Тихомирова Евгения
Проект «Оздоровительная сила хоровода» в рамках программы «К Здоровой семье через детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Обращение к традициям национальной культуры, способствуют духовному здоровью и развитию семьи, что в свою очередь укрепляет общее здоровье ребенка. Возникает необходимость приобщения дошкольника к традициям национальной культуры.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Оздоровительная сила хоровода“ в рамках программы „К Здоровой семье через детский сад“» размещена в разделах
В наше время в ДОУ мало внимания уделяется проведению с детьми хороводных игр, применяемые хороводные игры однообразны. При этом хороводные игры отличное средство для укрепления общего здоровья ребенка развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, развития речи, являются отличным средством для перехода от активной двигательной деятельности к статичной, спокойной. Привлечение родителей воспитанников к участию в хороводных играх, помогает укрепить духовные семейные связи, что благотворно влияет на ребенка.
Цель: Создать систему работы по приобщению детей к хороводным играм и истокам русской национальной культуры. Привлечь к активному участию педагогов и родителей воспитанников.
Задачи:
1. Способствовать укреплению психического и физического здоровья детей.
2. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры.
3. Привлечь родителей к участию в проекте.
4. Подготовить условия для реализации проекта.
5. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
6. Заинтересовать детей хороводными играми.
7. Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
8. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.
9. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.
10. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Тип проекта : творческий.
Участники проекта :
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре,
- воспитатели,
- дети младшей, средней, старшей и подготовительной группы,
- родители воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Предполагаемый результат:
• Снижение заболеваемости, укрепление иммунитета.
• У детей развито чувство ритма и музыкального слуха.
• Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.
• У детей сформирован устойчивый интерес к хороводным играм.
• Усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега).
• Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
• У детей сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
• Дети и их родители познакомились с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.
• Дети осмысленно участвуют в русских народных праздниках, развлечениях (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, заклички, прибаутки).
• Совместная деятельность родителей и воспитанников – гармоничное развитие семьи в целом.
• Желание у детей и родителей самостоятельно пополнять свои знания в направлении изучения хороводных игр.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный
1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
2. Выбор методов диагностики.
3. Изучение литературы по музыкальным и хороводным играм.
4. Подбор и создание атрибутов для игр.
5. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
6. Подготовка проекта «Оздоровительная сила хоровода» в рамках программы «К здоровой семье через детский сад».
Основной этап реализации проекта
Мероприятия с детьми:
- Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, презентаций, разучивание движений и текстов хороводных игр.
- Создание коллективных творческих работ, развлечений с использованием хороводных игр.
Мероприятия с педагогами:
-Подбор демонстрационного и раздаточного материала.
-Создание и использование мультимедийных презентаций;
-Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов для праздника.
Мероприятия с родителями:
- Консультации и семинары.
- Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
- Привлечение к созданию атрибутов для праздника.
Подведение итогов
-Оформление фото выставки;
- Выставка творческих работ детей;
- Проведение праздника (развлечения, досуга)
- Открытое занятие
- Презентация проекта
Проект построен на основе главных методических принципов:
1. Учет возрастных особенностей детей;
2. Доступность материала;
3. Постепенность его усложнения.
Продукт:
1. Календарно - перспективное планирование
2. Изготовление картотеки народных и хороводных игр, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр.
3. Конспекты, сценарии мероприятий.
4. Фотографии, видеозаписи мероприятий.
5. Атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр.
Таблица 1. Календарный план по реализации проекта «Оздоровительная сила хоровода» в рамках программы «К здоровой семье через детский сад»
Срок
Направления
деятельности Вид деятельности Название мероприятия
Июнь Работа с детьми Народные игры
«У медведя во бору»
Хороводные игры
Праздник «Березка»
«Мир детства»
Сентябрь
Октябрь Работа с детьми Народные игры
«Пирог»
Хороводные игры «Мы на луг ходили»
Праздник «До свидания, лето!»
Работа с родителями Семинар «Оздоровительная сила хоровода»
Ноябрь Работа с детьми Народные игры
«Гори, гори ясно»
Хороводные игры «Огородная хороводная»
Развлечение совместно с родителями «Фольклорная тропинка»
Декабрь Работа с детьми Народные игры
«Как зимой нам поиграть»
Хороводные игры «Новогодний хоровод»
Январь
Работа с детьми Народные игры
«На лесной полянке»
Хороводные игры «Ворона и воробьи»
Февраль Работа с детьми
Работа с родителями Народные игры
Развлечение совместно с родителями «Жмурки» «Карусель»
«Мамино сердечко», хороводы «Улитка», «Ручеек»
Март Работа с детьми Народные игры
Развлечение «Ой, блины»
«Веселые посиделки»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ.
«ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»
«Русские народные хороводные игры»
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.
Хороводные игры в детском саду
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:
• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
• Снижение заболеваемости, укрепление иммунитета.
• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.
Немного истории
Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу. Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга. Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.
В большинстве случаев хороводные игры исполнялись девочками. Хотя мальчики часто становились участниками хороводов в 14-15 лет. В таком возрасте они уже считали себя юношами и начинали больше интересоваться девушками. Недаром восточные славяне называли хороводом молодёжные игры, сопровождаемые особенным общим танцем. Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры.
Для чего нужны хороводные игры?
В первую очередь хороводные игры способствуют укреплению психического и физического здоровья детей. Помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.
Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.
Как проводить хороводные игры?
Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.
ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ - ХОРОВОД?
Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. Это самый древний танец, ведущий начало из глубины седых веков. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т. д.).
Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т. д.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т. д.
Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.
Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.
Виды рисунков:
Основные фигуры хороводов :
ЗВЕЗДОЧКА
ЗВЕЗДОЧКИ
ПОЛУ - КРУГ
КОЛОНА
УЛИЦА
КЛИН
КОЛО
ДВОЙНОЙ КРУГ
Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.
Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.
Композиционный рисунок – это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода.
Рисунок может быть простой одно-плановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).
Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз, национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру).
Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.
Литература
1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005
2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н. Н / Учебное пособие / — М. : Педагогическое общество России 2005.
3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М. : Айрис-Пресс, 2003.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
5. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С. и др Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. «Мозаика-синтез», Москва, 2014.