Наталья Андреева
Проект «Пластилиновая азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пластилиновая азбука»
1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : информационно-творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
Участники: дети и родители подготовительной группы.
2. Актуальность проблемы:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
Публикация «Проект „Пластилиновая азбука“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Это отмечают следующие авторы: М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная.
Развивая мелкую моторику посредством лепки, мы вызываем интерес детей к буквам, их лучшему усвоению.
Проект направлен на :
1. Закрепление образа буквы.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Закрепления полученных знаний на занятиях
4. Развитие мышления и творчества
5. Развитие мелкой моторики рук
7. Включение родителей в образовательный процесс
3. Цель проекта :
Знакомство детей с буквами алфавита.
Обучение детей чтению через организацию продуктивно – творческой деятельности с пластилином.
4. Задачи:
1. Расширять, уточнять и пополнять знания детей о буквах русского алфавита.
2. Способствовать развитию мелкой моторики через организацию творческо-конструктивной деятельности с пластилином.
3. Развивать познавательный интерес к чтению, к продуктивно-творческой деятельности с пластилином.
5. Ожидаемые результаты:
1. Знание детьми букв алфавита. (диагностика)
2. Сформированность познавательного интереса к чтению и творческой деятельности. (диагностика и наглядные материалы)
3. Развитие фонематического слуха. (диагностика)
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
1. Проведение индивидуальных бесед с родителями о пользе проекта «Пластилиновая азбука».
2. Консультация в уголок родителей «Как сделать процесс изучения букв и чтения увлекательным», «Развитие фонематического слуха».
Основной этап работы
Перспективный план:
Октябрь Оповещение родителей о проекте «Пластилиновая азбука»
Консультация в уголок для родителей «Как сделать процесс изучения букв увлекательным»
Индивидуальные беседы с родителями о пользе работы с пластилином.
Ноябрь Просмотр мультфильма «Пластилиновая азбука» (часть 1)
Занятие «Вот такие гласные»
Игра «Слепи предмет с известными гласными буквами».
Закрепление пройденных букв на занятиях по Грамоте. (составление слов)
Декабрь Просмотр мультфильма «Пластилиновая азбука» (часть 2)
Лепка «Согласные твёрдые и мягкие»
Лепка «Названия зимних месяцев»
Закрепление пройденных букв на занятиях по Грамоте. (составление слов)
Январь Просмотр мультфильма «Пластилиновая азбука» (часть3)
Лепка «Какие согласные всегда мягкие?» (ч,щ, й)
Лепка по замыслу «Слепи то, что хочешь и вылепи название буквами»
Закрепление пройденных букв на занятиях по Грамоте. (составление слов)
Февраль Лепка «Какие согласные всегда твёрдые?»(ж,ш,ц)
Занятие «Отгадай загадку и вылепи отгадку» (рифмованные загадки)
Закрепление пройденных букв на занятиях по Грамоте. (составление слов)
Март Лепка «Названия весенних месяцев»
Лепка «Составь предложение из букв»
Апрель Лепка «Перелётные птицы»
Лепка «Составь предложение из букв»
Заключительный этап
Создание мультимедийной презентации.
Литература:
1. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
2. Гришечкина Н. В., Козюлина В. А., Матюшкина О. П. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет.» Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Академия развития - М., 2013. - 192 c.
3. К. Стародуб, Т. Ткаченко «Лепим из пластилина. Первые шаги»
4. Е. В. Чернова «Пластилиновые картины».
5. С. Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
6. О. Ю Тихомирова, Г. А. Лебедева «Пластилиновая картина».
7. Интернет ресурсы: https://allforchildren.ru/poetry/plastilin09.php