Прасковья Местникова
Проект «Педагогический проект «Песенка — лесенка в мир», как средство социализации детей»
МБОУ «Теинская начальная школа-детский сад имени А. Т. Старостиной»
Чурапчинский улус (район, Республика Саха (Якутия)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕСЕНКА - ЛЕСЕНКА В МИР» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»
Автор: Местникова Прасковья Гаврильевна,
музыкальный руководитель-воспитатель
с. Огусур-2019
Содержание
стр.
ВВЕДЕНИЕ….….….
Актуальность и обоснование Проекта….….…
Противоречия….….….
Публикация «Проект „Педагогический проект „Песенка — лесенка в мир“, как средство социализации детей“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель и задачи проекта…. ….
Формы отслеживания результативности проекта…. ….
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты
реализации проекта….
Параметры оценивания….
Этапы реализации проекта….
Оценка эффективности реализации Проекта. ….
Критерии отслеживания результатов Проекта….
Заключение ….…
ЛИТЕРАТУРА….
Тезис….
ПРИЛОЖЕНИЯ…. … 3
4
5
6
7
8
9
9
10
12
13
14
16
17
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а прежде всего, воспитание человека».ловека».
В. А. Сухомлинскийлинский
Введение.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. [10]
По мнению ученых одним из условий успешной социализации детей является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным. Искусство совершенствует и развивает чувства людей. Через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. [10]
Пение – это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому является одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов, развития творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время. [8]
В пении соединены такие многогранные средства воздействия на ребят как слово и музыка. Они помогают учителю воспитывать в детях позитивную эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и природе. Процесс освоения вокального произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению технических и художественно-исполнительских трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. [11]
Актуальность и обоснование Проекта : Во все времена особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения.
В современных условиях под воздействием таких факторов, как политическая и социально экономическая не стабильность, происходит утрата многих нравственных и эстетических ценностей, замедляется адаптация и социализация детей. Под влиянием музыкального воспитания, когда с малых лет ребенок слышит родные напевы, участвует в хоровом и сольном пении, у него формируется национальное самосознание и происходит успешная социализация и безболезненная адаптация детей. Поэтому данная проблема является очень актуальной.
Противоречия:
1. В нашем селе функционирует МБОУ «Теинская начальная школа-детский сад» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где функционирует 1 разновозрастная дошкольная группа и 2 комплект класса. Село малонаселенное, труднодоступное. После окончания 4 класса дети переезжают в другие населенные пункты для продолжения учебы в основное общеобразовательное учреждение. Этот период для родителей и особенно для детей является сложным психологическим барьером и болезненным испытанием.
2. Адаптация ребенка в новом коллективе, как правило, сложный момент. Адаптация для них проходит очень долго, сложно и это все сказывается на здоровье ребенка и качество учебы.
3. Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. [11]
4. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Это выражается резким изменением условий обучения, разнообразием и качественным усложнением требований.
Сказанное выше является довольно серьезным испытанием для психики школьника. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит. Родители и дети нашего села встречают проблему социализации, адаптации в новом коллективе, учреждении и населенном пункте.
Таким образом, перед нами, педагогами, хоть и в маленьком коллективе стоит важная, огромная задача подготовить детей к смене условий обучения, искать средство успешной социализации. Так как я работаю музыкальным руководителем, разработала долгосрочный проект на тему : «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕСЕНКА - ЛЕСЕНКА В МИР» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ».
Данный Проект должен способствовать социализацию детей школы-сад, помочь детям пройти адаптацию легко при переходе в 5 класс другого образовательного учреждения. Как отмечают психологи, социальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами, смысл социализации заложен в социальной адаптации человека. [6] Считая что, огромную роль в решении этих задач должен играть приобщение детей к пению с малых лет, способствовать реализации творческих способностей. Значение пения, концертно- исполнительской деятельности трудно переоценить в личностном развитии детей. Занятие пением детям дает раскованность, открытость, окружающей жизни. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность и выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей. [10] Приобщение детей к пению с малых лет, способствует реализации творческих способностей, к деятельному образу жизни, приобрести опыт социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, который в свою очередь способствует на социализацию детей. [11]
Объект: организационно-педагогические условия обучения пению.
Предмет: процесс обучения пению, способствующее социализации ребенка.
Гипотеза: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕСЕНКА - ЛЕСЕНКА В МИР» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ» будет успешно реализован, если:
-будут созданы организационно-педагогические условия социализации детей;
- детей с малых лет приобщить к пению, концертно-исполнительской деятельности.
Цель Проекта : создать организационно-педагогические условия приобщения детей к пению, концертно-исполнительской деятельности и тем самым способствовать успешной социализации детей, живущих в малонаселенных и труднодоступных селах при переходе в 5 класс.
Задачи:
Обучающие:
1. овладеть навыками вокального искусства;
2. овладеть навыками сценической культуры;
3. приобщить к работе в коллективе;
Развивающие:
1. развить устойчивый интерес к вокально- исполнительской культуре;
2. развить познавательный интерес, творческую активность;
3. развить голос, слух, музыкальную память, чувство ритма;
4. развить культуру исполнения;
5. развить коммуникативную способность.
Воспитательные:
1. сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля, умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
2. воспитать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей;
3. воспитать нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;
Используемые методы:
1. наглядно-слуховой;
2. использование ТСО;
3. образная речь;
4. создание ситуации успеха;
5. показ и др.
Участники проекта : Дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители, музыкальный руководитель.
Структура и состав коллектива, продолжительность и регулярность занятий.
В вокальном коллективе занимаются дети 3-11лет. Программа вокального кружка предполагает: групповое и одиночное творчество, а основная форма обучения - репетиции.
Вокальная группа занимается 2 раза в неделю.
Репертуар вокальной группы состоит из современной музыки якутских и русских мелодистов:
1. пение акапеллы;
2. пение в сопровождении детских, народных музыкальных инструментов;
3. пение под фонограмму.
Формы отслеживания результативности проекта :
- показательные выступления внутри коллектива и для родителей;
- концертная деятельность, участие в различных конкурсах;
- наблюдения за взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми и нормой поведения во время участия в конкурсах и концертах;
- наблюдение за адаптацией детей при переходе в 5 класс в другое образовательное учреждение;
- отслеживание выпускников школы-сад.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Дети будут знать:
- правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;
- основы гигиены голоса вокалиста;
Дети будут иметь представление о:
- культуре поведения на занятиях, выступлениях, сценической культуре;
Дети будут уметь:
- петь выразительно, с хорошей дикцией, активно и четко произнося согласные;
- иметь способность к объективной оценке своей деятельности.
- управлять своим поведением, соподчиняться.
У детей будут воспитаны :
- стремление передать характер музыкального произведения во время его исполнения;
- умение взаимодействовать в коллективе;
- культура поведения на сцене и во время массовых мероприятий, исполнительская культура;
- стойкий интерес к музыкальным занятиям и желание заниматься в вокальном коллективе;
Дети приобретут:
-- раскованность, открытость, коммуникативность;
- опыт социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми,
- повышение уровня социальной компетентности.
- легкую адаптацию к различным социальным ситуациям.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП –Профессионально- организационный
- знакомство учебно-методической литературы по теме проекта;
- повышение уровня квалификации на курсах;
- участие в МО музыкальных руководителей;
- составление рабочего плана кружка по вокалу (приложение №1)
-работа с родителями: выступление на родительских собраниях. консультации;
- работа с педагогическим коллективом :
-выступления на педагогическом совете.
2 ЭТАП – Работа с детьми:
- Беседы и практические занятия с детьми о сценической культуре, о совместной деятельности в коллективе, о нормах поведения
- Кружковые занятия по вокалу с детьми по плану: (приложение №1)
- Репетиции
3 ЭТАП – Совершенствование навыков пения
- участие в концертах, развлечениях, мероприятиях (приложение №5)
- участие в конкурсах (приложение №3)
- подведение итогов реализации проекта, творческой деятельности (приложение № 3,4,5,6,7)
Оценка эффективности реализации Проекта. Дети дошкольного и младшего школьного возраста нашего учреждения вместе одной вокальной группой занимаются 2 раза в неделю пением. Преодолевая психологический барьер, дети часто выступают концертами перед публикой. В момент совместного пения у ребят развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка и чувство локтя. [5] На занятиях кружка по вокалу этот процесс происходит естественно, органично и достаточно интересно. Особенно этому способствует многофункциональность ансамблевого пения. Совместное исполнение песни, эстетическое переживание их содержания воплощенного в художественных образах, сплачивает детей в единый творческий коллектив. [10]
Участвуя в различных улусных, региональных и республиканских конкурсах дети проходят адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений.
Занятие пением детям дает раскованность, открытость, коммуникативность, расширение кругозора. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствовать развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помочь реализовать потребность в общении. [10]
В процессе реализации проекта дети знакомятся с основами музыкальной культуры, приобретают необходимые умения и навыки (певческие и артистические навыки, культура исполнения, навыки актерского мастерства, импровизаторского исполнительства, что в целом расширяет их кругозор, активизирует познавательную деятельность и в дальнейшем способствует успешной социализации детей. Занимаясь в кружках, дети раскрываются эмоционально, адекватно оценивают свои возможности, учатся достигать поставленные цели. Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 5 до 11 лет
- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;
- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;
- голос становится более звонким;
- отсутствие отдельных звуков в речи;
- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;
- ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
- певческая дикция у большинства детей правильная;
Критерии отслеживания результатов Проекта :
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
• готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
• усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• жалобы на события, связанные со школой.
• трудности утреннего пробуждения, вялость.
• беспокойный ночной сон.
• постоянные жалобы на плохое самочувствие.
• повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Методологической основой Проекта явились научно-методические труды: Белощенко С. Н., Ветлугиной Н. С. ,Мудрика А. В., Исаевой И. О., Осенневой М. С., Самариной В. А., Исаевой И. О., педагогические основы эстетического воспитания в трудах Сухомлинского, психологические механизмы певческой деятельности Теплова Б. М., Программы воспитания «Тосхол», «От рождения до школы» и др.
Заключение.
Проект является долгосрочным и социально значимым для детей и населения. Как мы отметили выше, дети, которые живут и учатся в малонаселенных, труднодоступных населенных пунктах, после окончания начального образования переходят в образовательные учреждения общего образования с переездом в другие населенные пункты для продолжения учебы.
Адаптация ребенка в новом коллективе, как правило, сложный момент адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Огромную роль в решении этих задач играет приобщение детей с дошкольного возраста к музыкально-исполнительской деятельности и реализация творческих способностей, тем самым помогая им приобщиться к деятельному образу жизни, который в свою очередь способствует успешной социализации детей. Дети в нашем учреждении занимаются вокальной группе начиная с3-4 лет до окончания 4 класса. Детям очень нравится заниматься пением, все родители активно помогают, поддерживают и радуются успехам своих детей. Таким образом, социализация детей посредством пения является действенным инструментом в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей. Мы убедились, что социализация посредством пения способствует пройти адаптацию успешно и легко при переходе в 5 класс другого общеобразовательного учреждения. Дети все активны, принимают участие в общественных делах школы, успешно занимаются любимым занятием. Можно с уверенностью надеяться, что каждый ребенок, прошедший школу пения, соучастия в исполнении хорошей музыки, научившийся сопереживанию, пониманию, сочувствию станет в жизни успешным, интеллектуальным и интересным человеком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белощенко С. Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М. : «Музыка», 1987.-110с.
3. Исаева И. О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М. : «Музыка», 1977.-50с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 304 с.
6. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М. : «Академия», 1999, 222с.
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972
8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
9. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : «Просвещение», 1988.-142с.
10. htt ://ru.wikipedia.
11. htt ://lelibrary.ru/item
Тезис на ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕСЕНКА - ЛЕСЕНКА В МИР» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»
Местниковой Прасковьи Гаврильевны, музыкального руководителя-воспитателя МБОУ «Теинская начальная школа-детский сад» Чурапчинского улуса
Актуальность: В современных условиях под воздействием таких факторов, как политическая и социально экономическая не стабильность, происходит утрата многих нравственных и эстетических ценностей, замедляется адаптация и социализация детей. Под влиянием музыкального воспитания, когда с малых лет ребенок слышит родные напевы, участвует в хоровом и сольном пении, у него формируется национальное самосознание и происходит успешная социализация и безболезненная адаптация детей. Поэтому данная проблема является очень актуальной.
Разделы Проекта : Во введении дается обоснование проекта, приводятся проблема реального положения дел в малом поселении, ставится конкретная цель и подробно расписываются задачи по работе проекта, для успешной социализации детей посредством приобщения детей к пению, концертно-исполнительской деятельности. Которая способствует в дальнейшем при переходе в 5 класс.
В Проекте указаны база, все этапы работы, критерии оценки, представленная система работы. В заключении пришли к выводу что, песня, в любом ее звучании является мощным инструментом социализации личности. Убедились, что социализация посредством пения способствует пройти адаптацию успешно и легко при переходе в 5 класс другого общеобразовательного учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рабочий план кружка «Песенка-лесенка в мир»
№
Темы Содержание Кол-во занятий
сентябрь
1 Введение Правила поведения, техника безопасности в комнате музыки. знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни - беседа 1
2 Знакомство с голосовым аппаратом Путешествие в королевство Пения
Разучивание песни:
«Лягушачий квартет»
«Ункуу» 2
3 Певческая установка. Выработка правильной осанки при пении
Разучивание распевания
Разучивание песни «Ункуу» 2
4 Мимика Работа над мимикой, 1
октябрь
5 Праздничный концерт ко дню Учителя и Дня матери Репетиции и участие детей в праздничном концерте 2
6 Дикция Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Проговаривание скороговорок
Разучивание песни: «Кун ийэм»
«Эбээбит, эьээбит барахсан» 3
7 Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
Повторение разученных песен. 3
ноябрь
9 Песни из любимых мультфильмов Слушание «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Разучивание песни: «Ба5а санаа» 2
10 Тембр – окраска звука Игра «Догадайся, кто поет»
Работа над развитием слуха.
Разучивание песни «Куобахчааным барахсан»
Для детей дошкольного возраста. 2
11 Ритм – основа жизни и музыки Упражнения на развитие ритма
Повторение разученных песен
2
12 Темп – скорость музыки Вокальные импровизации на детские стихи «Тыа кыыллара»
Разучивание песни: «Кэрэчээн харыйа» Повторение разученных песен 2
декабрь
13 Мои любимые песни Исполнение песен по желанию детей – «Подарок Дедушке Морозу» - репетиции
Разучивание новогодних песен
«Елочка», «Сана дьыл киэьээтэ»
Соло, дуэт, трио, квартет 7
16 Новый год стучится в окна Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале 1
январь
17 «Угадай мелодию» Игра на знание детских песен
Повторение разученных песен 2
18 Мои любимые песни «Шарики воздушные»
- репетиции 2
февраль
19 Динамика – сила звука «А5алаах буолар астыгыан» - разучивание песни
Работа над расширением певческого дыхания
Участие в конкурсах 2
20 Мои любимые песни «Кетер ат» - разучивание песни
«Оноойукка» Н. Макарова мел.
Участие в конкурсах
Работа над дикцией и над художественным исполнением 4
21 Сводная репетиция праздничного концерта Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства
«Воздушные шарики»-разучивание песни
Участие в праздничном концерте 1
1
март
22 Концерт «Милая мама» Репетиция и участие в концерте, посвященному дню 8 Марта 2
24 Конкурсы Репетиции к конкурсам 6
апрель
26 Концерт, посвященный ко дню отцов Репетиция и выступления перед родителями 2
28 Мои любимые песни Разучивание песен : «Дорообо сандал саас»
«Сааьы уруйдуубун» 4
29 Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 Мая Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением
репетиции 2
май
30 «Нам мир завещано беречь» Репетиция и участие в праздничном концерте 2
31 Сводная репетиция к празднику «Последнего звонка» и «Ысыах» Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением 4
32 Праздник в школе «Последний звонок» Выступление детей на празднике «Последнего звонка» 1
33 До новых встреч с музыкой Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения 1
Всего занятий 66