Неля Самылкина
Проект «Первоцветы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Проект
Тема «Весенние цветы»
Вид проекта : комплексный (познавательно-исследовательский, художественно-эстетический)
Мотивация детей на проектную деятельность или ситуативность старта проекта :
1. Игровая мотивация. Как помочь Весне украсить природу?
2. Мотивация общения в условиях помощи взрослому: знакомство с первоцветами, продуктивная деятельность по созданию первоцветов.
Публикация «Проект „Первоцветы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Мотивация созидания и личной заинтересованности (выставка продуктивной деятельности по изготовлению первоцветов, выращенные детьми цветы).
Цель проекта : научить детей видеть красоту природы и ее восхищаться.
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания детей о первоцветах, узнать, чем они отличаются от других цветковых растений, в чем их особенности.
Познакомить с разнообразием растительного мира с его значительностью для всего живого на планете.
Формировать навыки исследовательской деятельности, умение сравнивать и анализировать; формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в поделках.
Воспитывать бережное отношения к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому.
Воспитывать любовь к русской природе, в сохранении первоцветов.
План движения к цели (поддержание интереса детей)
Этапы планирования Роль педагога Вопросы, которые могут быть заданы
Инициирую общее обсуждение на детском совете, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Выступаю в роли модератора, помогая детям обсуждать, договариваться, делать выбор и принимать решения Какое у вас настроение?
У всех ли светлое настроение?
У кого утро доброе?
Какое время года?
Что происходит весной?
За что вы любите это время года?
Что вас порадовало (удивило, огорчило?
Вовлекаю детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге – в выбор темы образовательного проекта. Поддерживаю детскую инициативу и креативность, демонстрирую партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
Помогаю детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Давайте вместе решим, какую тему мы выберем.
Составляем план Опрашиваю желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми.
Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых. Какие интересные дела мы с вами выполним?
Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться?
Что ты хочешь сделать?
Когда у тебя появилась эта идея?
Что ты предполагаешь сделать сегодня?
Что ты хочешь узнать, чему научиться?
Какие материалы тебе понадобятся?
Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно?
Какие инструменты тебе могут понадобиться?
С чего ты начнешь?
Кого бы ты хотел видеть своим партнером?
Как вы распределите работу?
Кто будет ответственным за выполнение этой работы?
Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?
Реализуем задуманное Коротко рассказываю о том, что сама предлагаю им.
Планирую вместе с детьми свою деятельность как образец.
Помогаю детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирую выборы детей).
В течение дня спрашиваю о результатах, успехах и неудачах. Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать первоцветы. А познание будем сажать Тюльпаны (нарциссы, гиацинт).
Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься?
Андрюша решил посадить растение. Что тебе необходимо для этого? Нужны ли тебе помощники? Что ты поручишь Илюше?
Что будет через десять минут?
Что будет после первого занятия?
Таня хочет нарисовать ландыш?
Чем будешь рисовать?
Оля хочет сделать своими руками мат-и-мачеху.
Проводим итоговый совет Подводим итоги. Поддерживаю стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.
Моя задача сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он непросто играл, он трудился.
Оформляем газету «Весенние цветы», предлагаем познакомиться с ней детям других и групп и родителям. Кто хочет рассказать о своей работе?
О чем нам поведает команда, которая работала в Зеленом уголке?
Какие трудности вы встретили?
Что было самое интересное?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Какую часть работы (проекта) ты завершил?
Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?
Насколько он успешен?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что из задуманного тебе удалось?
Что бы ты хотел завершить и когда?
Что ты решил изменить?
Что легче всего было сделать?
Почему ты использовал эти материалы?
Какие материалы можно еще использовать?
Где и как можно использовать то, что ты сделал (поместить, повесить?
Какой совет ты дал бы тому, кто решит повторить твой план?
План создания (реконструкции, пополнения) предметно-пространственной среды:
1. Пополнить центр экспериментирования.
2. Пополнить уголок художественной литературой книгами и альбомами о первоцветах.
Предполагаемые продукты детского проекта :
1. Усвоение детьми необходимых знаний о первых весенних цветах.
2. Формирование устойчивого интереса к природе.
3. Развитие познавательной активности детей.
4. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
5. Повысился уровень знаний детей о весенних цветах: дети узнают цветы на иллюстрациях, называют их.
6. Дети внимательнее относятся к растениям на участке, берегут природу и труд взрослых.
7. Проявляют активность и инициативу в самостоятельной и совместной деятельности с бумагой, ножницами, клеем, пластилином.
Мероприятия основной части проекта (занятия, эксперименты, наблюдения, экскурсии.) :
- посадка в группе луковичных растений и наблюдение за ростом растений (нарцисс, тюльпан, гиацинт);
- продуктивная деятельность (конструирование «Подснежник» из бросового материала, рисование первоцветов, аппликация из ткани с использованием хлопьев перловой крупы «Сирень», ручной труд «Одуванчик» из пряжи);
-чтение художественной литературы о первоцветах (П. Соловьева «Подснежник», Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш» ;
-прослушивание музыки Железновы «Весна», П. Чайковский «Весна», Апрель «Подснежники» («Времена года», А. Гричанинов «Подснежники».
- составление описательного рассказа с использованием мнемосхемы «Ландыш».
Самостоятельная творческая работа детей под руководством взрослых (поиск материала, информации; создание поделок, макетов, рисунков, альбомов, предложения и пр.) :
- самостоятельная работа в зеленом уголке: уход за произрастающими первоцветами, наблюдение за их ростом;
-дидактические игры «Найди растение», «Собери цветок», «Собери букет», «Выставка весенних цветов» и др.
-настольные игры «Выложи цветок» (мозаика, «Цветочное лото» и др.
-подвижные игры «Цветы и ветер», «По солнышку, по солнышку», «Бабочки и Жуки», др.
-сюжетно-ролевые игры «Магазин цветов», «Дача» и др.
-пальчиковые игры «Наши алые цветы», «У дерева ствол», «Колокольчики».
План взаимодействия с семьями воспитанников
1. Организация природоохранной акции «Берегите первоцветы!»
2. Участие в презентации «Весенние цветы».
3. Фотоколлаж «Первоцветы».
4. Семейное творчество – выставка поделок и экологических плакатов «Сбережем первоцветы – вестников весны»