Лилия Кинаш
Проект «Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор»
▼ Скачать + Заказать документы
7 мая 2015 года
великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому исполнилось 175 лет со дня рождения. Музыка Чайковского звучит во всём мире и везде находит горячих поклонников не только среди взрослых, но и среди детей. В связи с этой юбилейной датой в нашем детском саду мы решили реализовать долгосрочный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МУЗЫКА» в разделе «Восприятие музыки» по теме: «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
Публикация «Проект „Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Проекты. Проектная деятельность
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Паспорт проекта.
Тип проекта:
информационно – творческий, коллективный, долгосрочный.
Авторы проекта:
музыкальный руководитель Кинаш Лилия Николаевна и воспитатель Савостьянова Светлана Витальевна.
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта:
3 месяца (январь - март 2015 г.)
Цель:
Обобщить и закрепить знания по теме «П. И. Чайковский – великий русский композитор» c использованием инновационных технологий и нового технического оснащения предметно - пространственной развивающей среды.
Задачи:
• Расширять представление детей о классической музыке.
• Познакомить детей с яркими страницами творчества П. И. Чайковского: с тремя балетами на сказочный сюжет - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Детским альбомом».
• Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности, умение анализировать, беседовать о характере музыки.
• Способствовать активному восприятию музыки через самостоятельную творческую деятельность.
• Побуждать к танцевальной импровизации, развивать слух, чувство метроритма.
• Воспитывать устойчивый интерес к классической музыке, самостоятельность, активность, чувство товарищества.
• Повышать уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
• Углублять психолого-педагогическую компетенцию родителей.
• Повышать уровень творческой инициативы педагогов.
• Развивать готовность педагогов к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проекта:
К сожалению, в нашем современном обществе, дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки. Воспитанию ребенка в семье свойственно, в основном, спонтанное восприятие музыки. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). Звучащая эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы будоражат, перегружают нервную систему. Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию. Многие родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка. В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку. В рамках выполнения программы по художественно-эстетическому, музыкальному и нравственно-патриотическому воспитанию и обучению дошкольников в нашем детском саду мы решили реализовать долгосрочный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МУЗЫКА» в разделе «Восприятие музыки» по теме: «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
Хочется надеяться, что совместные усилия педагогов, родителей и воспитанников не пройдут даром! И наши дети со временем полюбят и научатся ценить классическую музыку, которая обогатит их духовно, поможет им стать гармонично развитой личностью. Пусть музыка Чайковского станет началом осмысленного восприятия музыкальных произведений и в дальнейшем вызовет у детей желание слушать более глубокую и серьёзную классическую музыку.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников:
• Более осознанное отношение детей к классической музыке, знание творчества П. И. Чайковского.
• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
• Устойчивый интерес к различным формам музыкальной деятельности.
• Сформированное эмоционально-оценочное отношение к музыке.
• Проявление творческого самовыражения.
Для педагогов:
• Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
• Компетентность и профессионализм педагогов в музыкальной деятельности.
Для родителей:
• Повышенный уровень музыкальной культуры.
• Информированность родителей о деятельности ДОУ.
• Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
• Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Продукт проектной деятельности:
• Образовательная деятельность в подготовительной группе № 8 «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
• Конкурс рисунков «Музыка П. И. Чайковского в картинках», посвящённый 175-летию со дня рождения великого русского композитора.
• Выставка детских рисунков и творческих работ, выполненных совместно с родителями «Музыка в картинках» по творчеству композитора П. И. Чайковского.
• Презентации «Путешествие в волшебную страну под названием Звукландия» и «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
• Интегрированное музыкальное занятие «Путешествие в волшебную страну под названием Звукландия».
• Пополнение фонотеки ДОУ произведениями классической музыки и видео - пособиями по творчеству композитора П. И. Чайковского.
• Макет «Волшебная страна Звукландия».
Форма проведения итогового мероприятия:
Интегрированное музыкальное занятие «Путешествие в волшебную страну под названием Звукландия».
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап
(Информационно – накопительный):
1. Определение темы проекта.
2. Мониторинг детей и родителей.
3. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками.
4. Подбор музыкальных произведений для слушания и исполнения.
5. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
6. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений,
наглядного и раздаточного материалов (иллюстрации, фотографии).
7. Разработка сценариев мероприятий.
8. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.
9. Изучение нового технического оснащения предметно - пространственной развивающей среды музыкального зала.
10. Подготовить презентации: «Жизнь и творчество композитора», «Детский альбом П. И. Чайковского», «Три балета П. И. Чайковского на сказочный сюжет - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»».
II. Основной этап:
(Организационно – практический):
Реализация проектной деятельности.
Беседы о композиторе П. И. Чайковском, о его биографии и творчестве, о характере музыкальных произведений, о музыкально – выразительных средствах
Показ портретов композитора, иллюстраций из сборника наглядных пособий С. В. Конкевич «Мир музыкальных образов».
Беседы по темам: «Мама», «Перелётные птицы», «Няня», «Почему заболела куколка?», «Кто подарил новую куколку», «Герои сказок»,«Детский альбом», «Три балета П. И. Чайковского на сказочный сюжет - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Чтение художественной литературы: Ганс Христиан Андерсон «Стойкий оловянный солдатик», Братья Гримм сказка «Спящая красавица». Э. Т. -А. Гофман сказка «Щелкунчик и мышиный король».
Прослушивание аудио сказок «Лебединое озеро» В. Берестова и «Бом-бом-бом открывается альбом» О. Лифенцева.
Заучивание наизусть сказки «Весёлый язычок» Л. Н. Кинаш, стихотворений О. Скопиченко «П. И. Чайковский» и «Весёлые нотки» Л. Н. Кинаш.
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный ноутбук»,«Опера и балет», «Песня-танец-марш», «Угадай мелодию», «Подбери картинку к музыке», «Подбери слова к музыке», «Весёлые нотки»
«В гостях у феи Домисольки»
«Детский альбом П. И. Чайковского», «Музыка в сказках, стихах и картинках», «Отгадай загадки».
Сюжетно – ролевые игры: «Лошадки», «Мы – композиторы», «Мы – художники».
Подвижные игры: «Музыка жестов», «Отгадай и покажи»
«Укрась танец», «Мы – музыканты-исполнители». Тактильная игра «Поделись улыбкою своей!».
Музыкально - ритмическая игра «Помогатор».
Просмотр презентаций, мультфильмов, клипов.
Музыкально – литературные гостиные:
«Детский альбом»П. И. Чайковского»; «Сказка в музыке Чайковского»;«Балет «Лебединое озеро»; «Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»;«Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Разучивание песен: Музыкальное приветствие «Проходите, друзья!». Песенка – игра «Поезд» Е. Железновой.
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»
Песня «Шёл по лесу музыкант» муз. Ермолова. Песня «Прощальная».
Танцевальные импровизации: «Машина», «Самолёт»
«А рыбки в море…»
«Топ - топ».Танец с полотнами «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
лементарное музицирование. Исследовательская деятельность. Экспериментальный оркестр «Озорные стаканчики» (музыка звуков воды).«Па-де-де» и «Гавот» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Активное восприятие музыки. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
III.Заключительный этап:
1. Оформление паспорта проекта «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
2. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия. 3. Статья на сайте МКДОУ детский сад №8.
4. Подготовка презентации к защите проекта «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор».
5. Защита проекта.
Список литературы:
1. Братья Гримм сказка "Спящая красавица".
2. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
3. В. Берестов «Бом-бом-бом открывается альбом».
4. Л. Н. Кинаш сказки: «Весёлый язычок», «Путешествие в волшебную страну под названием Звукландия». Стихотворение «Нотки знают, где живут».
5. О. Лифенцева аудио сказка «Лебединое озеро». 6. О. П. Радынова «Настроения, чувства в музыке». 7. О. Скопиченко стихотворение «П. И. Чайковский». 8. Э. Т. -А. Гофман сказка «Щелкунчик и мышиный король».