ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите первоцветы — весны первые шаги
Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувства любви и гуманного отношения к природе; социальную активность и экологически грамотное поведение; самостоятельность, уверенность, аккуратность при работе с изобразительными средствами.
Образовательные задачи: Расширить представления детей о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Ставропольского края. Формировать осознанное отношения к проблеме истребления редких и исчезающих видов цветов. Актуализировать и расширить представления детей о правилах поведения в природе; познакомить с Конвенцией СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; с операцией «Первоцвет», организуемой Дружиной охраны природы. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике рисования на наждачной бумаге. Совершенствовать умение формировать композицию рисунка, передавать настроение весны через изображение первоцветов, подбирать соответствующую цветовую гамму. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явление природы в передачи своего отношения через художественное творчество.
Публикация «Конспект занятия „Берегите первоцветы — весны первые шаги“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Развивающие задачи: Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; любознательность, внимание, воображение; чувство формы, пропорции, цвета; мелкую моторику, рук, связную речь, способность рассуждать.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: Беседы: «Красная книга Ставропольского края», «Конвенция СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; «Операция Первоцвет», «Значение растений в природе и для человека». Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», картинок с изображением первоцветов, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц и стихов, чтение художественной литературы о природе.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением первоцветов; несанкционированных точек торговли первоцветами; экологических катастроф; наждачная бумага, карандаши, масляная пастель, кисточки, музыкальная фонограмма «Подснежник».
Место проведения СООД: кабинет художественно-эстетического развития.
Участники ССОД: воспитанники подготовительной группы.
Содержание деятельности:
1. Введение в образовательную ситуацию. Организация детей.
Дети входят в изостудию, воспитатель встречает их и предлагает послушать стихотворение.
Воспитатель: Ребята, однажды мой внук прочитал мне стихотворение, я до сих пор помню чувства, которые испытала, слушая его. Я нашла это стихотворение в интернете, хотите послушать?
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы беленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез. Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха.
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок!
И, вдруг, пошёл пушистый, белый
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна,
И от цветка на длинной ножке,
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея.
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»
Воспитатель: О каком цветке это стихотворение? ( предполагаемый ответ: о подснежнике)
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( предполагаемые ответы: жалость, любовь, сочувствие, нежность)
Воспитатель: Полностью согласна с вами, ребята. Сколько нежности и восхищения смелостью этого маленького первоцвета в этом стихотворении. Великий сказочник Г. Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Без красоты цветов беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное. Писатели и поэты, художники и композиторы находят в них источник вдохновения,
2. Актуализация представлений детей по теме.
Воспитатель: Видели ли вы когда-нибудь подснежники? Если видели, то где? ( предполагаемые ответы: да, в лесу, в парке….)
Воспитатель: Подснежники, или первоцветы – это целая группа травянистых растений. Знакомы ли вы с этими цветами?
Воспитатель показывает картинки. Дети называют цветок, воспитатель рассказывает о нем.
Подснежник.
Роскошные белые колокольчики, которые появляются уже в конце зимы на первых проталинках, а иногда прямо на подтаявшем снегу. Найти подснежник можно на территории Ставропольского и Краснодарского края.
Гусиный лук
Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только берётся эта смелость! Жёлтые цветки под инеем… много-много… У гусиного лука стебелёк – как ниточка, лист тоненький – как лоскуток, несколько цветов – как едва – едва мерцающие слабые звёздочки… и ему хоть бы что! На ветру, на холоде, под слоем инея…
Цикламен кавказский
Распускается на лесных полянках и в перелесках с первым весенним теплом. Очень красивый и довольно редкий цветок. Цикламен переносят в ботанические сады крупных городов и заботятся о нем.
Произрастает в Краснодарском крае, Грузии, Азербайджане и некоторых других горных регионах
Морозник
Растение очень красиво. Расцветает морозник в конце зимы, снегопады и холод его не пугают. В настоящее время этот редкий цветок можно увидеть лишь в ботанических садах.
Мать – и мачеха.
Мать-и-мачеха радует первыми весенними цветками. Это настоящее растение весны. Еще лютуют морозы и только-только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные теплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогода, цветки немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи.
Медуница
Медуница почти также отважна: она зацветает через несколько дней после мать–и–мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя растение невысокое, да и цветки у него некрупные. Но зато, какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно видеть красные, фиолетовые и синие цветки. То, что цветки у медуницы разноцветные – удивительно. Но, пожалуй, ещё удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный, но пройдёт какое – то время и становится фиолетовым. Пройдёт ещё немного времени – станет синим. Выходит, по окраске цветков можно судить об их возрасте.
Пролеска.
За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба.
О первоцветах можно говорить бесконечно, их очень много в природе.
Воспитатель: Почему эти цветы называют первоцветами? ( предполагаемые ответы: потому что они первыми заявляют о приходе весны. Еще лежит снег и нет на деревьях листьев, а они уже цветут)
3. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
Воспитатель: Многие первоцветы занесены в Красную книгу. Что это за книга? ( Предполагаемые ответы: Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.)
Воспитатель: Почему она красного цвета? ( Предполагаемые ответы: Красный цвет привлекает внимание. Красный цвет - это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать).
Воспитатель: Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли.
Воспитатель: Как вы думаете, по каким причинам исчезают первоцветы? ( предполагаемые ответы: от лесных пожаров, из-за действий людей: распахивают землю, строят дачи в лесных массивах; лесные пожары по вине человека; загрязнения почвы сточными водами; чрезмерный выпас скота; свалки мусора; вытаптывание; сбор цветов)
Воспитатель: Отлично, ребята! Вы перечислили все факторы, которые могут привести к уменьшению количества или исчезновению этих прекрасных вестников весны.
Воспитатель и дети вместе формулируют вывод: Причинами могут быть природные стихии и пагубные действия людей.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации экологических катастроф.
Воспитатель: Чем же вредит неограниченный сбор первоцветов «на букеты»? ( предполагаемые ответы: растения вырывают с корнями, и они больше не вырастут никогда).
Воспитатель: Действительно, многие раннецветущие растения собирают с луковицами, а сбор с луковицей означает для растения лишь одно — полную гибель. Если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти)
4 Проектирование решения проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, а ведь иногда так хочется подарить родным и близким букетик первоцветов, кому бы из вас хотелось (ответы детей). А как же мы с вами можем поступать так, чтобы и подарить букет, но и не навредить природе? Подумаем над этим вместе? ( предполагаемые ответы: если тебя заинтересовал первоцвет, то не рви его, а лучше сфотографируй. Можно сделать небольшой видеофильм о первоцветах и подарить. Сделать первоцвет из бумаги или специального пластилина – плейдо и подарить. Можно посеять семена и вырастить первоцветы у себя в саду, а затем срезать и подарить. Нарисовать первоцветы, оформить в рамочку и подарить)
5. «Открытие» - решение проблемы в деятельности.
Воспитатель: Верно ребята, все варианты хороши, ведь человек на Земле существо разумное, он умнее и сильнее всех и поэтому должен, решая проблему, все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации цветущих первоцветов в лесу и степи.
Воспитатель: Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Ваши глаза - это фотоаппараты. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне первоцветов одно растение и нарисует. Очень важно внимательно рассмотреть это растение и увидеть главное. Обратите внимание, на столах у вас необычная бумага, проведите по ней рукой, какая она на ощупь? (шероховатая)
Воспитатель: Это наждачная бумага, самая мелкозернистая, ее еще называют – нулевка. Рисовать на ней одно удовольствие – не требуется особых усилий, карандаш или мелок на этой бумаге оставляет яркие и четкие линии, легко наносятся тени и оттенки, но только помните, в прорисовке не допускайте ошибок, так как ластик вам не поможет.
Самостоятельная работа - рисование первоцветов под музыку.
6. Подведение итогов, анализ деятельности.
Оформление выставки рисунков «Берегите первоцветы, весны первые шаги» на демонстрационной доске.
Воспитатель: Что нового вы узнали для себя, ребята? (Мы познакомились с первоцветами. Узнали, что первоцветам грозит уничтожение. Узнали, чем опасен массовый сбор первоцветов. Научились их беречь и охранять).
Воспитатель: Скажите, мы смогли решить проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе? Что бы вы посоветовали своим сверстникам, если бы они решили подарить своим родным букетик первоцветов?
Воспитатель: Еженедельно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид растений. Ребята, кроме нас с вами судьбой первоцветов обеспокоены многие организации. Первоцветы охраняются не только Красной книгой, но и международными договорами – такими, как Конвенция СИТЕС – «Международный договор о торговле дикой флорой и фауной». Судьбой первоцветов обеспокоена Дружина охраны природы и экологическая полиция. Какими словами вы можете обратиться к нашим гостям и всем людям с призывом беречь и охранять первые цветы весны.
Чтение стихов.
1. В лесу на поляне, ранней весной,
Пророс из под снега цветок голубой!
Не рви, полюбуйся, его пожалей –
В природе живым он цветет красивей!
2. Цветут первоцветы,
Как малые детки.
Пушистые, нежные,
Глазки – розетки.
3. Но только, пожалуйста,
Вы их не рвите!
Багульник, подснежники
Вы не губите!
4. Не трогайте!
Просто любуйтесь, друзья!
Жить без красоты
Нам на свете нельзя!
5. Как синее небо
Цветочки прекрасны!
И их сохранить
Мы хотим не напрасно!
6. Пусть ими любуются
Дети и внуки!
А наши не тронут их
Добрые руки!
7. И напоследок.
Если видишь первоцвет,
Помни ты такой совет:
Не топчи его, не рви
Просто взглядом одари.
8. Всем хотим сказать мы это:
Вы не рвите первоцветы!
Пусть они всегда цветут!
Радость и любовь несут!
9. Люди, помните: растениям некому пожаловаться, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.
Результат совместной деятельности: обобщили и систематизировали представления о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу; о нормах и правилах поведения в природе; решили проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе - нарисовали первоцветы на наждачной бумаге.