Любовь Кузьмичева
Проект «Осенние фантазии»
Цель:
Расширять представления детей об осени (Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать детям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение различать замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Побуждать рисовать, лепить, выполнять аппликацию на осенние темы.
Задачи проекта :
Образовательные:
Публикация «Проект „Осенние фантазии“» размещена в разделах
- учить детей замечать признаки наступления осени;
- познакомить воспитанников с характерными особенностями этого времени года;
- рассказать о жизни животных и деятельности людей осенью;
- ввести детей в мир осенних забав и развлечений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе;
- воспитывать сочувственное отношение к объектам природы и животным;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;
- формировать у малышей интерес к изменениям в природе, в связи с наступлением осени;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, правильное звукопроизношение;
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать навыки творческих наблюдений над природой.
Актуальность темы:
Именно в младшем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка велико: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, рождает любовь к Отечеству.
Основной вид деятельности - игра. Играя, ребенок научится соотносить звуки в словах, составлять простые фразы, расширит знания об окружающем мире, разовьет речь и мелкую моторику. Важно и то, что, принимая участие в совместных играх со сверстниками и взрослыми, малыш приобретает социальный опыт и учится планировать свою деятельность, что совершенно необходимо для его гармоничного развития.
Участие детей в наблюдениях над природой, играх, беседах, экспериментах, чтении стихов, сказок и рассказов, творческих работах даст выход накопившейся энергии и удовлетворению интереса к окружающему, способствует развитию личности ребенка, воспитанию патриотических чувств и любви ко всему живому.
Участие родителей:
Участие в выставках на тему осень, участие в осеннем субботнике, покраска объектов участка для прогулок; знакомство с консультациями на тему: «Осенние прогулки с детьми»; участие в празднике «Осенние встречи».
Развивающая среда:
Игрушки, картинки, маски – шапочки животных, аудиозаписи; детские книги сказок и рассказов; потешки, стихи, загадки; настольные игры, атрибуты для игр, раскраски, цветные карандаши, материалы для творческих работ.
Возраст и количество участников: дети второй младшей группы (3-4года, их родители и воспитатели – 26 человек.
Время года: осень.
Время проведения: сентябрь – ноябрь.
Ожидаемый результат: расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах; пополнится словарный запас; возрастет интерес к наблюдениям погоды; появится представление о труде взрослых; у родителей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей.
Загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»(осень)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)
Пословицы
"Осень – время собирать урожай".
"Красна ягодка, да на вкус горька".
"Теплая осень к долгой зиме".
"Кошка мордочку прячет – на холод".
"Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима".
"У зайцев шерсть побелела – зима близко".
Заклички
Наступление нового времени года в старину считали праздником. Люди пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки, водили игры. Например, в первый день осени дети выходили в поле и пели:
Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Все радовались щедрому урожаю, румяным яблокам, пышным пирогам из нового хлеба. Перед тем, как есть пирог, выпеченный из зерна нового урожая, припевали:
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
В ненастную, холодную погоду приговаривали:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам.
Улетающим на юг журавлям и гусям вслед кричат:
Гуси: га-га-га! Вы куда! Вы куда! Уга-уга-уга, До юга, юга, юга.
Стихи
"Осень".
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
А. Тесленко
"Осень".
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
Воспитатели:
1. Создавать развивающую среду.
2. Организовывать работу с родителями.
4. Составлять план проекта, разрабатывать конспекты занятий.
5. Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.
Родители:
1. Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.
2. Участие в осеннем субботнике.
2 этап –основной
1. Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада.
2. Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года» «Осень»
3. Художественное творчество.
4. Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
5. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
3 этап - заключительный
1. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома.
2. Развлечение кукольный театр «Репка».
З. Утренник «В гостях у Гнома»».
Ресурсное обеспечение:
Наглядный материал: предметные картинки по теме, альбом «Осень», иллюстрации, художественная литература, стихи, загадки;
- настольно – печатные игры;
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- материалы для творческих работ.
Технические средства: аудиозапись.
Непосредственно образовательная деятельность.
Речевое развитие. Познавательное развитие.
- Чтение русских народных сказок «Репка», «Яблоко».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек, закличек.
- Словесные игры «Назови цвет», «Времена года».
- Рассказы о признаках осени с помощью сюжетных картинок, беседы на осеннюю тему.
Расширять знания о временах года, учить называть основные приметы осени : пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно- развивать сообразительность, мышление, активность. Воспитывать любовь к природе.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование «Разноцветный ковер из листьев»;
«Осенние деревья»; «Репка»; «Яблочки».
- Лепка «Яблоки»».
- Аппликация «Большие и маленькие яблочки на тарелочке»,
«Ежик».
- Разучивание песен про осень.
Д/И с прищепками «Собери солнышко, дождик из тучки».
Д/И «Подбери по цвету».
Конечный результат:
Дети знают и называют осенние приметы, время года, большое количество овощей и фруктов. В свободной деятельности широко применяют пение песен, танцев, пальчиковых упражнений, физических упражнений, подвижных игр. Собран большой материал на осеннюю тематику. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. Родители стали больше времени проводить на прогулке с детьми и привлекать детей к совместному труду в природе.
Физическое развитие. Подвижные игры:
«Кто быстрее».
«Собери по цвету».
«Раз, два, три к дереву беги…».
«Высоко-низко».
Используемая литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - 3-е изд,. Испр. и доп. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368с.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-144с.
3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: И2кн. 1./ Сост. С. Д. Томилова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 704с., 10лл,ил, :ил.
4. Н. С. Голицина. «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2-я мл. гр. Интегрированный подход». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2016.
5. Т. С. Комарова. Художественное творчество. «Мозаика – Синтез» - Москва, 2012.
6. Интернет - ресурсы.