Лилия Васильевна Доронина
Ознакомление со сказками как начальная ступень к детской драматизации
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это удивительный мир, уникальный не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как никакая другая форма искусства (В. Оклендер).
Сказки актуальны в воспитательных целях. Подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками.
Также сказка является средством развития речи.
Актуальность затронутой темы: развитие навыков интонационной выразительности речи при драматизации, связной речи.
Публикация «Ознакомление со сказками как начальная ступень к детской драматизации» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
О последней Леонтьев А. А. сказал : «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений. Это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.». Именно в сказках дошкольник может следить за сюжетной линией и логично выстраивать свои мысли.
Одной из парциальных программ, по которой работает наш детский сад, является приобщение «Приобщение к истокам русской народной культуры» под ред. Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. Помимо традиционного прочтения сказок дети знакомятся с этим жанром по книгам нашего учреждения, включенным в комплект со сказками к говорящей ручке «Знаток 2».
Мы стараемся придерживаться этапов драматизации : 1. Работа с текстом литературного произведения, 2. беседа по содержанию; 3. Этюд (индивидуальное исполнение); 4. Оценка, вопросы, советы; 5. Творческая художественная деятельность; 6. Подготовка атрибутов; 7. Репетиция; 8. Инсценировка; просмотр видеозаписей и фотографий.
Вступление к каждой сказке начинается под приятную фольклорную музыку, что психологически настаивает ребёнка к восприятию.
Герои сказок с разными голосами, интонацией. Каждый персонаж на цветных глянцевых иллюстрациях в стихотворной форме выражает свои мысли в сложившейся ситуации, вскрывающие недостатки героев, мораль. (Например, в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» после того как все упали в реку рыба якобы говорит: «конец любой бы был таков, ведь нет голов у простаков».
Роль сказок в развитии речи нельзя недооценить:
1. Обогащение словарного запаса (Например, в сказке Каша из топора : ухват, сенцы, щепотка, остатняя косточка, бывалый).
2. Тексты сказок помогают грамотно строить диалоги.
3. Тексты сказок делают речь эмоциональной, образной, красивой.
4. Работа повторению стихотворных фраз озвученных героев улучшает работу артикуляционного аппарата: отработка произношения шипящих (Сказка Лиса и тетерев. Слова тетерева: Очень злющая лиса, завидущие глаза, лапы загребущие, а клыки острющие; свистящих; сонорных.
5. Запоминание пословиц и поговорок со страниц сказки и употребление их к месту приводит к пониманию смысла малых фольклорных форм. (Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок).
Всё это является предварительной работой перед драматизацией сказок. Дети стараются героям сказок подражать.
Вспомним, что игры-драматизации – это разыгрывание в лицах литературных произведений. Ребенок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности, интонацию, мимику, пантомиму.
Игры-драматизации включают : игры-драматизации с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации; с атрибутами (маски, шапочки).
В группе есть театральный уголок.
Результат драматизации :
1. Развитие связной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.
2. Освоение выразительных средств родного языка, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков,
3. Ребёнок старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
4. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.