Ирина Петрухина
Проект «Первоцветы — дети весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский творческий проект
«Первоцветы – дети Весны»
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
(Н. Луконина)
Участники: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой
Срок реализации: 1 месяц
Цель проекта: Дать детям представление о ранних цветах-первоцветах.
Задачи:
1. закрепить представление о весне и её приметах
Публикация «Проект „Первоцветы — дети весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. изучить экологическое состояние природы села Ново-Талицы, виды первоцветов, растущих на этой территории.
3. закрепить и систематизировать знания детей о ранних цветах.
4. сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
• развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
• ценностно-ориентированную;
• творческую (художественно-эстетическую);
• коммуникативную.
5. Формировать опыт экологически грамотного поведения детей в природе.
6. Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.
7. Закреплять умение использовать модели для составления рассказов о первоцветах родного села.
8. активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Актуальность: В возрасте 4-5 лет дети имеют слабое представление о первоцветах и о том, что они первые появляются весной почти из под снега, о том, где и как они растут. Поэтому особое место мы придали живым беседам в природе. Это дает возможность замечать видимые зависимости в природе (солнышко пригреет, почки проснутся и появятся листочки). Помогает развитию у детей непосредственно-действенных способов познания (посмотреть, послушать, понюхать, потрогать, погладить). Учит замечать состояние растений и вызывает желание помочь, позаботиться, защитить (полить, протереть листочки, веточки поставить в воду).
Рассказы детей недостаточно полны, не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, еще слабо подбирают к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, развитие словаря, совершенствование связной речи.
Формы реализации проекта:
· совместная деятельность;
· экскурсии;
· практическая деятельность в природе;
· ручной труд;
· проведение экологических викторин;
· выпуск альбома с первоцветами и плаката.
В совместной деятельности широко используется: блиц-опрос, проблемные ситуации, практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформирован устойчивый интерес к окружающему миру.
2. У детей сформированы знания о «Первоцветах», об их среде обитания, влиянии их на окружающую среду.
3. Формирование устойчивого интереса к природе через экологические игры, создание альбома «Первоцветы», составление «Экоплаката».
4. Дети применяют полученные знания в продуктивной деятельности, в повседневной жизни.
5. Обогащение словаря детей.
6. В совместную проектную деятельность вовлечены родители.
7. Дополнена предметно-пространственная развивающая среда группы.
План по реализации проекта
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный:
Изучение знаний детей о первоцветах, их роли в окружающей среде.
Рассматривание фотографий растений, раскрашивание черно-белых иллюстраций. Чтение художественной литературы, стихов и легенд по теме. Слушание музыкальных композиций (П. И. Чайковский «Подснежник», А. Гречанинов «Первоцвет»). Подготовка материалов и оборудования для реализации проекта (папка с файлами, ватман, краски, цветная бумага, фломастеры, мелки, цветные карандаши). Подбор методической и художественной литературы, дидактических игр и опытов по теме. Подготовка презентаций по теме, составление конспектов НОД, развлечений, викторин. Беседа с родителями о важности изучения темы и вовлечение в совместную деятельность с детьми.
II этап. Основной
Познавательные беседы:
-«Что такое первоцвет?»;
-«Как заботиться о лесных растениях?»;
-«Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»;
-«Чем красив цветок?»;
-«Что значит быть ответственным?»;
-«Украшение Земли»;
-«Что рассказала тебе природа?»;
-«Что будет, если каждый сорвет по одному цветку?»
-«Красная книга – что это?»
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди цветок».
1. В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
2. Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
3. Цветёт он только лишь весной, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (Ландыш)
4. Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
Дидактическая игра «Дополни словечко».
1. Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг.
Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный (подснежник)
2. Замечательный цветок, словно яркий огонёк,
Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный….(тюльпан)
3. Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает нам (нарцисс)
4. Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой.
У весны есть фокусы: распустились….(крокусы)
Дидактические игры:
«Найди цветок по описанию»;
«Четвертый лишний»;
«Найди цветку пару»;
«Собери красивый цветок».
Экспериментальная деятельность:
«Волшебное семечко» - проращивание семян;
«Растениям нужна вода»;
«Как растопить снег и лёд?»
Наблюдения:
Наблюдения за растениями на клумбах детского сада.
Экскурсия – целевая прогулка «Найдем первые цветы».
Посадка в природном уголке группы садового подснежника, пролески, мускарей, крокусов, гиацинта.
Продуктивная деятельность:
«Желтые тюльпаны» - аппликация;
«Нарисуй красивые первоцветы» - рисование;
«Весенний гиацинт» - пластилинография;
«Берегите первоцветы!» - экоплакат, коллективная работа.
III этап. Заключительный
Итоговое интегрированное занятие «Первоцветы – дети Весны».
Совместное детско-родительское творчество – альбом «Первоцветы».
Литература:
1. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
3. Игры –забавы на участке детского сада/ Авт. -сост. Е. А. Алябьева. – М. :ТЦ Сфера, 2016.
4. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Сост. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
5. Е. А. Алябьева. Игры-путешествия на участке детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2016.