РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Проект по безопасности дошкольников «Осторожен будь всегда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта: «Осторожен будь всегда!»
Продолжительность проекта: сентябрь 2023-май 2024г.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: Информационно-познавательный
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и их родители.
Возраст детей: коррекционная группа старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по безопасности дошкольников „Осторожен будь всегда!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Актуальность: Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи проекта:
Образовательные
1. Формирование у детей основных представлений об основах безопасности
Развивающие
2. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми, на дороге, на природе.
Воспитательные
3. Формировать правила поведения в быту, в ДОУ, в общественных местах, в транспорте, на дороге, на природе, при общении с незнакомыми людьми.
Практические
4. Прививать практические навыки поведения детей в определённых опасных ситуациях в быту, на улице и в лесу.
Учить элементарным правилам дорожного движения.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин детского травматизма на дороге.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Овладение знаниями простейших дорожных знаков, правил для пешехода и знаний сигналов светофора до автоматизма.
Соблюдение правил поведения с незнакомыми людьми и предметами.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Обеспечение проектной деятельности:
Мультипликационные фильмы «Уроки осторожности» Уроки тётушки Совы, Просмотр мультфильма «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками «Кто быстрее», «Правила безопасного поведения детей на природе», плакаты, игры и картинки
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Мир вокруг
• Безопасная дорога
• Пожарная безопасность
Блок «Мир вокруг»:
• · Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
• · Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
• · Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
• · Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
• · Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
Блок «Безопасная дорога»:
• · Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, изучение дорожных знаков, анализирование дорожных ситуаций,
Блок «Пожарная безопасность»:
• · Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Пути реализации:
-Цикл занятий «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
-Цикл занятий «Огонь наш друг, Огонь наш враг!»
-Беседы, обсуждения с детьми на тему: «Осторожен будь всегда!»
-Дидактические и развивающие игры, подвижные игры.
- -Рассматривание иллюстраций, картинок.
-Оформление выставок рисунков и поделок «Улица города». (С родителями)
-Анкетирование родителей.
-Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
-Изготовление макетов дороги.
-Консультации, информации для родителей;
- КВН «Красный, Жёлтый, Зелёный!»
Заключение
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Литература:
1. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.
2. О. В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2021г.
3. В. К. Полынова, З. С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2