Екатерина Спирина
Проект «Папа, мама, я — читающая семья» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет Божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Проект «Папа, мама, я – читающая семья»
Спирина Е. Ю. – воспитатель МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
Актуальность и обоснование проекта
Публикация «Проект „Папа, мама, я — читающая семья“ для старшей группы» размещена в разделах
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдение за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор-он почти ни когда не выключается.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» в Федеральных государственных требованиях направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг совместно с родителями. Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка. Проведённое нами в группе обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно и выразительно слушать рассказы, сказки, стихотворения.
Анкетирование среди родителей выявило, что меньше половины опрошенных семей практикуют семейное чтение. Лишь четверо родителей смогли точно назвать книгу, которую они недавно прочитали для своего ребёнка. Для решения этой проблемы используем проект «Папа, мама, я – читающая семья» с использованием инновационных форм взаимодействия.
Мы выбрали эту форму работы потому, что особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта : возрождение и развитие традиций семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй
Данная цель реализуется через следующие задачи проекта :
Создание условий в детском саду для повышения роли литературы в развитии детей.
Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения.
По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Популяризация традиций семейного чтения среди родителей дошкольников, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка.
Тип проекта : комплексный.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели и учитель-логопед.
Продолжительность: краткосрочный
Ожидаемый результат.
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя
Продолжительность встреч с родителями 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.
Проект реализуется в три этапа.
Первый этап – подготовительный (1неделя сентября)
Составление перспективного плана работы проекта;
Подготовка к проведению мероприятий, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы клуба.
Второй этап – основной (2-3 неделя сентября)
Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Детям предлагаем широкий спектр игр: сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - игры по прочитанным книгам : «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?».
В игре – драматизации, театрализованной игре драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Показали родителям сказки: «Репка» - записана на видео, «Теремок» - в сказке изменили сюжет.
Для развития коммуникативной деятельности используем авторскую игровую методику развития творческого мышления, воображения, речи «Теремок сказок» Козыревой Нелли Арнольдовны. Методика «Теремок сказок» основана на принципах развивающего обучения Марии Монтессори, типовых приёмов фантазирования Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и творческих советов итальянского сказочника Дж. Родари. Планируем ознакомить родителей с методикой «Теремок сказок».
Ввели в традицию группы : утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно, дневные литературные чтения (ежедневно, книги на прокат.
Организовываем книжные выставки по изучаемым лексическим темам
В мастерской создаём книги-самоделки.
Создание «Книжкиной больницы» в группе помогает прививать детям бережное отношение к книге. В дальнейшем планируем предложить детям «лечить» не только книги из своей группы, но и помогать малышам.
В работе с родителями используем такие формы работы как: наглядное информирование, практические консультации, анкетирование, работает инициативная группа, родительские встречи.
Организационное заседание проходило в здании Районной Детской библиотеки. Родителей познакомили с целями и задачами проекта, с результатами анкетирования, рассказали о правах и обязанностях членов проекта, обсудили с родителями план мероприятий, выбрали инициативную группу из родителей.
Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагога. Учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей выигрывают все.
Для решения поставленных задач и эффективной педагогической деятельности в группе необходимо создать обогащённую предметно – развивающую среду, которая включает центры деятельности и дополнена материалами.
Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, чтобы чтение вошло в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что – то новое мы ввели традицию «Книжное дерево».
«Традиция группы «Книжное дерево»
Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного : задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д. ,
Обращать внимание на бережное отношение к книгам. Попросили вас заполнить анкеты. Подведя итог, мы получили результаты, которые нас настораживают. И пришли к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаю чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Хочу предложить подсказку по формированию этой привычки. Ведь наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения в школе.
Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом наше «Книжное дерево».
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
- Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми
- Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения
- Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге
- Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.
Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…
В рамках реализации проекта «Папа, Мама, я – читающая семья» мы с детьми предлагаем вам ввести традицию группы : «Книжное дерево».
С детьми проведены беседы о необычных деревьях в природе и нарисованы «Книжные деревья» (демонстрируются рисунки). Из бросового материала вместе с детьми изготовлено «Книжное дерево». Вот оно наше «Книжное дерево» (демонстрация).
Наше «книжном» дереве будут вырастать яблочки, которые вы будете приносить, прочитав ребёнку книгу. На яблочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т. е. высказать своё суждение о книге. Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки) ни в коем случае нельзя!
Понаблюдать о чтении в других семьях, поможет «Экран читателя», на котором периодически будут появляться смайлики: веселое солнышко– прочитали книгу, грустное солнышко– вы прекратили читать.
Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения.
При реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» привлечены:
- сотрудники детской библиотеки: организуют тематические беседы; совместные экскурсии для детей и родителей;
- Проведены консультации для родителей. Участие библиотекаря в образовательной деятельности, памятки для родителей. - Музыкальный руководитель: подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВНу.
19 сентября провели «Литературный КВН». Гостями нашего праздника были заведующая детской библиотеки – Наталья Александровна. В октябре планируем провести выставку книг и работ по теме: «Наши любимые книги».
Третий этап – завершающий (4 неделя сентября).
Презентация «Семейной рукописной книги»
Награждение грамотами в номинациях: «Рекордсмен чтения», «Знаток книг», «Мастер чтения»
Подведение итогов работы «Папа, мама, я – читающая семья»
В ходе реализации проекта на данном этапе удалось заинтересовать родителей, укрепить связи между педагогами и семьями воспитанников, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Приложения. Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
да; нет.
Памятка для родителей
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
• Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
• Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
• Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
• умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
• Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
• Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
• Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
• Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
• Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
• Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
• Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
• Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
• Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
• Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
v Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
v Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
v Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
v Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
v Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
v До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
v Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
v Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
v Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
v Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса :
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.