Ольга Бровкина
Проект «Пальчиковая страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пальчиковая страна»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта :
Дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Проект „Пальчиковая страна“» размещена в разделах
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2. формировать практические умения и навыки продуктивной и речевой деятельности;
3. развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышать уровень речевого развития детей;
6. привлечь родителей к участию в реализации проекта.
I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» 5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей младшей группы. Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей:
- Памятка для родителей «Волшебный поднос» -Рекомендации для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики рук» - Ширма-передвижка «Зимние пальчиковые игры»3. НОД с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей.
Итог проекта :
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Младший дошкольный возраст ребё нка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. Также использовала различные виды театра: пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
Планирование
1 неделя
Понедельник 09.12.19.
Пальчиковая игра «Перчатка» «Овощи и фрукты» «Семья»
Лепка «Новогодняя игрушка»
«Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох
«Шаловливый котенок» - учить детей сматывать нитки в клубок
Вторник 10.12.19.
Пальчиковая игра «Одежда» «Зимняя прогулка» «Ёлка»
Игры с мозаикой
Умные шнурочки
Настольный театр «Репка»
Среда 11.12.19.
Пальчиковая игра «Пальчики» «Замок» «Кошка»
Конструирование из палочек «Прямоугольник», «Квадрат», «Треугольник»
Физминутка «Теремок»
Игры с карандашом «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола»; «Добывание огня» - прокатывание карандаша между ладонями
Рисование «Акварелька»- рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве.
Четверг 12.12.19.
Пальчиковая игра «Ёлка» «Одежда» «Падал снег»
Рисование «Серпантин танцует». Гимнастика для глаз «Часовщик»
Настольная игра «Найди фигуре место», «Чудесные пуговицы»
Конструирование из палочек «Лодочка», «Флаг»
Пятница13.12.19.
Пальчиковая игра «Зима» «Ёлка» «Одежда»
Игры с верёвочкой
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Физминутка «Мыши»
2 неделя
Понедельник 16.12.19.
Пальчиковая игра «Ёлка» «Прогулка» «Овощи и фрукты»
Ищем маленькие игрушки в миске с крупой
Аппликация «Праздничная ёлочка»
Чудесные пуговицы -определять пуговицы на ощупь по форме, величине.
Работа с родителями – конкурс новогодних поделок.
Вторник 17.12.19.
Пальчиковая игра «Ёлочка» «Зимняя прогулка» «Падал снег»
Игры с прищепками
Настольная игра «Умная ёлочка»
Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании – формировать ручную умелость.
Среда 18.12.19.
Пальчиковая игра «Замок» «Кошка» «Пальчики»
Конструирование из палочек «Квадрат», «Ёлка», «Треугольник»
Игра «Трехцветная матрешка»
Физминутка «Матрешки»
Четверг 19.12.19.
Пальчиковая игра «Ёлочка» «Перчатка» «Одежда»
«Игра с шариками» - прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Рисование «Нарядная елочка»
Игры со шнуровкой
Пятница 20.12.19.
Пальчиковая игра «Апельсин» «Семья» «Мама нам печет блины»
Д/и «Собери картинку»
Игры со строительным материалом (выполни конструкции по образцу)
Работа с пластилином
Физминутка «Головами покиваем»
3 неделя
Понедельник 23.12.19.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…» «Одежда» «Перчатка»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т. п
Лепка «Варежки»
Игра с прищепками
Работа с раскрасками – штриховка.
Вторник 24.12.19.
Пальчиковая игра «Как живёшь?» «Спокойной ночи» «Лыжи»
Собирание пазлов и разрезных картинок.
Игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»
Учить детей одевать и раздевать кукол.
Среда25.12.19.
Пальчиковая игра «Дом» «Семья» «Блины»
Конструирование из палочек геометрических фигур
Игры с деревянным конструктором.
«Бусы для мамы» нанизывание
Четверг 26.12.19.
Пальчиковая игра «Кулачок, ладошка» «Перчатка» «Ёлочка»
Пуговичные фантазии
Игра на развитие двигательных способностей «Снеговик»
Рисование «Снеговик»
Конструирование из палочек «Ёлочка» «Лесенка» - развитие мелкой моторики рук.
Настольная игра "Сложи картинку" из 4 частей
Рекомендации для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики рук»
Пятница 27.12.19.
Пальчиковая игра «Падал снег» «Маша варежку надела»
Рисование нетрадиционным методом (ватными палочками)
Физминутка «Снежная баба»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Ширма – передвижка «Зимние пальчиковые игры»
4 неделя
Понедельник 30.12.19.
Пальчиковая игра «Пять пальчиков» «Ножницы»
Игры с карандашом «Прятки» - нажимание на карандаш кончиками пальцев
Аппликация «Шарики и кубики»
Чудесные пуговицы - «Сделай такой же узор, как у меня»
Вторник 31.12.19.
Пальчиковая игра «Ёлочка» «Зимняя прогулка»
Волшебные шнурочки
Массаж ладоней и пальцев рук
Театрализованная игра «Колобок» - использовать пальчиковый театр
Приложение1
Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке»
Цель: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - познавательные: закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие: учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом, не отрывая от бумаги, по середине дорожки.
-коррекционно-развивающие:развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные:формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.
- игровые: совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.
Материал:
Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный: подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, куда мы с вами попали (стоят несколько елочек)
Дети: В лес!
Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, «Почему зайчик плачет?»
Зайчик: «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»
Воспитатель: «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички»
На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.
Дети находят игрушки и называют их:
- Я нашла куклу. И т. д.
Найденные игрушки отдают зайчику.
Воспитатель: Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вместо шубки лишь иголки,
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек,
Звать его конечно ….(Ёжик)
Вот он Ёжик.
Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?
Пальчиковая игра «Ёжик»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите, картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.
-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.
В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги посередине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).
Воспитатель: Ребята, каких зверей мы с вами уже встретили?
Дети: Зайца, Ёжика, Медведя.
Воспитатель:Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?
Дети: - Дикие животные.
Воспитатель: А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:
По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет?
Дети: Белочка.
Воспитатель: Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.
Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.
Воспитатель: Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселиться.
Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.
Речь с движениями «Я на скрипочке играю.»
Я на скрипочке играю
«Тили-ли, тили-ли»
Скачут звери на полянке
«Тили-ли, тили-ли»
на гармошке я играю «Ры-ры-ры»
Скачут звери на полянке
«Ры-ры-ры»
Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»
Скачут звери на полянке
«Ду-ду-ду»
А теперь на барабане
«Бум-бум-бум, трам-там-там»
Все зверушки разбежались
по кустам, по кустам.
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички? Вы, молодцы, помогли зверушкам прийти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали (ответы детей). Лисичка очень вам благодарна за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.
Приложение2
Картотека игр на развитие мелкой моторики
«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.
«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.
«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.
«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т. п., к веревке, и т. д.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать разные предметы (забор, дождик, волны, буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.