Валентина Журавлёва
Проект «Песочные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Сказка - самое древнее творение человеческого духа, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. А если сказку совместить с песочной терапией, то воспитательный приём станет наиболее эффективнее в двойне.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов, и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру сказки на песке, которые открывают для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.
Цель проекта :
Познакомить детей со сказками на песке, использованием песка в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Активировать деятельность детей в процессе реализации работы по проекту.
2. Углубить и расширить представления детей о песке.
3. Развивать творческие способности, фантазию и воображение детей.
4. Развивать эмоциональные проявления при обыгрывание сказок на песке.
5. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения.
Вид проекта :
Познавательно - творческий.
Продолжительность:
Недельный
Участники проекта :
Дети второй группы раннего развития, педагоги группы, родители.
План реализации проекта :
1. Беседа о песке его свойствах. Приложение №1
2. Логоритмика «Веселые погремушки». Приложение №2
3. Сказки на песке «Колобок», «Репка», «Курочка ряба» Приложение №3
4. Игра «Игрушки - Потеряшки». Приложение №4
5. Рисование на песке с помощью дид. карточек.
6. Игра на песке «Я пеку, пеку, пеку…» Приложение №5
7. Рисование сказки на песке «Маленький ёж» Приложение № 6
Обеспечение проекта :
1. Подборка сказок на песке.
2. Оборудование для рисования песком, шаблоны сказочных героев.
5. Материалы для продуктивной деятельности.
6. Пособия и атрибуты для сюжетно-ролевой игры и драматизации.
7. Дидактические карточки: «Игровые упражнения на песке».
8. Песочные наборы для игр в песочнице.
Предполагаемый результат:
1. Желание детей проводить различные манипуляции с песком.
2. Знание детей и родителей о способах использования песка. В различных видах деятельности (в художественном творчестве, строительстве, опытно – экспериментальной деятельности, в играх и д. р.)
3. Возникновение желания родителей взаимодействовать с ДОУ в процессе реализации работы по проекту.
Продукт проектной деятельности :
1. Логоритмика «Весёлые погремушки» (контейнеры для шоколадных яиц, крупный песок и мелкие камушки).
2. Консультация для родителей «Как превратить обычный день в удивительное приключение!»
3. Тематическая выставка «Как использовать песок в творческом развитии ребенка».
4. Папка-передвижка «Песочные сказки».
Итоговое мероприятие:
Фото – выставка.
Дни Название
игры Программное содержание Оборудование
18.10
Беседа о песке его свойствах
«Правила песочной страны»
Чтение сказки «Курочка Ряба» с сопровождением показа игрушек Формировать знания о свойствах сухого и влажного писка
Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности
Формировать умения играть рядом;
Познакомить с правилами поведения с песком.
Приучать детей слушать народные сказки. Сопровождать чтение показом персонажей настольного театра. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.
Центр «Воды и песка»; Песочница; Бассейн.
Формочки для песка.
Предметные картинки.
Книга с народными сказками
Театр игрушек «Курочка Ряба»
19.10 Сказка на песке «Курочка Ряба»
Логоритмика Веселые погремушки Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
Учить детей повторять несложные фразы, драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; Способствовать развитию слухового внимания
Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение Игрушки театр сказки «Курочка Ряба»
Песочница.
Песок, камушки
Яйца от "киндер- сюрприза"
20.10 Рисование на песке по дид. карточкам
Сказка на песке «Теремок». Учить рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, волнистые линии.
Подводить детей к рисованию округлой формы
Формировать правильную позу при рисовании
Формировать умения слушать небольшие произведения.
Развивать мелкую моторику; Развивать воображения и творческое мышление. Снизить психо- эмоциональное напряжения.
Песок на подносах
Игрушки; Песочница.
21.10 Игра «Игрушки - Потеряшки»
Сказка на песке «Репка» Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение
Формировать умения слушать небольшие произведения.
Учить детей повторять несложные фразы, драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Развивать воображения и творческое мышление. Снизить психо- эмоциональное напряжения. Игрушки; Песочница
Игрушки театра сказки «Репка»
Песочница
22.10 Игра на песке «Я пеку, пеку, пеку…»
Рисуем сказку на песке «Маленький ёжик» Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка
Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Учить рисовать прямые вертикальные, горизонтальные линии.
Подводить детей к рисованию округлой формы
Формировать правильную позу при рисовании
Центр «Воды и песка»; Формочки для песка
Песочница
Ламинированные картинки - ёжика, грибочков.
Приложения №1
Беседа о песке его свойствах
Программное содержание: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Формировать умения играть рядом;
Познакомить с правилами поведения с песком.
Ход:
Воспитатель предлагает детям пройти к песочнице.
- Сегодня к нам в гости пришли Гномики, мы будем вместе с ними играть. Показывая игрушки гномиков из «киндера - сюрприза».
Но перед тем как играть, нужно запомнить правила игры с песком:
-Нельзя бросать песок в друг друга, тереть глаза грязными руками, брать песок в рот, после игры надо помыть руки. Запомнили? Да.
Предлагаю взять в руки песочек (сначала сухой, потом влажный) и ссыпать его. Сухой песочек ссыпается хорошо, а мокрый – нет. Затем Гномики предлагают сделать куличики из сухого и мокрого песка (с помощью формочек).
Вывод: мокрый песок легко принимает нужную форму, а сухой песок рассыпается.
Приложение №2
Логоритмика «Весёлые погремушки»
Программное содержание:
Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; Способствовать развитию слухового внимания. Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
Ход:
Ребята, сегодня мы с вами будем мастерить игрушки – «Весёлые погремушки», посмотрите на столе у вас лежит материал, который нам понадобится. (Песок, камушки, яйца от «киндер- сюрприза»)
Возьмите все по одному контейнеру и положите туда камушки, а теперь насыпайте в них песок. Закрываем наш контейнер и попробуем погреметь.
Есть веселые игрушки, бом-бом, бом-бом!
Им названье - погремушки, бом-бом, бом-бом!
Любят дети в них играть, бом-бом,бом-бом!
Высоко их поднимать! Бом-бом,бом-бом!
Друг за другом побежим, бом-бом, бом-бом!
Погремушками звеним, бом-бом, бом-бом!
1. Спрячь погремушки за спиной,
Поиграй перед собой!
2. Вправо, влево повернись,
Погремушка, покажись!
3. Погремушки в руки взяли,
И по ножкам постучали.
4. С погремушками играем,
Сядем, встанем, сядем встанем.
5. Любят дети в них играть,
Высоко их поднимать.
Есть веселые игрушки, бом-бом, бом-бом!
Им названье - погремушки, бом-бом,бом-бом!
Тише, тише, тишина.
Поиграли мы УРА!
Приложение №3
Сказки
(Педагог, рассказывая сказку, предлагает детям обыгрывать сказку персонажами театра игрушек)
Колобок
Программное содержание: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Способствовать развитию слухового внимания. Развитие воображения и творческого мышление. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
Ход:
Жили-были старик со старухой. (Выставляя игрушки на песок)
Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, Колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберется. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобок, (выставляя колобка на песок) изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на дорожку. Давайте нарисуем дорожку колобку (дети рисуют дорогу) Катится Колобок по дороге а навстречу ему заяц: (выставляется игрушка зайчика)
– Колобок, Колобок! Я тебя съем!
– Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а Колобок запел:
Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился Колобок дальше – только его заяц и видел (убирается зайчик)
Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Серый Волк (выставляется игрушка волка)
– Колобок, Колобок! Я тебя съем!
– Не ешь меня, Серый Волк: я тебе песенку спою.
И Колобок запел:
Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел.
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
Покатился Колобок дальше – только его волк и видел (убирается волк)
Катится Колобок по лесу, а навстречу ему медведь (выставляется игрушка медведя)
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Ну, где тебе косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
Я Колобок, Колобок!
По амбару, метен.
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился Колобок – медведь только вслед ему посмотрел (убирается медведь)
Катится Колобок, а навстречу ему лиса: (выставляется игрушка лисы)
– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается:
Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
– Какая славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что стара я стала – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на «мордочку» да и запел:
Я Колобок, Колобок.
А лиса его – гам! – и съела! И убежала (убирается лисичка)
-Ребята, давайте сделаем колобков. Какой форы, был колобок? (Круглый)
Приступайте!
– Получается, сделать колобки? (Нет) Почему? (Потому что песок сухой) Давайте смочим его водичкой. (Дети поливают на песок из лейки) - А теперь попробуйте. (Дети лепят колобки) Вот бабушка с дедушкой будут рады. Молодцы ребята!
Курочка Ряба
Программное содержание: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Способствовать развитию слухового внимания
Развитие воображения и творческого мышление. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
Ход:
Жили-были дед да баба. (Выставляются игрушки) И была у них Курочка Ряба (выставляется игрушка курочки)
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое (выставляется яичко)
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, (выставляется игрушка мышки) яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им, Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое! Снесла яичко, а где забыла. Давайте, ребята поможем бабушке и дедушке, найдём яичко в песочке (дети раскапывая песочек, ищут яичко) Вот оно, нашлось. Какие вы молодцы!
Репка
Программное содержание: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Способствовать развитию слухового внимания
Развитие воображения и творческого мышление. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
Ход:
Раздаются игрушки герои сказки детям.
Посадил дед репку (Выставляются игрушки на песок) и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка, сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет- потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. А, у кого бабка? Поставь её за дедом.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. У кого внучка? Поставь её за бабкой.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. У кого Жучка? Поставь её за внучкой.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. У кого кошка? Поставь её за Жучку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. У кого мышка? Поставь её за кошкой.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку. Вот здорово!
Приложение №4
Игрушки - потеряшки.
Программное содержание: Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение
Ход:
Ищем игрушки в песке
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки спрятались, чтобы немножко поиграть с нами. Давайте найдем игрушки в песке.
Будем по очереди искать игрушки. Каждый ребёнок находит игрушку, называет и описывает её.
Приложение №5
«Я- пеку, пеку, пеку…»
Программное содержание: Формировать знания о свойствах сухого и влажного писка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
Ход:
К детям в гости приходят разные зверушки. Предложить детям вылепить из песка разную выпечку (овальные пирожки, круглые булочки, рогалики в виде полумесяца) и угостить своими вкусностями игрушечных зверушек.
Дети пробуют вылепить куличики, но у них ничего не выходит. Подвести детей к тому, что из сухого песка невозможно, что - то сделать. Сухой песок рассыпается, его нужно смочить. Дети щедро поливают песок водой и приступают к приготовлению выпечки.
Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Для мишки - топтыжки –
Медовые коврижки,
Для белочки – вертушки –
Сладкие ватрушки.
А для ребятишек –
Пончиков да пышек!
Приложение № 6
Рисуем сказку на песке «Маленький ёж»
Программное содержание: Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение
Ход:
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети держат песок в ладошках нужно пересыпать его из одной руки в другую.
Дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
Дотрагиваются до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
Сегодня будем рисовать сказку.
Вот к нам ежик прибежал
Маленький ежик
Четверо ножек.
Рисуем солнышко. Кулачком рисует Мила круг, а все дети рисуют лучики пальчиком.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
- Здравствуй, солнце, это я!
И выросла на полянке травка.
Рисуем травку. Вертикальные линии.
Но тут подул ветерок. (Рисуем ладонью или пальчиком горизонтальные волны) и пригнал тучку. Она спрятала наше солнышко. (Рисуем кулачком тучку) и закапал дождик (Вертикальные линии.).
-Дождик, дождик лей веселей!
Своих капель не жалей.
Для грибов, для полей
И для маленьких детей.
Грустно стало ежику. Но тут снова подул ветерок, прогнал тучку. И снова выглянуло солнышко.
Дождь покапал и прошел.
Стало всем нам хорошо
Солнце снова засветилось
Засияло, заискрилось.
А на нашей полянке выросли грибочки. Раскладываются грибочки.
Вот как рад ежик грибочкам!
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец!