Дарья Кравченко
Проект «Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследовательского проекта:
«Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками».
Воспитатель: Кравченко Дарья Юрьевна
МБДОУ д/с №1 «Улыбка»
2017 – 2018 учебный год
Содержание:
1. Актуальность,проблема, цель, задачи, гипотеза.
2. Констатирующий эксперимент (часть 1).
3. Формирующий эксперимент.
3.1 Перспективное планирование.
4. Констатирующий эксперимент (часть 2).
5. Психолого-педагогические выводы:
5.1Теоретическое обоснование (научное обоснование).
Публикация «Проект „Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
5.2Описание педагогической деятельности, способствующей решению
поставленной проблемы.
Приложение.
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок…»
Актуальность: согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования все программы, используемые в ДОУ должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одна из немаловажных образовательных областей - это социально-коммуникативное развитие. Она направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, Ранний дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе, доброте и взаимопомощи между детьми. Почти все дети любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, не бояться трудностей, не бросать начатое дело, а доводить его до конца. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию и состраданию в разных жизненных ситуациях. И закладывать эти качества нужно в раннем возрасте, поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные качества. Переживания вместе с героями сказок поможет нам принять чужие трудности, научиться сопереживать им, ставя себя на их место, воспитывать в себе чувство взаимопомощи, доброты, понимания и уважения. На четвёртом году жизни большинство детей понимают и могут отличать хорошие и плохие поступки героев сказок, но следует заметить, что не всегда детям, получается, соответствовать правилам и нормам поведения к себе и окружающим.
Проблема: В связи с возрастными особенностями у детей происходит нарушение общения детей между собой, появилось много обид, жалоб дети этого возраста ещё не способны урегулировать конфликтные ситуации своими силами. Эта проблема привела меня к созданию исследовательского проекта на тему: «Формирование у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками». Я считаю, что на примере героев сказок, мы найдём решения сложившейся ситуации.
Цель: создание условий для формирования у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками.
Задачи:
-для воспитателя:
1. Разработать систему мероприятий, подобрать литературу согласно возрасту по формированию у детей представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе.
2. Разработка рекомендаций для педагогов по работе с детьми над художественными произведениями, способствующих развитию таких качеств как, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и т. п.
-для детей:
1. Познакомить детей с такими понятиями как доброта, взаимопомощь.
2. Учить находить различие: хорошо-плохо, друг-враг, добро-зло.
3. Учить детей употреблению речевых форм вежливости (всего хорошего, очень рад, здравствуйте (т. е. желать здоровья)
4. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
-для родителей
1. Вовлечь родителей в участие в проекте.
2. Повышать уровень родительской компетентности в вопросе формирования у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками
Гипотеза: в результате нашей работы дети станут более дружелюбные, прекратятся конфликтные ситуации, мы научимся распознавать, где добро, а где зло, что, правда, а что ложь. Дети найдут для себя определения, что такое друг, тем самым обретут новых друзей.
2. Констатирующий эксперимент (часть1)
Вопросы:
1. Что такое дружба?
2. Кто твой друг?
3. Что такое добро?
4. Что такое взаимопомощь?
№ п/п Список воспитанников Вопросы
1 Что такое дружба? 2 Кто твой друг? 3 Что такое добро? 4. Что такое взаимо-щь?
3. Формирующий эксперимент.
Реализация исследовательского проекта будет проходить в таких видах деятельности, как:
-чтение художественной литературы воспитателем;
-заучивание стихов, песенок героев сказок, потешек;
-проговаривание за воспитателем;
-лепка, рисование, аппликация;
-беседы, рассмотрение иллюстраций книжной графики;
-игры-инсценировки, игры-развлечения, подвижные игры, дидактические игры;
-прослушивание аудиозаписей сказок;
-выставки работ, фотовыставки, презентации.
Сроки проведения исследовательского проекта: на протяжении учебного года, в режимных моментах, таких, как досуги, продуктивная деятельность, день общения, ритуальное чтение и т. д.
3.1 Перспективное планирование.
Перспективное планирование
по «Формированию у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе через знакомство со сказками».
Сентябрь
1 Повторение сказки «Колобок» с последующим обсуждением характеров и поступков героев.
Рассмотрение картинок по сказке «Колобок», 1неделя
2 Рисование «Катился колобок по дорожке»
3 Беседа «Кто был другом колобка» Настольный театр «Колобок»
1 Знакомство со сказкой «Гуси- лебеди» с последующим обсуждением характеров и поступков героев
Беседа : «Я знаю сказку»
Рассмотрение картинок по сказке «Гуси-лебеди». 2 неделя
2 Игра – инсценировка «Печка и сестрица Алёнушка»
3 Лепка «Угощение для бабы Яги»
Прослушивание аудиозаписи сказки «Гуси-лебеди»
1 Прослушивание аудиозаписи сказки : «Волк и семеро козлят»
Дидактическая игра: «Назови героев сказки» 3неделя
2 Разучивание песенки мамы - козы.
Игра – инсценировка по сказке: «Волк и семеро козлят»(козлята ждут маму)
3 Лепка: «Угощения для волка»
1 Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
Игра «Хороший-плохой»
4неделя
2 Рассматривание картинок по сказке «Заюшкина избушка» (подробно разобрать каждого персонажа)
Ситуативная беседа «Кто твой друг, а кто друг зайчика»
3 Лепка : «Домик для лисы»
Прослушивание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка»
Октябрь
1 Знакомство со сказкой «Крошечка-Ховрошечка»
Беседа : «Я знаю сказку»,
Рассматривание картинок по сказке «Крошечка-Ховрошечка». 1неделя
2 Лепка «Угощение для сестёр»
Прослушивание аудиозаписи сказки «Крошечка-Ховрошечка»
3 Игра – инсценировка «Крошечка-Ховрошечка»
1 Знакомство со сказкой «Айболит»
Беседа : «Я знаю сказку»,
Рассматривание картинок по сказке «Айболит». 2неделя
2 Рисование: «Зайка с морковкой»
3 Игра-развлечение «Больница»
1 Прослушивание аудиозаписи сказки: «Морозко»
Подвижная игра: «Заморожу» 3неделя
2 Игра – инсценировка по сказке: «Морозко» (самый интересный момент)
3 Коллективная аппликация: «Украшения»
1 Знакомство со сказкой «Мойдодыр»
Речевая игра «Назови волшебные слова» 4неделя
2 Рассматривание иллюстраций сказки «Мойдодыр»
Дидактическая игра «Собери сказку»
3 Коллективная лепка «Принадлежности для трубочиста»
Ноябрь
1 Знакомство со сказкой «Три поросёнка»
Сладкий вечер «В гости к нам пришёл Ниф-ниф» 1неделя
2 Рассматривание книжных иллюстраций по сказке «Три поросёнка»
Конструктивная игра «Домик для поросёнка»
3 Игра-развлечение: «Три поросёнка»
1 Знакомство со сказкой «Муха-цокотуха»
Речевая игра «Что за праздник наступил?» 2неделя
2 Лепка «Подарок для мухи»
Фотовыставка «Я и мои друзья»
3 Игра-инсценировка «День рождения Мухи»
1 Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке»
Придумывание историй «Позвала бы мышка-мать…» 3неделя
2 Подвижная игра «Кошки мышки»
Проговаривание за воспитателем первого четверостишья.
3 Лепка «Зернышко для мышонка»
1 Знакомство со сказкой «Гадкий утёнок»
Рассматривание книжных иллюстраций по сказке «Гадкий утёнок» 4неделя
2 Прослушивание аудиозаписи сказки «Гадкий утёнок»
Коллективное рисование «Лебедь»
3 Игра «Давайте скажем комплименты»
1 Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка»
Подвижная игра : «Медведь и дети» 5неделя
2 Рассматривание картинок на тему: «Медвежата»
Разучивание песенок-«мирилок».
3 Лепка «Угощения для медвежат»
Декабрь
1 Чтение произведения «Путаница»
Беседа: «Как дружба в беде помогает?» 1неделя
2 Рисование «Зайкина капуста»
3 Игра-инсценировка «Путанница»
1 Знакомство со сказкой «Ячменное зёрнышко» 2 неделя
2 Рассматривание книжной иллюстрации «Ячменное зёрнышко»
Рисование «Зёрнышко»
3 Совместная акция (дети-родители) «Покормим птиц» (изготовление кормушек)
1 Знакомство со сказкой «Кот и лиса»
Речевая игра «Правда-ложь» 3неделя
2 Рассматривание иллюстраций «Кот и лиса»
Прослушивание аудиозаписи сказки «Кот и лиса»
3 Коллективная аппликация «Дерево для Котофея Ивановича»
Январь
1 Чтение произведения «Рукавичка» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 2неделя
2 Прослушивание аудиозаписи «Рукавичка»
Лепим фигурки из солёного теста и рассказываем сказку «Рукавичка»
3 Аппликация «Рукавичка»
1 Чтение произведения «Снегурушка и лиса»
П. И. «Лиса и зайцы» 3неделя
2 Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурушка и лиса»
Игра «Расскажем сказку по картинкам» (фабульные картинки)
3 Рассмотрение картинок с изображение животных.
Д. И. «Сундучок»
1 Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» 4неделя
2 Лепка «Снежки»
Речевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
3 Беседа «Осторожно! Скользко!»
Февраль
1 Чтение произведения «Кот, петух и лиса» с последующим обсуждением характеров и поступков героев
Игра с разрезными картинками по сказке. 1неделя
2 Разучивание слов петуха.
П. И. : Хождения под характерную музыку. (петушок, кот и лиса)
3 Беседа: «Кто жил в избушке, куда ушёл кот?»
Театральная постановка (разговор петуха с лисой)
1 Чтение произведения Г. Снегирёв «Медвежонок» с последующим обсуждением характеров и поступков героев
П. И. «Дети и медведь» 2неделя
2 Лепка «Пуговица для медвежонка»
3 Ситуативная беседа «А, как бы сделал ты?»
1 Чтение произведения «Маша и медведь» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 3неделя
2 Рассмотрение иллюстраций
С. И. «Скажи по- другому»
3 Игра «Волшебные превращения» (учить детей образно перевоплощаться)
П. И. «У медведя во бору»
1 Чтение произведения «Солнечный заяц и медвежонок» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 4неделя
2 Театральная игра на выражение эмоционального состояния персонажей. (медвежонок)
3 П. И. «Мишки косолапые»
Загадки по теме «Медведь»
Март
1 Чтение произведения В. Берестов «Заячий след» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 1неделя
2 Рассматривание книжной иллюстрации по произведению.
3 Сладкий стол с гостем (зайцем).
1 Знакомство со сказкой «Кошкин дом» 2неделя
2 Рисование «Дом для кошки»
3 Беседа «Осторожно!Спички»
1 Чтение произведения «Федорино горе» последующим обсуждением характеров и поступков героев 3неделя
2 Прослушивание аудиозаписи «Федорино горе»
Беседа «Как правильно мыть ручки, покажем Федоре»
3 Игра – инсценировка «вещи и Федора»
Лепка «Мыло для Федоры»
1 Чтение произведения А. Блок «Зайчик»
Загадки с характерными звукоподражаниями и с рифмованной отгадкой по теме «Дикие животные» 4неделя
2 П. И. «Зайцы и лиса»
Д. И. «Чудесный мешочек»(
3 Аппликация «Белые цветочки для зайчика»
1 Чтение произведения Жуковский «Птичка»
П. И «Воробышки и автомобиль» 5неделя
2 Лепка: «Пищащий комочек»
3 Чтение произведения Барто «Девочка чумазая» с последующим обсуждением характеров и поступков героев
Апрель
1 Знакомство со сказкой : «Петушок-золотой гребешок» 1неделя
2 Рассматривание книжной иллюстрации сказки «Петушок-золотой гребешок»
3 Разучивание песенки лисы.
1 Чтение произведения «У солнышка в гостях» с последующим обсуждением характеров и поступков героев. 2неделя
2 П. И. «Солнышко и дождик»
Рассматривание книжной иллюстрации «У солнышка в гостях»
3 Коллективная аппликация «Солнышко в гостях»
1 Чтение произведения Берестов «Курица с цыплятами» 3неделя
2 Рассмотрение картинок из серии «Мамы и их детёныши»
3 Коллективная аппликация: «Курица с цыплятами»
1 Чтение произведения «Котёнок» 4неделя
2 Р. И. «Угадай,кто кричит?»
Беседа «Кто живёт у нас дома?»(домашние любимцы)
3 Чтение произведения «Бычок»» с последующим обсуждением характеров и поступков героев.
Май
1 Чтение произведения В. Сутеев «Три котёнка»» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 1неделя
2 Рассмотрение картинок на тему «Семья»
Загадки с характерными звукоподражаниями и с рифмованной отгадкой по теме «Домашние животные»
3
1 Чтение произведения «Кто сказал,«мяу»?»» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 2неделя
2 Театральное представление по мотивам рассказа «Кто сказал, «мяу»?
3 П. И. «Повтори за мной»
Прослушивание аудиозаписи песни «В гостях у сказки»
1 Чтение произведения Л. Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку…»» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 3неделя
2 П. И. «Белочки»
Р. И. «Доскажи слово»
3 Встреча сказочного гостя «Сказочница»
Слушание песни Кота Леопольда «Если добрый ты…»
1 Чтение произведения «Пришла весна»» с последующим обсуждением характеров и поступков героев 4неделя
2 Чтение произведения Линдман «Храбрая кошка Мемули» с последующим обсуждением характеров и поступков героев
3 Коллективная с родителями и детьми аппликация «Дерево добра»
4. Констатирующий эксперимент (часть 2).
Вопросы:
1. Что такое дружба?
2. Кто твой друг?
3. Что такое добро?
4. Что такое взаимопомощь?
№ п/п Список воспитанников Вопросы
1 Что такое дружба? 2 Кто твой друг? 3 Что такое добро? 4. Что такое взаимо-щь?
5. Психолого-педагогические выводы:
5.1Теоретическое обоснование (научное обоснование).
5.2Описание педагогической деятельности, способствующей решению
поставленной проблемы.