Елена Морозова
Проект «Пальчиковые игры как средство формирования речи у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Длительность проекта: долгосрочный (1.10.19– 31.05.20)
Тип проекта: - игровой;
-творческий;
Участники проекта:
Дети младшей группы (14 человек)
Педагоги
Родители.
Актуальность.
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Публикация «Проект „Пальчиковые игры как средство формирования речи у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.
Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моей работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для воспитателя
1. Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
2. Создать подборку методической литературы по теме.
3. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
4. Разработать картотеку дидактических игр по развитию речи.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
Ожидаемый результат. –
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Формы и методы реализации проекта.
1. Активное использование в совместной деятельности игр для развития мелкой
моторики рук.
2. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил
товарищами) – как прием активизации интереса к играм.
3. Организация фотовыставки для родителей «Весёлые пальчики!».
4. Консультации для родителей «Развиваем мелкую моторику рук», «Речь детей раннего возраста»
5. Памятка для родителей «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры»
6. Использование ИКТ.
Этапы проекта:
1-й – подготовительный:
1. Изучение литературы по заданной теме.
2. Обогащение предметно-развивающей среды настольными дидактическими играми.
3. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
4. Провести мониторинг по развитию речи детей.
5. Разработать картотеку пальчиковых игр.
6. Подобрать художественную литературу по возрасту детей.
7. Разработать перспективный план для работы по проекту.
2-й – организационный.
Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка, через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
3-й –заключительный.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.
Работа над проектом.
На первом этапе мною была изучена литература по данной теме: 1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012. – 228 с. 2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]: // Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М: Мозаика – Синтез, 2014г. – 375с.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] И. А. Ермакова – СПб: Изд. дом «Литера», 2008 г. – 54с,
4. Купренчук О. И. Пальчиковые игры. [Текст] О. И. Купренчук – СПб: Изд. дом. «Литера», 2008 г – С6-8.
Разработала картотеку пальчиковых игр и словесных игр на развития у детей связной речи, звуковой культуры речи и на развития словаря.
Также я изготовила лепбук по развитию речи
И лепбук «Пальчиковые игры по лексическим темам»
Разработала перспективный план по данной теме (см. в приложении) и провела мониторинг детей младшей группы по развитию речи
1 балл 0%
2 балла 14,2%
3 балла 35,5%
4 балла42,6%
5 баллов 7,1%
Из расчёта 1 человек-7,1% (подробно см. приложение).
Подготовила консультацию для родителей «Развиваем мелкую моторику рук».
Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка, через режимные моменты, художественную литературу, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет определить перспективу работы на следующий учебный год.
1 балл 0%
2 балла 7,1%
3 балла 14,2%
4 балла 56,8%
5 баллов 21,3%
Заключение.
Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Приложение.
Перспективный план.
ОКТЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
2. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.
3. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.
4. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес».
6. Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
7. Пальчиковая гимнастика «Компот», «Семья», «Строим дом".
8. Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
НОЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
2. Пальчиковая игра «Овощи»
Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.
3. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
4. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес», «Осенний листок», «На базар ходили мы», «Фонарики», «Капуста»
6. Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
7. Проговаривание чистоговорок со звуком «Т», «Ть».
ДЕКАБРЬ
1. Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
2. Дидактическая игра «Сухой бассейн»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Фрукты», «В огород ходили вы»
Цель: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
«Перед нами ёлочка», «Подарки», «Замок».
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «М», «Мь».
5. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
6. Слов. игра «На птичьем дворе»
Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
7. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
ЯНВАРЬ
1. Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
2. Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
3. Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «Б», «Бь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
7. Пальчиковые игры «Пылесос», «Компот», «Помощники», «Игрушки»
8. Слов. игра «Петушок»
Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
ФЕВРАЛЬ
1. Пальчиковая игра «Наша армия»
Цель: Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
2. Дидактическая игра «Разноцветные бусы»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук. Знакомить с цветом.
3. Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «Б», «Бь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Слов. игра «Птички»
Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
7. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки», «Вышел дождик погулять», «Пальчик – мальчик».
МАРТ
1. Пальчиковая игра «Помощник»
Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
2. Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
3. Пальчиковая игра «Моя семья», «Есть у каждого свой дом», «Где обедал воробей», «Ласточка», «Птичка».
Цель: Учить детей поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «В», «Вь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
7. Слов. игра «Уточка»
Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке.
АПРЕЛЬ
1. Выкладывание из палочек геометрических фигур.
Цель: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание.
2. Пальчиковая игра «Домашние птицы»
Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.
3. Игра с прищепками «Солнышко»
Цель: Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.
4. Пальчиковые игры: «Апельсин», «Есть у каждого свой дом», «Машина каша»
5. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
6. Словесн. игра «Курочка-рябушечка»
Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
7. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
8. Артикуляционная гимнастика.
МАЙ
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
2. Выкладывание узора из белой и красной фасоли.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
3. Пальчиковая игра «Клен»
Цель: Учить детей согласовывать движения с текстом.
4. Пальчиковые игры «Весна», «Кормушка», «Кап-кап»
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Игра «Игра в поезд»
Цель игры. Закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
7. Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.