татьяна кумилина
Проект «Остров безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ»
с детьми старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Публикация «Проект „Остров безопасности“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность:
Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.
По результатам опроса детей и родителей, и наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями и сверстниками, проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришла к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но никаких усилий к этому не прилагают.
Проблема привычки здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребё нка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Содержание работы.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Тип проекта : социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.
Цель проекта : Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
*Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
*Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
*Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
*Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
*Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
*Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок здоровья;
Уголок «Безопасности»;
Спортивный уголок в группе;
Дидактические игры, настольно-печатные игры;
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта : дети; педагог; родители;
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Поэтапное выполнение проекта :
I этап (подготовительный)
Изучение литературы.
Разработка проекта.
Мониторинг детей.
Анкетирование родителей.
Подбор методического и дидактического материала.
II этап (организационно - практиктический)
1. Работа с детьми.
Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
2. Работа с педагогами.
Формы работы: «копилка» педагогического мастерства, сообщения, индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей по ОБЖ
3. Работа с родителями.
Формы работы: анкетирование родителей, педагогическая беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая, информационный стенд, тематические выставки, тематические папки, открытые занятия, памятки, буклеты, досуги.
III этап (заключительный)
Контроль и анализ хода реализации проекта. Предполагается: сравнительный анализ и анализ деятельности детей. Анализ деятельности педагога по организации работы с детьми. Определение проблем возникших в ходе реализации проекта пути их решения.
План реализации проекта
№ Раздел Организованная образовательная деятельность Работа с родителями
1 Ребенок и другие люди Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Организационное собрание (знакомство с проектом)
Занятие: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»
Памятка: «Если чужой приходит в дом»
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С. Маршак
Сообщение: «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников»
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец» Агитка: Разговор с малышом о безопасности»
Драматизация сказки: «Сказка о глупом мышонке» «Учим ребёнка правилам безопасности» (азбука для родителей)
2
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Произведение: «Кошкин дом» С. Маршак Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности»
Д/И «Заколдованные символы» «Пожарно-спасательная викторина для родителей»
Познавательный досуг: «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» Буклет: «Учим детей противопожарной безопасности»
Беседа: «Вредный огонь - полезный огонь» Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?»
С. Я. Маршак «Пожар»
Буклет: «Не страшен огонь
тому, кто знаком
с правилами
пожарной безопасности!»
С/р игра «Семья» Памятка: «Спички, детям не игрушка»
Составление коллажа «От чего может произойти пожара» Фотовыставка: «Запомните дети правила эти»
Беседа «Пожарный – профессия героическая» Буклет: «Безопасность ребёнка дома»
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
Конкурс рисунков родители + дети «Огонь – друг, огонь – враг».
3
Ребенок и природа
Занятие: «Контакты с животными»
Буклет : «Безопасность ребёнка дома»
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» Сообщение «Что должны знать дети при общении с собакой»
Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное» Памятка «Съедобные грибы»
Работа с альбомом: «Грибы»
«Ягоды» Памятка: «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь»
Буклет «Съедобные грибы»
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)
4 Ребенок дома Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один» Родителям на заметку: «Осторожно: дети!»
. Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой»
Буклет: «Безопасность ребёнка дома»
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди».
Консультация «Безопасность ребёнка дома»
Занятие: «Сюрприз домовёнка Непослухи»
Буклет : «Безопасность ребёнка дома»
5. Ребенок на улице Прогулка: «Знакомство с улицей»
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»
Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины». Книжка-малышка: «Что нужно знать ребенку о правилах дорожного движения»
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг» Родителям на заметку: «Перед тем как выйти на улицу»
Д/И «Дорожные знаки».
Буклет «Что нужно знать ребенку о правилах дорожного движения»
Конструирование «Наша Улица» Консультация «Ребёнок и улица»
. Презентация: «Торопыжка на дороге» Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
Развлечение:
«Красный, жёлтый, зелёный»
Памятка «Советы Светофорика»
С/р игра «Шоферы»
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»
Учебная эвакуация
Используемая литература:
• Авдеева, Н. Н., Князева, О. А., Стеркина, Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 91с.
• Авдеева, Н. Н., Степанова, Г. Б. Жизнь вокруг нас. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2013.- 87с.
• Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011. – 432 с.
• Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с. – (Библиотека программы «От рождения до школы»).