Оксана Царева
Проект «Остров Безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Остров Безопасности»
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Дата проведения: Апрель
Место проведения: МБДОУ №19 с. Рощино
Группа: старшая группа «Светлячки»
Воспитатель: Козик. О. А.
Тип проекта : познавательно – ориентированный
Вид проекта : краткосрочный (1 месяц)
Публикация «Проект „Остров Безопасности“» размещена в разделах
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Проблема: Существуют различные подходы к безопасности жизнедеятельности детей,поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.
Актуальность проекта :
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания» В. В. Давыдов, В. А. Петровский.
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному
• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
• создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задачи проекта
• изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
• выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
• разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
• определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
• создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с детьми
Образовательные: формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
Развивающие: расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
Воспитательные: развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в работе с родителями
• познакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
• создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Критерии эффективности проекта :
• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
• Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
• Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
• Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Прогнозируемый результат реализации проекта :
Дети:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах поселка.
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
• осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагог:
• сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателя по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
• Познавательные занятия
• Беседы
• Рассказ
• Рассказ – объяснение
• Работа с наглядным материалом
• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
• Игровые ситуации - загадки
• Викторины
• Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
Средства обучения
• Плакаты;
• Иллюстрации;
• Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
• Разрезные картинки;
• Мозаики;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• Карточки для индивидуальной работы;
• Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
• Транспортные средства:
• Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей
• Дорожные знаки;
• Аптечка;
• Карточки с телефонами служб спасения;
• Телефон;
• Картотека подвижных игр по ОБЖ;
• Подборка художественной литературы по теме;
• Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
• Папки-передвижки;
• Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
Форма отчета по проекту :
• Открытое занятие
• презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Перспективное планирование по блоку «Безопасная дорога»
Одной из серьезнейших проблем любого поселка является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, автомобильным движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Перспективный план:
1. Беседа: «Мы пешеходы».
Цель: Дополнить представление об улице новыми сведениями. Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги по которым движется транспорт.
«Ситуации на дороге»
Цель: приучать ребенка к культуре поведения на дороге, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.
Рассматривание картинок с разными видами транспорта.
Наблюдение напрогулке: «Машины на нашей улице»
Наблюдение за движущимся транспортом. Беседы об одностороннем и двустороннем движении.
Сюжетные игры: «Гаражи и автомобили», «Шофер»,
Дидактические игры: «Собери светофор», «Что лишнее», «Правильно-неправильно»
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»
Чтение художественной литературы: стихи, загадки о правилах дорожного движения. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».
Художественное творчество: коллективная аппликация «Машины едут по дороге», конструирование «Грузовики», рисование «Специальный транспорт», рисование «транспорт»,
Раскраски, трафареты «Машины»
Сюжетно-ролевая игра:«Автобус»
2. Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы».
Цель: познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы.
«Дорожные знаки», «Зачем нужны дорожные знаки»,
Прогулка «Правила для пешеходов». Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице.
Дидактические игры: «Разрезные знаки». «Угадай дорожный знак по описанию».
Цель: развивать внимание, память. Закрепить знание дорожных знаков и их назначения.
Подвижные игры: ««Где мы были мы не скажем, на чем ехали - покажем», «Тише едешь- дальше будешь»,
«Дорожные знаки». Цель: закрепить знания о дорожных знаках. Художественное творчество: Рисование дорожных знаков «Узнай и нарисуй». Пластилинография «Дорожный знак «Пешеходный переход»
3. Беседа «В детский сад я иду маму за руку держу»
Творческое рассказывание «Правильная дорога домой и в детский сад».
Цель: продолжать развивать зрительную память, пространственные представления, речь.
«По дороге в детский сад».
Цель: закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», Осторожно, дети», «Внимание». «Какие дорожные знаки есть на улице, на которой ты живёшь».
Дидактические игры: «Что не так?» Цель: закрепить знания правил для транспорта и пешеходов.
«Путешествие в страну знаков».
Цель: продолжать знакомство с дорожными знаками «Телефон», «Пункт питания», «ГИБДД».
Чтение художественной литературы: стихотворение В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения.
Художественное творчество: конструирование «Улица с пешеходным переходом»
конкурс рисунков «Дорожные знаки».
Цель: закрепить знание цвета разных знаков, их форму, назначение.
4. Беседа: «Знай и выполняй правила уличного движения».
Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др.
«Зимние дороги». Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство.
Викторина «Что? Где? Когда?».
Цель: учить отвечать на вопросы, закреплять знания детей о правилах дорожного движения для автомобилей и пешеходов
Дидактические игры: «Подбери знак».
Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность. «Узнай знак, правильно ли поставили знак».
Подвижные игры: «Умелый пешеход».
Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – пешеходы».
Цель: отрабатывать правила поведения пешеходов.
Художественное творчество: рисование «Трёхглазый дружок», аппликация «Пешеходный переход».рисование «пешеходный переход. Лепка
«Светофор»
Развлечение «Азбука безопасности»
Цель: закрепить знания детей о Правилах дорожного движения. Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
Мониторинг с детьми проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года (критерии указаны высокого уровня развития).
Мониторинг проводится по следующим показателям:
• Знание о безопасной деятельности в природе.
• Знание правил безопасного поведения.
• Умение принимать решение.
• Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребё нком предложенного задания:
• Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
• Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Показатели Критерии
6-7 лет
Знание правил безопасного поведения Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», умеет ориентироваться в дородных знаках.
Умение
принимать
решение Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Коммуникативность У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.
Заключение
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Литература:
1. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
2. О. В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
3. В. К. Полынова, З. С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. 4. Беседы. Игры.» СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г