Ирина Аристархова
Проект «Основание Санкт-Петербурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
в старшей группе по теме
«Основание Санкт-Петербурга
2021
Вид проекта : информационно-творческий.
Сроки проведения: 22.11.2021 по 28.11.2021.
Участники проекта : дети средней группы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.
Проблема:
Незнание детей о достопримечательностях, многообразии и особенностях архитектурных строений.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Основание Санкт-Петербурга“» размещена в разделах
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Санкт-Петербурга, его достопримечательностях; воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта :
Познавательное развитие:
1. Обогащать и расширять представления детей о родном городе.
2. Расширение зрительного восприятия и мышления.
Социально — коммуникативное развитие:
1. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала.
2. Воспитать любовь и уважение к родному городу.
Речевое развитие, физическое развитие:
1. Развивать связную речь через дидактические и словесные игры.
2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
Предварительная работа: Чтение стихов о Санкт — Петербурге, рассматривание иллюстраций, использование настольно-печатных игр «Мой город».
Материал и оборудование:
цветные иллюстрации «Путешествие по городу Санкт –Петербург»
Форма работы:
Тематическая непосредственно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественных произведений, настольные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, целевая прогулка по городу (совместно с родителями).
Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подготовить материал для изобразительной деятельности;
- дать рекомендации родителям по проведению целевых прогулок по городу.
Содержание проекта :
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с основанием города;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование и т. д. ;
- пополнение центра развития "Петербурговедение";
- привлечь родителей для оформления выставки "Знакомство с Петром I", для организации экскурсии в Петропавловскую крепость.
Реализация проекта :
1. НОД по развитию познавательных способностей:
1) Беседа "Знакомство с Петром I";
2)"Петропавловская крепость";
3) "Архитектурные сооружения Петропавловской крепости";
4) "Петропавловский собор";
5) Игровое путешествие "Основание Санкт-Петербурга".
2. Изобразительная деятельность детей:
Рисование: «Герб Санкт-Петербурга».
3. Конструктивная деятельность:
«Наша улица», «Наш детский сад».
4. Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Вот какой рассеянный…»; Б. Сергуненков «Как Петр место для столицы искал». Стихи о Санкт-Петербурге М. Борисова «Кораблик», «Красавица Нева», «Полуденная пушка», «Памятник царю и его коню», «Кто гуляет по Летнему саду»; А. Кушнер «Белая ночь».
5. Участие родителей в реализации проекта :
- сбор материала для оформления альбома «Мой родной город»;
- участие в выставке "Знакомство с Петром I"
- проведение целевых прогулок по городу.
Итог проекта :
- оформление альбома: «Мой родной город»;
- выставка "Знакомство с Петром I"
- проведение целевых прогулок по городу с детьми.
Список литературы:
Алифанова Г. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб. ,2008.
Венгер О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
Стихи о Петербурге для детей. Пособие для воспитателей детского сада. СПб., 1994.
Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу. СПб., 2004.
Беседа "Знакомство с Петром I"
Цель: Закрепить знания детей о некоторых моментах истории своей страны. Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за свой город.
Ход беседы
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о основателе нашего города. Как называется город в котором мы живем? (ответы детей).
В России много красивых городов, возведенных русскими мастерами.
- А кто помнит, кто в древние времена управлял Россией? (предположения детей – князья, цари).
- Когда – то давным-давно Россией управляли цари. И сегодня я вам расскажу об одном русском царе, который очень много сделал для России, и для города в котором мы с вами живем. Я расскажу вам о царе Петре Первом (показать портрет Петра 1).
- Царем в России можно было стать, только если ты родился в царской семье. Отцом Петра 1 был царь-Алексей Михайлович, но отец рано умер, и мальчика воспитывала его мать. Уже с самого детства Петр отличался своими способностями. Это был очень подвижный и смышленый мальчик. Петра интересовало буквально все, и он часто удивлял взрослых своими вопросами.
Как и все дети, царевич очень любил играть. Его любимой игрой была игра в войну. А так как Петр был не простым ребенком, а царевичем, мальчику на потеху собрали подходящих по возрасту детей и стали обучать как настоящих солдат. С утра до вечера царевич проводил время со своим войском, которое называлось «потешным».
За всякое интересное для него дело Петр брался с удовольствием. И учился тоже с большой охотой. Очень полюбилась Петру история. Он хотел знать, как жили люди раньше, подробно разбирал военные сражения прошлых лет, размышляя, каким образом можно было одержать победу.
Всю свою жизнь Петр был необычайно усерден и трудолюбив, отличался необыкновенным умом и сильным характером. Эти качества помогли ему одолеть врагов и стать могущественнейшим из царей, когда – либо правивших Россией.
Когда Петр 1 стал царем, Россия была страной, где народ жил бедно. В других странах люди жили лучше, там было много фабрик, заводов, много школ и других учебных заведений, где дети могли учиться, а в России всего этого не было. И тогда Петр сам поехал за границу, чтобы научиться строить корабли и научить этому русских мастеров. Он освоил 15 ремесленных специальностей: он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Когда он вернулся в Россию, то сразу же принялся за строительство русского флота.
- Многое, что делал Петр Первый, было в России впервые. При Петре год стал начинаться с 1 января, и на Новый год впервые стали наряжать елку. При Петре 1 в России впервые были учреждены ордена за боевые заслуги, впервые стали выпускать газеты. И еще много разных новшеств было при Петре Великом.
Конспект по петербурговедению
на тему: «Петропавловская крепость»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Петропавловская крепость»
Цели: познакомить детей с историей возникновения города Санкт – Петербург. Сформировать у детей представление о типе фортификационного сооружения «крепость».
Задачи:
образовательные:
• обогащать представления детей об истории возникновения города Санкт-Петербург;
• познакомить детей с типом фортификационного сооружения «крепость»;
развивающие:
• развивать у детей способность любоваться Петропавловской крепостью;
• развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;
• обогащение словаря: «остров», «крепость», «бастион».
воспитательные:
• воспитывать патриотическое чувство;
• вызвать желание побывать в крепости;
• готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».
Оборудование и материалы:
• карта (лучше рисованная) центра Петербурга;
• план Петропавловской крепости;
• портрет Петра I;
• портрет Д. Трезини;
• фотография памятника зайцу.
Организационная часть.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как же начал вырастать город, что стало первой его постройкой.
Весной, а именно, в мае 1703 года Петр I повелел на Заячьем острове начать строительство. Это небольшой остров в дельте Невы. Дельта – это устье Невы, в котором река распадается на несколько частей (рукавов).
/Показать детям старинную карту, сделав акцент на расположении острова/
А как вы думаете, почему остров был назван именно так?
Ответы детей…
Вот видите, вы сами догадались /показать фотографию памятника зайцу - символа острова/.
Существует легенда о высадке Петра I на этот остров, на котором жило множество зайцев.
Как вы думаете, что именно начали возводить в первую очередь? Дома? Магазины
Ответы детей…
Подвести детей к мысли об обороне нового города, а, следовательно, - нужна крепость.
/Показать детям план крепости/.
Крепость была необходима для укрепления, отвоеванных у шведов земель и для обеспечения безопасного выхода в Балтийское море.
В то время шла Северная война и строить надо было быстро.
Первая крепость была из дерева и земли.
Каменную крепость закладывал сам Петр I в день своего рождения 30 мая 1706г.
Это одна из первых бастионных крепостей нашей страны.
Раньше, когда не было огнестрельного оружия крепости были высокими, а стены тонкие. А с появлением огнестрельного оружия стены крепости стали делать ниже и толще, чтобы их было не так просто прострелить (пробить) и появились бастионы. Где устанавливали пушки.
/Внимательно рассмотреть карту, найти и посчитать все бастионы/.
Один из бастионов называется Нарышкин, над ним развевается флаг (гюйс). Гюйс – флаг, который поднимают на военных кораблях и морских крепостях. С этого же бастиона в полдень стреляет пушка.
С давних пор такой был в нашем городе символ – ровно в полдень, в 12 часов дня, гремит пушечный выстрел.
«Стреляет в полдень пушка
Скрывается в дыму,
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому.
Шумит волна речная
У крепостной стены,
А пушка ведь ручная,
Она не для войны».
Давайте вернемся к названию, которое дал Петр I крепости. Санкт-Петербург - означает «Город святого Петра». Не в честь себя, Петра I, назвал царь город. А выбрал он в покровители новому городу Святого Петра, чтобы был и его небесным хранителем. Хотел царь, чтобы с небес святой Петр помогал ему в деле строительства нового, дотоле невиданного города.
Но не прижилось название крепости, название не пропало. Как-то незаметно оно уползло из крепости и распространилось на окружающую территорию. Все, что вокруг крепости, стало Санкт-Петербург.
Город святого Петра – Санкт-Петербург.
Давайте повторим все вместе:
Город святого Петра – Санкт-Петербург.
Первые строители крепости – солдаты. И по указу Петра I со всей России прибыли 40 тысяч работных людей для земляных, каменных, плотницких работ. Голод, болезни, изнурительный ручной труд уносили тысячи жизней. Дорого обошлось России строительство нашего Петербурга.
За 4 месяца, к октябрю работы были закончены, устроены земляные валы, маяк зажжен, на валах – 150 орудий.
Остров с Петербургом – вот здесь (показать на карте) – соединял подъемный деревянный мост.
Крепость готова, но царь не успокоился. Уже через 3 года начали срывать прежние земляные бастионы и возводить каменные, толстые, по прежнему контуру. Вскоре высота стен стала 12 м. Это выше нашего садика. Стены были также широки. Внутри были помещения – жили солдаты гарнизона крепости, хранились боеприпасы и др.
За всю историю существования крепости ни разу не удалось ей обороняться от врагов.
Исполнитель воли Петра I по строительству каменной крепости – архитектор Доменико Трезини.
/Показать детям портрет Трезини. /
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили.
Кто основатель нашего города?
На каком острове началось строительство?
Что это за постройка?
Кто архитектор крепости?
Ответы детей
Конспект по петербурговедению
Тема: «Петропавловский собор»
старшая группа
Интеграция образовательных областей: «Социализация, коммуникация»
Ведущая область: познавательная
Цель: знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом
Задачи:
• Образовательная: Обогащение представления детей об архитектурном сооружении «Колокольня Петропавловского собора», его назначение и убранстве
• Развивающая: Развитие способности устанавливать связи между художественным убранством и назначения сооружения
• Речевая: Обогащение словаря «колокольня», «шпиль», «яблоко», «карильон», «колокол», «юбка колокола», «язык колокола»
Материалы и оборудование: мультимедиа-презентация «Петропавловский собор», аудио запись, создание в группе мини коллекции колокольчиков, Содержание организационной деятельности детей.
Слайд «На низкий берег реки Невы»
Воспитатель: Когда царь ПетрI задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. И стали люди говорить плохое о месте, где начали строить наш город. ПетруI захотелось, чтобы люди, также как и он полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела, чтобы его могли увидеть все.
Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела?
Правильно на самом высоком месте города. Но наш город находится на ровном месте, здесь нет высоких мест
Слайд «Колокольня Петропавловского собора»
Воспитатель: Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей (ярусов) давайте их посчитаем.
А чтобы колокольня казалась ещё стройнее, её украсили завитками (валютами) На что похожа колокольня украшенная валютами (ответы детей)
Слайд «Шпиль Петропавловского собора. Спица, игла»
Воспитатель: Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль? (ответы детей) А ещё шпиль похож на (спицу и иглу, и это не случайно. С немецкого языка слово шпиль переводится как спица или игла.
Слайд «Сфера шпиля и яблоко»
Воспитатель: На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож? Шар так и называют яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит их двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием для будущих поколений.
Слайд «Ангел с развивающимися волосами»
Воспитатель: В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развиваются, почему? Наверху, действительно очень холодно, когда ветер дует, ангел поворачивается, так он может осмотреть весь город.
Слайд «Фрагмент: благословляющая десница ангела»
Воспитатель: Пальцы ангела сложены вот, так (показ жеста, повторения с детьми). Ангел благословляет город и его жителей. Есть легенда, которая говорит о том, что в случае большой опасности, ангел будет защищать наш город, как воин. Для этого небесный силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов.
Слайд «Изображение колоколов карильона и место управления карильоном»
Аудио запись «карильон»
Воспитатель: Петру I захотелось, чтобы ангелы не только все видели, но и слышали. Поэтому на колокольни он приказал устроить карильон. Карильон это не обычный инструмент. В нём много колоколов ( объяснить строение колокола: «язык», «юбка»). Рассматривание фотографии звучащих колоколов.
Звенит сейчас колокол или молчит? Как вы догадались? Вот здесь будет находиться музыкант, который будет играть на карильоне. Играть на этом инструменте очень трудно, потому что колокола тяжелые. А сейчас, давайте послушаем голос карильона.
Слайд «Херувимы Петропавловского собора»
Воспитатель: А чтобы ангелу было нескучно, на стенах собора живет много его братьев ангелов малышей (херувимов). Слайд «Вид Петропавловской крепости ночью»
Воспитатель: Ангел никогда не спит, много лет он смотрит на город и всё о нём знает. В следующий раз он расскажет нам ещё одну историю из жизни Петропавловской крепости.
Физминутка:
По болоту Петр шел
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
«Петр»
Я по острову пойду,
Шевельнется кто - найду.
Дети – замирают.
«Петр» - зайцы пушек испугались,
По кустам все разбежались
Задания и вопросы на закрепления материала
Слайд «Колокольня Петропавловского собора»
Воспитатель: На что похожа колокольня Петропавловской крепости.
Слайд «Шпиль Петропавловского собора»
Воспитатель: Почему Петр I приказал украсить колокольню Петропавловской крепости именно шпилем? Может ли быть на одном здании несколько шпилей?
Слайд «Черно-белая фотография Петропавловского собора и цветовая палитра»
Воспитатель: В разные годы Петропавловский собор был украшен в разные тона. Какой тон, по-твоему, больше всего подходит Петропавловскому собору?
Конспект игрового путешествия
на тему: «Основание Санкт – Петербурга»
(старшая группа)
(Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.)
Восп. : Ребята посмотрите развилка, что же здесь написано, «Болото», «Река». Как же продолжится наше путешествие? Надо выбрать направление. Какой путь вы выбираете?
(Ответы детей.)
А почему?
(Ответы детей.)
Восп. : Ребята конечно по реке путешествовать удобнее, а вы знаете какая самая главная и большая река протекает в Санкт – Петербурге?
(Ответы детей.)
Восп. :
Вот и вышли на Неву,
Посмотрели на волну
Удивились широте
Этой сказочной реке
Многоводна, широка
И как море глубока.
Ребята, а как вы думаете на чём можно путешествовать по реке?
(Ответы детей.)
Восп. : А вот и наши корабли, их два, для того чтобы продолжить наше путешествие необходимо разделиться на две команды. Давайте разыграем, кто на каком корабле поплывёт. Выбирайте жетоны. У кого жёлтый жетон, тот отправится в путешествие на корабле «Св. Пётр», а у кого зелёный на корабле «Св. Екатерина».
Ребята скажите, кто управляет кораблём?
(Ответы детей.)
Правильно, у каждой команды должен быть капитан, давайте, и мы выберем капитанов и сделаем это при помощи считалки.
Шёл корабль по Неве
Три матроса на корме
А четвёртый капитан
Крепко он штурвал держал.
Итак, капитаны выбраны. Занимайте места на своих кораблях. Команды готовы к отправлению?
(Звучит сигнал Рынды)
Наше путешествие начинается. Давным – давно, там, где сейчас стоит наш город не было ни каменных домов, ни многолюдных улиц, а что же было?
(Ответы детей.)
Восп. : А был ребята лес, болото, много островов, река, деревни.
Жил давно в России царь
Очень мудрый государь,
Он на месте не сидел,
Делал за день сотню дел,
Совершил побед не мало,
Мореходом был бывалым
Он и плотник и кузнец
Кто был царь тот удалец? (Пётр I)
(Ответы детей.)
Восп. : Ребята давайте рассмотрим внимательно, что же мы там видим?
(Ответы детей.)
Восп. : Смотрите, там какой-то старинный сундук. Команды высаживайтесь на берег. Давайте посмотрим, что же в этом сундуке.
(Воспитатель из сундука достаёт и читает письмо)
Приветствую Вас мои друзья!
Тому, кто нашёл мой сундук, выпала огромная честь, узнать как был основан город Санкт – Петербург. Но для этого надо постараться и выполнить задания, которые я приготовил для Вас.
Удачи!
Царь Пётр I.
Восп. : Ну, что путешественники как вы думаете, справимся мы с заданием?
(Ответы детей.)
Восп. : Давайте попробуем, мне кажется, будет интересно!
Ребята, а вы знаете с чего Пётр начал строительство города?
(Ответы детей.)
Восп. : Для чего была нужна крепость?
(Ответы детей.)
Восп. : А кто знает, как называется эта крепость?
(Ответы детей.)
(Просмотр слайда с изображением Петропавловской крепости)
(Дети берут задание из сундука)
Восп. : И первое задание Петра I, постройка Петропавловского собора и Нарышкина бастиона.
У нас есть схемы построек, их надо внимательно рассмотреть и определить, из каких деталей они построены.
(Дети строят по схемам.)
Восп. : Молодцы вы замечательно справились с первым заданием!
А теперь я предлагаю сыграть в игру «По болоту Пётр шёл». Наши капитаны по очереди будут выполнять роль Петра I, а матросы будут зайцами. Задача Петра увидеть зайца, который шевелится, если такого найдёт, забирает зайца себе. А мы посмотрим, какой из капитанов будет внимательнее.
По болоту Пётр пошёл,
Остров Заячий нашёл.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам – бам, бам – бам,
Не осталось зайцев там.
Зайцы пушек испугались,
По кусточкам разбежались.
Восп. : Занимайте места на ваших кораблях.
(Дети берут задание из сундука)
+Ребята, как у любого города, так и у города Санкт – Петербурга есть свои символы.
Вы сможете мне их назвать?
(Ответы детей.)
Восп. : Давайте вместе рассмотрим их. Кто знает, что изображено на гербе и флаге нашего города?
(Ответы детей.)
(Дети берут задание из сундука)
Восп. :В следующем задании Пётр I предлагает нам воссоздать из деталей герб Санкт – Петербурга.
(Дети выполняют задание «Собери герб») (Самопроверка, обсуждение.)
Восп. : Ребята как мы уже с вами говорили, что наш город состоит из множества островов, как вы считаете, что понадобилось сделать людям живущем в Санкт – Петербурге чтобы быстро попадать с одного острова на другой.
(Ответы детей.)
Восп. : Мосты были разные, большие через Неву, а через реки и каналы мосты поменьше. Река Нева судоходна и по ней часто ходят корабли. Как вы думаете, каким должен быть мост, чтобы большой корабль свободно смог пройти по реке?
(Ответы детей.)
(Дети берут задание из сундука)
Восп. : Ребята в последнем задании Пётр предлагает вам распределить изображение мостов на две группы. Первая группа, раздвижные мосты, а вторая группа мостов, которые не разводятся.
(Дети выполняют задание. Обсуждение.)
Восп. : Ребята все задания вы выполнили. Давайте вспомним, что же мы узнали об основании Санкт – Петербурга.
• В каком году был основан город Санкт – Петербург?
• Как называлась крепость, которую заложил Пётр1?
• Что изображено на гербе Санкт – Петербурга?
• Как называются мосты, которые пропускают большие корабли?
(Ответы детей.)
(Восп. : Наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, оно было для вас увлекательным и познавательным.)