Получи документы

Проект «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками»

Наталья Ковальницкая
Проект «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками»
▼ Скачать + Заказать документы

ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

1.1. Основные направления работы со сказкой

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий. Об организации занятий с детьми первой младшей группы писали многие авторы: В. В. Гербова, Л. И. Гурович, Е. С. Демина и др. Подробно об этом пишет К. Л. Печора.

1. Знакомство со сказкой.

Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками“» размещена в разделах

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, обогащение словарного запаса, логичность грамматического строя, связной и выразительной речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

1) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

2) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т. д. специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов;

3) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей мимической выразительности и интонационной окраски.

3. Развитие умственных способностей.

1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей);

2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

1.2. Сказка как средство развития речи детей 2-3 лет

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения.

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок.

Используя данный метод следует учитывать следующие факты:

Состояние речевого развития детей на данном этапе;

Ориентироваться в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;

Охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь.

Уже давно в психологию дошкольного детства вошла сказка как средство развития речи детей.

1.3. Сказка как метод народной психологии

В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Детки учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым. Каждому возрасту ребенка подходит своя, особенная сказка. Кроме назидания малышам, она поможет высмеять лень или глупость, хитрость, глупость, жестокость.

Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации, это любое языковое выражение с переносным смыслом.

В основе теории К. -Г. Юнга лежит символ. Он, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Юнг считал, что вся картина нашего психического мира опосредована символами. С их помощью наше "Я" проявляет все свои грани, от самых неизменных до высочайших. Юнговское определение символического удивительным образом совпадает с существующими определениями метафор.

Существует много способов выразить или воссоздать архетип, наиболее распространенные из них – сны, мифы и сказки. В этих особых областях деятельности сознания неуловимый архетип обретает осязаемую форму и воплощен в действии. Сознательный ум внимает некой истории с определенной последовательностью событий, смысл которой усваивается полностью только на подсознательном уровне.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется, прежде всего, в особенностях фантастического вымысла.

Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладениями силами природы.

Русские народные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна народная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.

Народная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только русской народной сказке.

Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком. Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии и в свою очередь приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

2.1 Методы работы со сказкой

Существует 3 вида моделирования сказки, они представлены в таблице 1:

Таблица 1

Виды моделирования сказки [5]

Название Описание

Метод сериационный Дети старшего возраста быстро осваивают сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирают заместителей героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных.

Метод двигательный Более сложный вид моделирования – двигательный. Вспоминаются с ребятами знакомые сказки, проводится большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки. Дети отмечали, что присказку можно отнести к нескольким сказкам. Ребята уточняли, сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делали рисунки к сказкам. Также выбрают в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки.

Метод временно-пространственный Пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения.

После рассказывания сказки задавала детям вопросы:

- понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам – заместителям;

- назовите сказочные, волшебные образы;

- назовите сказочные действия.

В результате такой работы дети активнее используют в речи антонимы синонимы, сравнения, прилагательные.

2.2. Консультация для родителей

1. Прочитайте сказку предварительно.

2. Объясните сложные и непонятные слова, фразеологизмы (либо перед рассказыванием, либо в процессе или после рассказывания).

3. Сказку нужно читать, а лучше рассказывать очень выразительно, передавая речь героев, интонацией голоса, показывая жестом, мимикой их особенности.

4. Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.

5. После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков, используя при этом иллюстрации из книги.

6. Расскажите сказку еще раз.

7. Прочитайте ребенку:

Лисичка-сестричка и волк.

Кот Котофеич,

Волк и козлята,

Бобовое зернышко,

Курочка Ряба,

Репка,

Лисичка со скалочкой,

Гуси-лебеди,

Зайкина избушка,

Маша и медведь,

Теремок,

Колобок.

С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки игрушки с изображением предметов, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером. У ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия).

Произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки, тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребё нка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

Как, часто нужно читать ребенку сказки?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка — это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начатая мной относительно недавно проектная работа позволяет сделать вывод, что использование сказок для развития речи детей самый эффективный метод активизировать речь ребенка. В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка. Восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, наряду с игрой и рисованием. Восприятие народной сказки положительно влияет на психическое развитие детей.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме, расширяя её разными видами устного народного творчества (стихи, потешки, загадки и т. д.); пополнять предметно-развивающую среду в группе; создание авторской программы по «развитию речи детей младшего дошкольного возраста»; изучать новые публикации по данной теме; пополнять коллекцию матрешек-сказок к уже имеющимся.

Публикации по теме:

Проект «Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками» Тема исследовательского проекта: «Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками».

Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №68 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа» Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами:«Русская душа» Цели и задачи: Знакомство детей с русскими народными.

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками для средней группы «Волшебный мир сказок» Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи: -привлекать детей к правильному выполнению заданий. -совершенствовать.

Ознакомление со сказками как начальная ступень к детской драматизации Сказка – это удивительный мир, уникальный не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России» Актуальность проекта: В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Зурета Пшизова Проект-презентация.

Конспект занятия «Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины» Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи: • познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками»
Опубликовано: 13 января 2018 в 20:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ковальницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД