Юлия кузина
Проект «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109 Букварёнок»
Краткосрочный проект в подготовительной группе № 11 «Радуга»
Тема: Перелётные птицы
Воспитатели: Кузина Ю. А
Вологда 2022 год.
Краткосрочный проект в подготовительной группе группе «Перелётные птицы»
Публикация «Проект „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Тип проекта : Информационный, творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный с 17.10.2022 по 21.10.2022
Участники проекта : Воспитатели, воспитанники, родители.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Перелетные птицы»; углубление знаний детей о жизни перелетных птиц, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и бесед; активизация словаря по теме.
Задачи проекта :
Обучающие
1. назвать перелётных птиц : название, части тела, питание;
2. описать особенности внешнего вида и поведения птиц;
3. сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме
Развивающие:
1. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностью (способностью) к прогнозированию будущих изменений.
2. Активизировать словарь детей: перелётные, насекомоядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, отлет.
3. Знакомить детей с понятиями: лететь «клином», «стайкой».
Воспитательные:
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым
Актуальность:
Дети имеют недостаточные представления о перелетных птицах, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Перелетные птицы» позволит обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением
Предполагаемый результат:
Ожидаемый результат:(дети)
- знают и называют перелётных птиц : грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей;
- рассказывают об особенностях внешнего вида птиц (частях тела, повадках);
- могут составить описательный рассказ о перелётной птице;
- (воспитатель) пополняет развивающую среду группы материалами по теме проекта и воспитывает у детей интерес к перелётным птицам.
Форма проведения итогового мероприятия:
Викторина «Перелётные птицы»
Материалы: картинки с изображением птиц, аудиозаписи, произведения про птиц, маски птиц, цветная бумага, альбомные листы, карандаши, карточки с заданиями.
Предварительная работа:
1. Подготовка презентаций. Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Цапля», В. Бианки «Кто чем поёт», Л. Толстой «Лебеди», А. М Сибиряк «Серая шейка», В. И. Белов «Скворцы» и просмотр м/фильмов.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, взаимодействие с семьёй.
Этапы проекта :
• Подготовительный этап
(Информационно – накопительный) :
1. Определение темы проекта.
2. Мониторинг детей и родителей.
3. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников
4. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
5. Подбор художественной литературы, ватманы
наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
• Основной этап
Содержание проекта
Социально – коммуникативное развитие. В конце
в течение всего проекта - Викторина «Перелетные птицы».
Слушание: аудио «Голоса птиц».
Настольно-печатные игры:
Разрезные картинки «Собери и назови птицу».
Игра в лото
Рассматривание плакатов с животными и птицами «Кто где обитает»
Рассматривание Альбома с перелётными птицами и описании их особенностей
Речевое развитие. В течение всего проекта Беседы :
«Почему птицы улетают на юг?»
«Что ты знаешь о перелётных птицах?»
«Жизнь перелётных птиц осенью»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, учить составлять рассказы о пернатых; различать по картинке птиц.
Дидактические игры и упражнения:
Цель: расширение словарного запаса: птицы (что делают) летают, плавают, клюют, вьют гнезда.
Скажи ласково "утка- уточка, перо- перышко, хвост- хвостик". Образование сложных слов: красный клюв-красноклювая, длинная шея- длинношеея и т. д.
“Четвертый лишний”;“Назови ласково” (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Птица-… Крыло -, Голова -, Лапа -, Хвост -…
«Узнай по описанию и назови перелётную птицу»
«Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
- За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
«У кого какое тело?»
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой?
-Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
– У него чёрное крыло? Значит, он…
Рассматривание картинок и составление рассказов о птицах.
Д / И угадай птицу по тени, по следам
Познавательное развитие
3 этап НОД:
- Перелётные птицы – кто они?»
Цель: закрепить в памяти детей названия перелетных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятие перелетные, насекомоядные и водоплавающие птицы.
- «Составление описательного рассказа о птицах.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о птицах
Загадки и пословицы о перелётных птицах.
Подготовка презентации на тему «Перелётные птицы»
Художественно – эстетическое развитие. 3 этап
В конце -Рисование «Скворцы» по произведению В. И. Белова
Цель: познакомить детей с возможностями Аквареливой краски, побуждать детей к изображению и созданию образа Скворца на ветке, развивать чувство формы и пропорций, творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы, умению отражать впечатления в рисунке.
-Конструирование (складывание из бумаги, аппликация, «Ласточка»
и ручной труд «Перелётные птицы»
Физическое развитие. В течение всего проекта Подвижные игры :
«Ласточки», «Гуси-лебеди», «Птицелов», «Скворцы и кошка», Филин и пташки, «Перелет птиц», «Охотник и утки».
Физкультминутки:
«Цапля», «Покажи птицу», «Узнай меня, я - птица…».
Работа с родителями. На подготовител. этапе
Во второй
половине
Чтение детям книг по теме проекта,
Изготовление к теме проекта гнезда для ласточек
Выставка работ по данному проекту
• Заключительный этап
1. Викторина по данной теме
2. выставка творческих работ для родителей.
Приложение 1
Викторина» Перелетные птицы»
I -тур
Вопросы викторины
1. Какие перелётные птицы вам знакомы? (ответы детей)
2. Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)
3. В народе говоря: «У этой птицы волшебное пение, да скромное оперение» (соловей)
4. Чем питаются соловьи? (гусеницами, личинками, червяками)
5. Определите птицу по описанию : «Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост, и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками» (трясогузка)
6. В народе эту птицу называют «ледоломкой» (трясогузка).
Объясните почему?
(птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком.)
7. Птенец, какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
Кто «воспитывает» маленьких кукушат?
8. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
9. Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
10. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
11. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
12. Чем питается грач (насекомыми, червяками, полевыми мышами, улитками, (может поймать молодого зайчонка).
13. Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)
II-тур «Угадай птицу по пению».
У каждой птицы свое особенное пение, отличающееся от других птиц. Попробуйте сейчас на сух определить какая птица поет.
(Включаю запись с голосами птиц. Дети должны определить птицу по пению и назвать ее)
III- тур «Ребусы».
Подведение итогов:
Пожвижная игра «Утки и охотники»
Выводы проекта :
1. Дети расширили представления о перелётных птицах, по каким причинам улетают и куда
2. У детей появился интерес узнать больше о перелётных птицах