомить детей со свойством испарения, рассмотреть на опытах Вода, салфетки, пакет, липкая лента В ручьях и океанах обитает,
Бывает – в воздухе летает,
Как только надоест летать,
На землю падает опять (капелька воды)
2. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах и их опасности для судоходства. Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда, кораблики, ванна, картинки с изображением айсберга
3. Путешествие капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации воды, схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица.
НОЯБРЬ 1. «Подводная лодка из яйца» Познакомить детей с составом вода (кислородом). Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. Яйцо, стаканчик с солёной водой, Стаканчик с простой водой. Ю. Кушак
«Удивительный кот»
2. «Поможем воде стать чистой» Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария Грязная вода в тазике; емкость для воды; воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки. чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
3. «Замерзание жидкостей» Познакомить с разными жидкостями; Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Ёмкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.
ДЕКАБРЬ 1. Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Лоскутки ткани изображение гор, алгоритм «Приготовления соленого теста», миски, стаканы, столовые ложки, какао порошок. Почётный возраст,
Огромный рост.
Взметнулись чуть ли-
не до звёзд.
2. Как происходит извержение вулкана? Познакомить детей с природным явлением-вулканом, причиной его извержения. Картинки с изображением вулкана, поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость и т. д. Когда он спит-везде спокойно,
Но если только он проснется,
То сразу гром, землетрясение.
Приносит он и разрушения. (Вулкан)
3.«Запасливые стебли» Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;
Воспитывать аккуратность при работе с водой; Губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость Был я жёлтым, стал я белым —
Поседела голова.
Ветер дунул — всё слетело.
Одним словом, я — трава.
ЯНВАРЬ 1.«Куда тянутся корни?» Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой; Воспитывать бережное отношение к природе. Два растения в горшках с поддонами; вода, отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды. Рассматривание корневой системы растений.
2.«Волшебная бумага» Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка; Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
Листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка. Листы у нее белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
3.«Приключения Буратино» Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде); Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
ФЕВРАЛЬ 1.«Мир ткани» Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж; Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам; Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей; Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы. Ткани я цветной кусок.
Называюсь…
2.«Парашют – зонтик» Совершенствовать умение работать с бумагой; Развивать умение доводить начатую работу до конца; Использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности. Бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.
3.«Обнаружение воздуха в полиэтиленовом пакете» Продолжать знакомить детей с понятием «воздух» в процессе элементарного экспериментированияВоспитывать бережное отношение. Полиэтиленовый пакет. Э. Мошковская
«Вертолётик"
МАРТ 1 «Реактивный шарик» Выявить, что воздух обладает упругостью;
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение);
Развивать чувство взаимовыручки;
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики. В праздники на улице
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
2. Дышим воздухом Определить с детьми для чего нужен воздух; познакомить с легкими, как источник жизни человека. Часы, карандаш, лист бумаги, изображение легких, таз с водой, бутылка, трубочка. Г. Демыкина
«Птенцы научились летать»
3. Почему дует ветер? Познакомить с причиной возникновения ветра-движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча. Его в поле не догнать,
Можно даже не мечтать.
В небе гонит облака –
Его сила велика.
(Ветер)
АПРЕЛЬ 1.«Испытание магнита» Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.
Что за камешек такой, всё он тянет за собой.
(Магнит).
2.«Необычная картина» Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины. Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.
3. Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление о Солнечной системе: о планетах, звездах. Мука, поднос, ложки, линейка, иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечной системой», карточки с алгоритмом.
МАЙ 1. Что такое молния? Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластмасс, пластилин, большая скрепка. Летит огненная стрела,
Никто её не поймает –
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (молния)
2. Свет и питательные вещества Рассмотреть с детьми, как нуждаются растения в свете и питательных веществах; сделать и наблюдать за садом в банке. Банка, слои почвы, растения (папоротник, плющ, фиалка)
3. Радуга в небе Познакомить детей со свойством света, превращать в радужный спектр; расширять представление о смешении цветов; упражнять в изготовлении мыльных пузырей Картинка «Радуга», мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, миски, зеркала. Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота (Радуга)