Беленкова Марина Борисовна
Проект по декоративно-прикладному искусству «Знакомство детей с народными промыслами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка»
ПРОЕКТ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«Знакомство детей с народными промыслами»
Выполнила:
воспитатель Беленкова М. Б.
I категория
г. Николаевск-на-Амуре
2017 г.
Публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству „Знакомство детей с народными промыслами“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Проблема: В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, об особенностях росписи. Недостаточно разработок, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста.
Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Новизна. Проекта состоит в том, что он имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а также лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.
Темы занятий проекта дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.
Проект знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
• знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
• развивать навыки художественного творчества детей;
• развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
• развивать умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
• осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
• содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
По завершению проекта дошкольники должны иметь представление о духовной культуре народа, об истоках русской народной культуры.
• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
• Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
• Устойчивый интерес к культуре русского народа.
• Формирование чувств национального достоинства.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Продукт проекта :
• Выставка рисунков и поделок детей;
• Мини-музей «Народные промыслы».
• Консультация для родителей.
• Видео о народных промыслах.
• Альбом «Народные промыслы».
Методы проекта :
• наглядный;
• словесный
• практический;
• информативно – рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический.
Формы реализации:
• Беседы с использованием наглядности;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
• Дидактические игры;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон о внесении изменений в закон РФ «Об образовании» №3266 от 02.02.2011г.
• «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
• Программа развития дошкольного образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение:
• Наличие необходимых информационно – технических средств, пособий, инвентаря.
• Разработанный перспективный план
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный.
Участники проекта :
Беленкова М. Б. - воспитатель;
Дети старшей группы №5 – 24 ребенка;
Родители группы;
Масштаб: с 01.02.17 по 30.04.17 года
Этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• творческий;
• заключительный (аналитический).
Реализация проекта :
I этап: подготовительный. С 01.02.17 по 01.03.17
Включает:
• Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству
• Разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
• Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Реализация:
• Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды (с помощью родителей, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурок, глиняных игрушки, изделий из дерева, раскрасок и т. д.)
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
II этап: творческий. С 01.03.17 по 31.03.17
Включает:
• Изготовление настольно-печатных игр;
• Консультации для родителей «Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой», «Роль родителей в возрождении русских традиций».
• Изготовление лепбуков «Жостовская роспись», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись».
Реализация:
• С помощью родителей изготовление настольно-печатных игр, лепбуков, наглядных пособий, шаблонов и трафаретов.
• Знакомство детей с декоративными приемами рисования.
• Проведение игр-занятий.
III этап: заключительный. С 01.04.17 по 30.04.17
Включает:
• Результаты практической деятельности:
- выставка детских рисунков и работ;
- создание мини-музея «Народные промыслы»
• Педагогическая диагостика
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности
Критерии и показатели эффективности проекта
1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей.
2. Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
За время реализации проекта :
• Дети научились выделять характерные особенности промыслов (материал, цвет, форму, создавать декоративные композиции с элементами дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей.
• У детей сформировался интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.
• Дети расширили свой кругозор.
• Узнали много интересного и познавательного о народных промыслах, истории возникновения.
• У детей появился устойчивый интерес к творчеству народных мастеров, стали ближе и дороже традиции нашего народа страны.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Предметы всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать один вид промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать поделку по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Мониторинг:
Критерии оценки результатов мониторинга:
Низкий: Ребенок затрудняется назвать большинство видов декоративной живописи. Не может различить их по внешнему виду. Не проявляет интереса к познавательной и творческой деятельности.
Средний: Ребёнок может назвать некоторые виды декоративной живописи с частичной помощью взрослого. Может определить некоторые виды живописи по внешнему виду. Может создать некоторые узоры по образцу на бумаге с помощью взрослого. Проявляет творческий и познавательный интерес, но только в групповой деятельности.
Высокий: Ребёнок может самостоятельно назвать несколько видов декоративной живописи. Большинство может определить по внешнему виду. Принимает активное участие в познавательной деятельности. Самостоятельно может изобразить некоторые узоры на бумаге по образцу. Активно участвует в творческой деятельности, как в самостоятельной, так и в коллективной. Охотно принимает участие в игровой деятельности.
Список литературы:
• Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М. : Педагогика-Пресс, 1992.
• Пословицы русского народа. Сборник В. Даля; в 2-х т. - М. : Художественная литература, 1984.
• Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки. /Сост. Г. Науменко; художник А. Борисов. – М. : Детская литература, 1989.
Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Сказки и краски. – М. : Русский язык, 1989.
• Народное искусство в воспитании детей : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : педагогическое общество России. 2000.
• Мосин И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… - Екатеринбург: У – Фактория, 1996.
• Е. Кончин. Как рождается музей. – М. : Детская литература, 1988.
• Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада/ Под. Ред. Л. В. Руссковой – М. : Просвещение, 1986.
• Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным творчеством. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 176 с. :цв. вкл.
• Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
• С. Вохринцева «Россиночка» - наглядное пособие
• «Чудесная гжель» - рекомендации для занятий
•А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - методическое пособие
• И. Лыкова «Изобразительная деятельность» - методическое пособие
• Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)
•. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
• Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Перспективный план по декоративно-прикладному искусству
в старшей группе
Неделя
Тема Программное содержание
Февраль
1-2 «Мастера и рукодельницы»
«Путешествие по народным промыслам»
Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.
Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
3-4 «Волшебная Дымка»
«Дымковский конь» Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять их представления о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой, рассказать о происхождении дымковского промысла. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства.
Учить рассматривать на дымковских иг-рушках мотив росписи: кольца, круги, точки, зернышки и т. д. Учить украшать силуэт дымковского коня кольцами одного цвета, кругами другого цвета, использовать черный цвет для украшения (точки, черточки). Закреплять умение рисовать круг, кольцо неотрывным движением руки всем ворсом кисти. Развивать творческую активность, самостоятельность.
Март
1-2 «Веселый Городец»
«Сарафан для куклы»
Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
3-4 «Золотая Хохлома»
«Узор на полосе»
«Тарелочка» Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительно-травного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями основные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.
Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».
Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке — стебле - «кривуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.
Апрель
1-2 «Сине-голубое чудо Гжели»
«Красивые кокошники» Начать знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую посуду. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора, украшение каймой. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т. д. Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.
Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
3-4 «Жостовские мастера»
«Жостовский поднос»
Познакомить детей с жостовской росписью. Упражнять в умении различать новый вид народного искусства – роспись жостовских подносов. Выделять некоторые характерные признаки : металлические расписные подносы разной формы, черного цвета, украшенные цветами, фруктами, сюжетными сценками.
Учить рассматривать жостовские подносы, выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку. Упражнять в умении видеть сочетания цвета и оттенка, композицию на маленьких подносах. Закрепить умение составлять узор на круге, строить его на веточке слева или справа, располагая на нем большой цветок, несколько маленьких, бутон, цветок и листья.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
«Золотая хохлома»
Цель: Знакомство с росписью на изделиях Хохломы;
Задачи:
Знакомить с элементами узора Хохломы (листок, ягодка, травка);
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Познакомить с приемами рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Городца, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.
Ход занятия:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и городецкие изделия)
Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, городецкие-на желтом фоне, а дымковские на белом фоне)
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.
- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.
- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка.
(следуя словам выполняем движения)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Молодцы! Присаживайтесь!
- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Работа детей.
- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
- Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.
- Теперь покажите самую красивую миску, вазу?
- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.
- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.