татьяна
Проект «Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 196»
г. Хабаровск
Проект
«Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»
Средняя группа № 8 «Аленький цветочек»
Срок реализации проекта 1 месяц
Воспитатели:
Алексеева С. А.
Аралбаева Т. В.
Г. Хабаровск
2022 г.
Публикация «Проект „Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Тип проекта : Познавательно-творческий проект.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов (дымковская роспись).
Задачи проекта :
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
- развивать связную речь детей при рассказывании потешек, закличек, песен;
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать художественно — творческие способности детей;
- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;
- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Для педагогов:
- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
Для родителей:
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
На данном этапе проекта была определена тема проекта, цель и задачи, был составлен план дальнейшей работы. Была подобрана и проанализирована литература по теме проекта. Сделан подбор материалов по теме проекта, картотека физминуток к русским народным сказкам (Приложение 1). Перед переходом к следующему этапу проекта были просмотрены иллюстрации в книгах и журналах и рассмотрены предметы декоративно-прикладного искусства.
II этап – основной
Содержание проекта :
Познавательное развитие.
Знакомство с русским бытом.
Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».
Задачи: познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа, познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар и тд).
Знакомство с фольклором.
Чтение русских народных сказок : «Гуси-лебеди», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и Медведь».
Разучивание потешек и частушек.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Загадывание загадок.
Задачи: формировать любовь к устному народному творчеству, воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
Цель: познакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой (приложение 1).
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».
Заучивание физминуток к русским народным сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». (Приложение 2).
Задачи: познакомить детей с истоками русской народной культуры; познакомиться с народными играми; развивать физическую активность (закреплять умение бегать, не натыкаясь друг на друга, ориентироваться в пространстве).
Художественно-эстетическое развитие.
Знакомство с русскими народными песнями : «Два веселых гуся», «Каравай», «Метелица», «Как на тоненький ледок».
Хороводные игры: «Мороз Красный Нос», «Хоровод», «Карусели».
Знакомство с русскими народными инструментами : игра на ложках, знакомство с гуслями и балалайкой.
Задачи: развивать образное восприятие русских народных песен, развивать представление о народных музыкальных инструментах, обучить игре на ложках.
Творческое развитие.
Рисование: «Водоноска», «Веселые лошадки», «Петушок», «Русский сарафан»» (Приложение 3).
Лепка: по сказке «Репка» (Приложение 4).
Аппликация: «Узоры на тарелочках». (Приложение 5).
Задачи: развить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; воспитывать интерес к народной культуре, к рисованию; учить лепить предметы продолговатой формы, используя прием сплющивания, красиво располагать узор по всей поверхности тарелочки; способствовать развитию мелкой моторики рук,
Инсценировка.
Инсценирование русской народной сказки «Репка» (Приложение 6, песни «Два веселых гуся».
Настольный театр по сказке «Колобок».
Задача: развитие театральных способностей, развитие мелкой моторики.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: собери матрешку, выкладывание пазлов на тему «Русские народные сказки», «Расскажем сказку вместе».
Задачи: учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы, развивать связную речь, развивать коммуникативные умения.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы.
Консультация на тему «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
Консультация для родителей "Потешки в помощь маме".
Задачи: приобщение родителей к реализации проекта, донести до родителей важность детского фольклора для развития речи детей.
III этап – заключительный
1. Фото отчёт (Приложение 7).
2. Показ сказки «Репка» для детей младших групп.
https://cloud.mail.ru/public/bMVd/B6Dstuc7n
Список используемой литературы
1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1/авт. -сост. С. Д. Томилова – Москва: АСТ,2013. – 702, [2]с., ил.
2. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт. -сост. С. Д. Томилова – Москва: АСТ, 2013. – 702, [2]с., ил.
3. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
4. Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки/Сост., запись и обработка. Г. М. Науменко; Рис. Л. Н. Корчёмкина. – М. : Дет. лит., 1988. – 206 с. : ил.
5. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
6. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
9. Интернеи-ресурсы.