Папки-передвижки

Проект парциальной программы экологического воспитания дошкольников

Анастасия Поддубная
Проект парциальной программы экологического воспитания дошкольников

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА

Название: «Природа, я твоя часть»

( Автор: Поддубная Анастасия Андреевна)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1.4. Планируемые результаты освоения программы

1.5. Мониторинг результативности программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Публикация «Проект парциальной программы экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

2.1. Содержание образовательной работы учебный год

2.2. Тематический план реализации программы

2.3. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практиках

2.4. Технологии реализации программы

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебный план

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней:

Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013, №26);

Срок реализации «Программы» – 1 год.

Программа адаптирована для детей 4-5 лет с учетом физиологических, возрастных, психологических особенностей.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

формировать начала экологической культуры личности;

обеспечить передачу детям первичных знаний экологической направленности о природе, её объектах и явлениях, связях между ними;

формировать элементарные нравственные представления о правилах поведения в природной и городской среде, бережного отношения к растениям и животным;

интеллектуально развивать дошкольника;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

формировать патриотическое чувство.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.

Программа разработана на основе принципов, определенных ФГОС ДО (п. 1.4.) :

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей;

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Реализация образовательных задач происходит с учетом возраста детей в определенных видах деятельности (ФГОС ДО, п. 2.7.) :

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность ( развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

- развлечения;

- проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

• использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

• построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

По окончании освоения программы мы ожидаем получить следующие результаты:

- расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, хрупкости сложных взаимосвязей в природе;

- развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть их красоту;

- привить навыки грамотного поведения в природной и городской среде;

- развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы, потребность общения с ней;

- формировать патриотические чувства.

В конце обучения дети:

- понимают, что наша планета – общий дом для всех людей, животных и растений Земли;

- могут рассказать на доступном им уровне, какую роль в жизни животных и растений играют вода, воздух, свет и тепло;

- знают, что на Земле есть три царства живого: царство животных, царство растений и царство грибов;

- знают основные признаки живого и его потребности;

- владеют знаниями, что растения и животные живут в сообществе (лес и водоём);

- сравнивают и выделяют общие и отличительные особенности различных животных;

- устанавливают простейшие связи между природными явлениями;

- проявляют устойчивый познавательный интерес к природе;

- могут делать выводы и делиться своими впечатлениями.

1.5. Мониторинг результативности программы

Изучение и анализ динамики сформированности экологической компетентности у детей происходит по следующим критериям:

1 балл- отвечает с помощью взрослого

2 балла- отвечает с частичной помощью взрослого

3 балла- отвечает самостоятельно

Результат:

1-15 баллов - низкий уровень знаний

15-30 баллов - средний уровень

Выше 30 баллов – высокий уровень

Диагностический тест:

1. Что для тебя природа?

2. Можно ли навредить природе, как?

3. Что такое цепь питания?

4. Попробуй вспомнить цепь питания, которая тебе запомнилась?

5. Зачем животные нужны друг другу?

6. Кто из животных дружит друг с другом?

7. Кто из животных враждует между друг другом?

8. Объясни, кто такие паразиты. Назови их.

9. Знаешь ли ты названия домиков разных живых организмов:

• где живет белка?

• где живет сова?

• где живет рыба?

• где живет пчела?

• где живет воробей?

• где живет кошка?

• где живет овца?

10. Назови планеты.

11. Назови обитателей луга, болота, поля, огорода, сада, степи, пустыни, леса.

12. Что такое красное книга?

13. Назови животных, занесенных в красную книгу?

14. Что относится к живой природе, а к неживой?

15. Как нужно вести себя на природе?

16. Как нужно выкидывать мусор?

17. Назови животных жарких стран, что они едят?

18. Какая часть в овощах съедобная? А какая нет? У какого овоща съедобные все части?

19. Как ты думаешь, что будет если не заботиться о природе?

Диагностические методы отслеживания результатов:

диагностические беседы

анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)

наблюдение за поведением и общением детей

анкетирование родителей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание образовательной работы

Программа рассчитана на 1учебный года реализации. Количество часов по каждой теме Программы определяется разделами программы и возрастом детей.

Реализация программы происходит посредством проведения совместной деятельности с детьми в ходе образовательного процесса.

Содержание программы :

Темы и разделы Описание работы

1. Диагностически-ознакомительное занятие. «Воспоминание о лете» Обобщение знаний о лете через отгадывание загадок, беседу, моделирование, рассказ воспитателя, изобразительную деятельность. Закрепление представлений детей об этом времени года, знаний об особенностях жизнедеятельности растений и животных в летнее время.

2. Земля - наш дом Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой, закрепить знания об основных природных компонентах и их связях.

3. Новосибирск- моя Родина Познакомить детей с основными природными объектами Новосибирска, показать красоту родного края, воспитывать чувство патриотизма, развивать память посредством игры мемори

4. Осень золотая. Вершки и корешки закрепить знаний детей о явлениях осени, учить составлять из частей целое растение, закрепить знание об овощах

5. Грибное царство познакомить со съедобными и несъедобными грибами, правилами сбора и значением грибов для животных и растений, способствовать развитию обобщённых представлений о взаимосвязях в природе. Аппликация, лепка.

6. Как растения к зиме готовятся? содействовать овладению обобщёнными представлениями о взаимосвязях в живой и неживой природе. Аппликация

7. Экскурсия по территории ДОУ. Деревья и кустарники способствовать формированию у детей представлений об особенностях внешнего вида некоторых деревьев и кустарников, закреплению знаний о сезонных изменениях в жизни этих растений, развивать эстетическое чувство у детей, желание отразить красоту осенней природы в поделках. Подвижные игры. Вырезание листьев по шаблону.

8. Цепи питания уточнить представления детей о составе животных в экосистеме леса, формировать общие представления у детей о сложности взаимосвязей в данной среде обитания, подвести к пониманию, что исчезновение каких-либо животных может привести к большим нарушениям в экосистеме.

9. Экосистема леса. Этажи в лесу формированию представления о том, что лес – среда обитания диких животных, что в лесу есть «этажи», которых лесные жители строго придерживаются, способствовать формированию понимания необходимости охранять природу, развивать любознательность, стремление глубже познавать явления природы, воспитывать у детей желание создавать сообща коллективную композицию, работать согласованно в едином темпе. Рисование «Нарисуем лес»

10. Экосистема пресного водоема познакомить с животными и растениями пресных водоёмов, формировать общие представления у детей о сложности взаимосвязей в данной среде обитания, подвести к пониманию, что исчезновение каких-либо животных может привести к большим нарушениям в экосистеме. Аппликация, коллаж «Водоем»

11. Как звери к зиме готовятся? расширить знания детей о подготовке зверей к зиме, развивать представления о последовательности событий в жизни лесных жителей – от лета к зиме. Д/и «Помоги Незнайке», «Угадай животное»

12. Кто кому друг, а кто враг? познакомить детей с понятием отношения между живыми организмами в природе

13. Зимующие птицы формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по признакам, развивать чувство эмпатии к животным, желание помогать им в трудных зимних условиях, развивать познавательный интерес. Изготовление птичьей кормушки

14. Животные зимой. Экологическая сказка «Зачем зимой снег?» показать важность снежного покрова для растений, познакомить детей с особенностями жизни некоторых животных зимой, развивать любознательность, стремление более глубоко познавать явления природы через постановку опытов. Опыт «Зачем зимой снег?»

15. Вода – это жизнь. Экологическая сказка расширить знания детей о свойствах воды, значении воды в природе, способствовать освоению элементарной экспериментально-опытнической деятельностью, развивать любознательность, стремление глубже познавать явления природы. Опыты с водой

16. Экологические соревнования «Кто, где живет?»

закреплять у детей знания о животных, птицах, рыбах и их среды обитания; обогащать словарный запас детей ( места жительства животных таких как: гайно, овчарня, хатка и др.); воспитывать гуманное отношение к животным; воспитывать командный дух и умение работать сообща.

17. Воздух-невидимка расширить знания детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни животных и растений, развивать любознательность, интерес к опытнической деятельности, как способу познания некоторых явлений природы. Опыты с воздухом

18. Уши разные нужны, уши разные важны показать значение воздуха в появлении звуков, их значение для жизни животных, познакомить с органами слуха у различных животных, развивать любознательность и интерес к более глубокому познанию некоторых явлений в природе. Игры «Угадай по голосу», «Глухой телефон», «Кошки-мышки»

19. Носы нужны не только для красы познакомить детей с органами дыхания человека, животных и их значением для жизни, учить наблюдать за поведением животных. Опыты с воздухом

20. У кого глаза - бинокли познакомить с особенностями органов зрения у различных животных в зависимости от образа жизни. Игры: «Проверка зрения», «Узнай руками», «Если не видишь».

21. Космос. Планеты. Закрепить знания о космосе, помочь детям создать книжку-малышку на тему космоса.

22. Ветер, ветер, ты могуч формировать обобщённое представление детей о ветре, познакомить с причинами его возникновения, значением для жизни, развивать интерес к наблюдению как способу познания, умение анализировать наблюдаемое. Изготовление корабликов

23. Значение ветра для жизни растений и животных. Летающие семена формировать обобщённые представления детей о роли ветра в жизни животных и растений, познакомить с двумя типами летающих семян, развивать любознательность и интерес к опытам, как способу познания, умение делать выводы, отрабатывать навыки аккуратно и точно соединять детали между собой при построении изображения. Аппликация «Зимний цветок»

24. Экологическая викторина закреплять у детей знания о животных, птицах, рыбах и их принадлежность к экосистеме;

развивать умение соотносить животных с экосистемой

воспитывать гуманное отношение к животным

25. Пришла весна красная закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, развивать интерес к родному краю, бережное отношение ко всему. Аппликация

26. Животные. Мир насекомых содействовать уточнению и систематизации представлений об особенностях внешнего строения насекомых, учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками, радоваться процессу и результату своего труда. Нетрадиционные техники рисования

27. Животные. Таинственные превращения насекомых познакомить детей с личинками данной группы животных, со стадиями развития кузнечика и бабочки, учить удивляться разнообразию и сложности природы. Просмотр фильма «Осенняя рапсодия». Рисование «Гусеница»

28. Комнатные растения в нашем уголке природы уточнить представления детей о 5–6 видах комнатных растений, о необходимых условиях жизни (вода, почва, свет, тепло, сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Дидактические игры

29. Комнатные растения весной обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями как за живыми организмами, воспитывать бережное отношение к ним.

30. Летят перелетные птицы способствовать овладению конкретных представлений детей о внешних особенностях птиц, познакомить с перелётными птицами.

31. знакомство с красной книгой познакомить детей с красной книгой, помочь создать детям книжку-малышку своими руками по теме животные красной книги

32. Живое и Неживое расширять и обобщать знания детей о живой и неживой природе; обогащать словарный запас детей в процессе игры «Живая и Неживая природа»; воспитывать осознанное и бережное отношение к живой природе;

33. Весенние хлопоты у животных познакомить с особенностями жизни животных весной,

основными фазами жизненного цикла млекопитающих, птиц, рыб и земноводных (на примере лягушки).

34. Поведение в лесу формировать общее представление о правилах поведения в природе и городе, содействовать появлению эмоционального отклика на отрицательные поступки людей, учить бережно относиться ко всему живому.

35. Мы друзья природы. Экологический праздник. Сортировка мусора. закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить сортировать мусор, доставить радость от участия в общем празднике.

36. Экзотическая кормушка познакомить детей с новыми животными жарких стран и их пищей; актуализация знаний по теме «Питание»; развивать связную логическую культуру речи, при ответах на вопросы педагога, а также при рефлексии; пополнить пассивный словарь новыми словами: панда, бамбук и др; воспитывать бережное отношение к природе ее обитателям; воспитывать основы здорового образа жизни через беседу о пользе и вреде пищи.

2.2 Тематический план реализации программы

Средняя группа

Месяц Темы

Сентябрь 1. Диагностическо-ознакомительное. Воспоминание о лете

2. Земля – наш дом

3. Новосибирск – моя родина

4. Осень золотая. Вершки и корешки.

Октябрь 5. Грибное царство

6. Как растения к зиме готовятся. Экологическая сказка «Одуванчик»

7. Экскурсия по территории ДО0. Деревья и кустарники

8. Цепи питания

Ноябрь 9. Экосистема леса. Этажи в лесу

10. Экосистема пресного водоёма

11. Как звери к зиме готовятся

12. Кто кому друг, а кто враг?

Декабрь 13. Зимующие птицы

14. Животные зимой. Экологическая сказка «Зачем зимой снег»

15. Вода – это жизнь. Экологическая сказка

16. Экологические соревнования «Кто, где живет?»

Январь 17. Воздух – невидимка

18. Уши разные нужны, уши разные важны

19. Носы нужны не только для красы

Февраль 21. Космос. Планеты.

22. Ветер, ветер, ты могуч…

23. Значение ветра для жизни растений и животных. Летающие семена

24. Викторина «Чей обитатель?»

Март 25. Пришла весна красная

26. Животные. Мир насекомых

27. Животные. Таинственные превращения насекомых

28. Комнатные растения в нашем уголке природы

Апрель 29. Комнатные растения весной

30. Летят перелетные птицы

31. Знакомство с красной книгой

32. Живое и Неживое

Май 33. Весенние хлопоты у животных

34. Поведение в лесу

35. Мы друзья природы. Экологический праздник. Сортировка Мусора

36. Экзотическая кормушка

2.3. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практиках

Методы и приемы

Словесные

Объяснения.

Пояснения.

Указания.

Вопросы к детям.

Рассказ воспитателя.

Рассказ ребёнка.

Беседа

Чтение художественных произведений.

Словесная инструкция.

Наглядные

Показ предметов.

Показ образца.

Показ способа действия.

Демонстрация иллюстраций, картин, схем, операционных карт.

Практические Упражнение.

Задание.

Игра.

Эксперимент.

Моделирование.

2.4. Технология реализации Программы.

Учебный материал построен с учетом возрастных особенностей дошкольников и рассчитан на 1год.

Структура программы предусматривает проведение 36 занятий в год по экологии в средней группе с сентября по май (по одному занятию в неделю). Общее количество часов за 1 год обучения– 12.

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи

психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей:

• повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей

• вовлечение в образовательную деятельность дошкольной организации-поддержка образовательных инициатив родителей

Деятельность родителей

• Создание дома развивающей среды

• Равноправный партнер в образовательном процессе

• Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Месяц Продолжительность занятия

в минутах Темы

Сентябрь 1/20 мин *4 1. Диагностическо-ознакомительное. Воспоминание о лете

2. Земля – наш дом

3 Новосибирск– моя родина

4. Осень золотая

Октябрь 1/20 мин 5. Грибное царство

6. Как растения к зиме готовятся. Экологическая сказка «Одуванчик»

7. Экскурсия по территории ДОУ. Деревья и кустарники

8. Экосистема леса. Экологическая сказка

Ноябрь 1/20 мин 9. Экосистема леса. Этажи в лесу

10. Экосистема пресного водоёма

11. Как звери к зиме готовятся

12. С кем дружит ель. Экологическая сказка.

Декабрь 1/20 мин 13. Зимующие птицы

14. Животные зимой. Экологическая сказка «Зачем зимой снег»

15. Вода – это жизнь. Экологическая сказка

16. Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «Ходит капелька по кругу»

Январь 1/20 мин 17. Воздух – невидимка

18. Уши разные нужны, уши разные важны

19. Носы нужны не только для красы

20. У кого глаза бинокли

Февраль 1/20 мин 21. Экскурсия по территории ДОУ. Следы на снегу

22. Ветер, ветер, ты могуч…

23. Значение ветра для жизни растений и животных. Летающие семена

24. КВН «Хороша ты, зимушка-зима!»

Март 1/20 мин 25. Пришла весна красная

26. Животные. Мир насекомых

27. Животные. Таинственные превращения насекомых

28. Комнатные растения в нашем уголке природы

Апрель 1/20 мин 29. Комнатные растения весной

30. Летят перелетные птицы

31. Клювы, ноги, перья

32. День Земли. Экологический праздник

Май 1/20мин 33. Весенние хлопоты у животных

34. Поведение в лесу

35. Мы друзья природы. Экологический праздник

36. Экскурсия. Весна, весна, весна красна…

ИТОГО ЗА ГОД 12 часов

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110».

Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода»Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода» Содержание парциальной образовательной программы. Модуль1 «Вода» Тема 1.1 «Живая вода» Содержание темы. Вода – бесцветная прозрачная.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект парциальной программы экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 2 июня 2021 в 13:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект парциальной программы экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Поддубная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД