Татьяна Фирсова
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект во второй младшей группе
«Песочные сказочки,
мокрые загадочки»
2021г
Название проекта :
«Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.
Участники: дети второй младшей группы, воспитатель, физкультурный руководитель, родители.
Продолжительность: среднесрочный (январь-февраль)
Публикация «Проект „Песочные сказочки, мокрые загадочки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Цель: Ознакомление детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет со свойствами песка, через исследовательскую и экспериментальную деятельность, используя опыты.
Задачи:
-Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ). Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
-Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей;
-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка;
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
Ожидаемые результаты:
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
-стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
-Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
- Развитие самостоятельно делать умозаключения на основе опытов, обследования.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность. Атак же игры с песком способствуют улучшению здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие ребенка в детском саду.
Этапы проекта :
I . Подготовительный этап:
- определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
-пополнение развивающей среды - составление плана проектной деятельности
II. Основной этап (выполнение проекта)
Разделы программы
№ Виды деятельности Название Цель
1 Беседы А) «Как песок может стать опасным»
Б) «Что у нас под ногами?»
В «Зачем нам нужен песок?»
Г) «Где используется песок»
Д) «Удивительные свойства песка"
Е) «Путешествие по пустыне»
Знакомить с правилами поведения с песком.
Знакомство детей с определением «песок» .
Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
Знакомство детей с определением «песок» Формировать обобщенное представление о песке
2 Чтение художественной литературы.
Стихи:
А. Сметанин
Мы на пляже вместе с мамой
В. Гвоздев
Раз, совочек! Два, совочек!
Н. Шумов
Мы в песочнице играем. И т. д.
Сказка.
"Волшебник Кукумба в песочной стране"
Сказка «Про песок и солнечный свет» С помощью сказки и стихов заинтересовать и привлечь дошкольников к исследовательской работе по изучению свойств и видов песка.
3 Опыты и эксперименты с песком:
№1 «Откуда берётся песок»
№2 «Из чего состоит песок»
№3 «Легко ли сыпется песок»
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком».
№5 «Куда исчезла вода»
№6 «Лепим из песка».
№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
№9 «Песочная страна» (рисование сухим песком)
№10 «Окраска песка гуашью» 1Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
4 Оздоровительные
1. Игры с песком
Здравствуй, песок
Секретные задания кротов
Песочные строители
Кто к нам в гости приходил?
Узоры на песке
Норки для мышки
Круглики
Волшебство
Мы едем в гости
Отгадай загадку
Цветные заборчики
Во саду ли, в огороде
Лесные угодья
Формировать усидчивость и терпения, повышать внимание, развивать логическое мышление и речь. Стабилизировать дыхательную систему детей эмоциональное состояние, развивать тактильно-кинестетические способности. Расширять творческий потенциал ребенка и фантазию.
2. Игры на развитие диафрагмального дыхания: 1. «Выровняй дорогу»
2. «Что под песком?»
3. «Ямка»
4. «Помоги зайцу»
5. «Дорога к другу»
3 Сюжетно-ролевая игра "Приходите в гости!"
Формирование коммуникативных навыков, снижение тревожности при общении со сверстниками, развитие речи
4. Подвижная игра «Песчинки» развивать двигательную
активность
5 Лепка «Куличики для гостей»
«Построим башню для принцессы»
Развитие ловкости пальцев, стремления доводить начатое до конца, развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи. Формировать познавательно - исследовательские навыки
6 Аппликация Бабочка Научить детей при помощи песка делать аппликацию.
Повторить свойства песка. развивать моторику рук и воображение.
7 Рисование на песке «Дождик, дождик, веселей»!
Учить рисовать прямые линии (вертикальные). Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Вызвать интерес к созданию изображения на песке
«Искупай утёнка».
Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).Развитие координации движений Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности
8 Консультации для родителей Опыты, знакомящие детей с природой
Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении,заинтересовать родителей экспериментированием в домашних условиях.
III. Презентация проекта
- изготовление картотеки игр и опытов с песком
IV. Итоги проекта
• У детей значительно возрос интерес к занятиям с песком;
• Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней;
• Развит интерес к опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
Трансляция проекта :
- выступление на педсовете
- Мастер-класс: «Экспериментирование с песком – как основа
поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
- презентация проекта на сайт детского сада
Перспективы проекта :
- создание в группе «Центра песка и воды»
Литература
1. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-No1.-С. 50-52.
2. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-No3.-С. 5
3. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.
4. Грабенко,Т. М. «Игры с песком» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.No5.-С. 26-29.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ;ТЦ «Сфера»,2001
6. Мартынова Е. В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.-С. 35-38.
7. интернет – ресурсы:
https://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost32.htm
https://nsportal.ru/detskiy-sad/.
https://www.maam.ru/
Приложение 1
Беседа№1
Тема: «Как песок может стать опасным»
Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал:2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.
Ход беседы:
Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться, запачкали одежду друг друга -вся одежда в песке, грязная. И другие ситуации. Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек) – как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают.
ПРАВИЛА:* Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно. * Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки. А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).
Правила безопасного поведения в песочнице
Правила нашей игры
Очень лёгки и просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране
— Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
(Анастасия Думкина)
Беседа №2
«Что у нас под ногами?»
Цель: Знакомство детей с определением «песок» .
Задачи: Развивать коммуникативные способности; Формировать обобщенное представление о песке. Воспитывать интерес к изучению свойств песка.
Интеграция:
Коммуникация, познание.
Используемый материал: Песок, иллюстрации, моряк Федор, музыка (звуки морского прибоя) .
Ход беседы:
Воспитатель: Доброе утро, детки. Я очень рада всех сегодня видеть. Вы слышите, что-то шумит? (включается шум морского прибоя) .
В группе появляется моряк.
Моряк Федя: Здравствуйте, мальчики и девочки. Я – путешественник. К вам приплыл из далеких стран. Мне пришлось побывать даже в пустыне Сахара. Ой, даже не представился, я – Федя.
Воспитатель: Так прекрасно, вы очень много видели и много можете нам рассказать интересного. Нам бы очень хотелось узнать, что такое песок?
Федя: Хорошо, я вам расскажу. Вы живете в поселке, где все улицы за асфальтированы, по ним ездят машины, ходят люди, но есть места, где растут цветы, деревья, трава – это живая земля, она называется почвой. В почве присутствует песок, о котором я вам расскажу поподробней. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Эти частички называются песком. Песок можно обнаружить везде, где горы подвергаются природному воздействию. Одно из мест с наибольшим залеганием песка – морской берег, пустыня. Он туда нанесен ветром. В садике мы можем увидеть песок в песочнице. Скажите, ребята, а как вы играетесь с песком? Что вы можете из него строить? Вам нравиться песок на ощупь? К сожаленью, мне пора отправляться в плаванье. Вы будете меня ждать?
Воспитатель: Обязательно приходи к нам, мы будем ждать. Счастливого тебе пути! Дети, вам понравился рассказ морского путешественника Феди? Кто мне скажет, что такое песок? А теперь я предлагаю пойти в наш уголок где находится песок и попробовать построить что-нибудь из него.
Беседа №3
Тема: «Зачем нам нужен песок?»
Задачи: - Формировать обобщенное представление о песке
- Воспитывать интерес к изучению свойств песка, к использованию песка
в окружающей жизни, к труду взрослых
- Развивать коммуникативные способности детей, любознательность
Материал: презентация, слайды - иллюстрации
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем эта загадка.
«Он жёлтый и сыпучий,
Во дворе на сыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть».
Что это? (Песок)
Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок? (В песочнице.)
- Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).
- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются
и получается… песок. Удивительно, правда? (слайд 2, посмотрите, как похожи они
на мелкие-мелкие камешки.
Учёные рассмотрели песок в микроскоп (слайд 3) и увидели такую картину (слайд 4). Что вы видите на картинке? (обломки разных камней, ракушек).
Существуют места, где очень много песка – это морские берега (слайд 5)
и пустыни (слайд 6).
-Кто из вас был на море? А на речке? (Ответы детей)
Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым (слайд 7).
Есть песок строительный (слайд 8). Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для строительства домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды (слайд 9).
У кого из вас дома есть фильтр для воды? Вы знаете, для чего он нужен? (Ответы детей). – Правильно, он нужен для очистки воды.
А с этим прибором (песочные часы) мы с вами скоро познакомимся поближе.
Применяется песок и в дорожных работах.
Как вы думаете, зачем песок нужен на дороге? (Ответы детей). Да, зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком (слайд 10).
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.
- Вам нравится играть в песочнице? В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)
Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы тоже скоро узнаете.
С помощью песка даже рисуют картины.
А также сочиняют сказки на стекле (слайд 11).
Итог беседы.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке нужен, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Что вам понравилось сегодня? Что еще вы хотели бы узнать о песке?
Беседа№4
«Где используется песок»
Цель:
Формирование представлений об использовании песка в природе.
Задачи:
- Развитие коммуникативных способностей;
- Формирование представления об использовании песка в природе;
- Воспитание любознательности.
Ход беседы:
Домовенок Кузя: - Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяется песок в природе. Хотите узнать?
Дети:- Да.
Кузя: - В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко. Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича. Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись. Песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи. На дно аквариума люди засыпают песок, чтобы рыбы чувствовали себя как в реке. Вот, ребята теперь вы знаете, где применяется песок и как он не обходим для людей.
Воспитатель: - Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.
Беседа №5
«Удивительные свойства песка"
Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать исследовательские, творческие способности, познавательную активность,
развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов не живой природы.
Словарная работа: лупа, фильтрация воды.
Материалы: песок в контейнерах, стакан с водой, поднос, ложечка, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейка, правила безопасности в работе с песком, песочные часы, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация «Удивительный песок».
Ход беседы
Воспитатель: Я приглашаю на опытную станцию. А вот что будем исследовать, я прошу вас отгадать.
Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия. Вы сможете определить на ощупь, что находится в ящике?
Прослушав ответы детей, воспитатель открывает ящик, показывает детям песок.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке нужен, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т. д.
II. Показ презентации «Как и где люди применяют песок в жизни».
Песок – кусочки породы.
Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни.
Учёные до сих пор не могут разгадать тайну пустыни. Откуда там много песка? Либо там были когда-то горы, или ветер надул столько песка. Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, белым. Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтр для воды, песочные часы. Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
Добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Также используют песок в художественном творчестве. С помощью песка рисуют картины. Создают декоративные кувшины с песком. А также сочиняют сказки на стекле.
ВЫВОД: песок создан природой.
Беседа №6
«Путешествие по пустыне»
Программные задачи:
1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей в процессе экспериментирования, как интеллектуально-личностное развитие.
2. Дать детям первоначальное представление о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира);
3. Обогащать и активизировать словарь (верблюжонок, бескрайние пески, безоблачное небо, палящее солнце, сыпучий, верблюжья колючка, варан, пустыня, барханы, кактус);
4. Обучать работе с природным материалом;
Методы и приемы: экспериментирование, словесный, наглядный, практический.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, песочная терапия, релаксация.
Оборудование: набор картинок (обитатели и растительность пустыни, стаканчики с песком, пластиковые тарелки, ложки, трубочки, лупы, картон, аудиозапись и мультимедиа.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто забрел к нам в детский сад! Это маленький верблюжонок. Ребята, а вы знаете, где живут верблюды? (Верблюды живут в пустыне)
Воспитатель: Правильно, верблюды живут в пустыне, там бескрайние пески, очень мало растительности, поэтому пустыню и назвали от слова «пусто» пустыня. Ребята, давайте поможем верблюжонку найти свой дом. Итак, мы отправляемся в пустыню.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит музыка. В это время на мультимедиа появляются кадры пустыни.
Эколог- воспитатель: Ребята, откройте глаза, вот мы и оказались в пустыне. Что вы здесь видите? (Много песка, яркое солнце, безоблачное небо)
Эколог: Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий.
Эколог: Ребята, садитесь за стол и давайте с вами рассмотрим песок.
Какого цвета песок? (Желтый, светлый)
Какой песок на ощупь? Потрогайте и скажите. (Песок сухой, сыпучий, он сыплется)
Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит? (Песок состоит из песчинок)
Какие песчинки на ощупь? (Песчинки твердые)
Как они выглядят? (Мелкие, крошечные, маленькие, каждая песчинка лежит по отдельности, не прилипают друг к другу)
Эколог: В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать барханы. (Дети дуют в трубочки на песок).
Эколог: Посмотрите, песчинки с легкостью перемещаются. У нас с вами получились настоящие барханы. (Уточнить у 2-3 детей название «бархан»).
Эколог: Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность. Кто знает, что растет в пустыне? (В пустыне растут верблюжьи колючки и кактусы)
Посмотрите на картинки, с кем из этих животных верблюжонок мог бы встретиться в пустыне и подружиться.
Эколог показывает на стенде демонстрационные картинки с изображением животных разных климатических зон (варан, змея, черепаха, белый медведь, волк, акула, лев). Дети выбирают животных пустыни.
Эколог: А я знаю загадку про одного из этих животных. Попробуйте угадать, кто это.
Панцирь каменный - рубаха,
А в рубахе-… (черепаха)
Воспитатель: Молодцы, вы отгадали загадку
Воспитатель:. А нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. (Звучит музыка).
Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось и понравилось в путешествии? (Мы путешествовали по пустыне, исследовали песок, делали барханы)
Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы дружно работали. Молодцы!