Юлия Авдошкина
Проект «Осень золотая» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители
Цель проекта:
• выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;
• заинтересовать проблемой;
• провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;
• сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
Публикация «Проект „Осень золотая“ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Задачи проекта:
Обучающие:
• формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;
• формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
• развивать умственные операции сравнения и обобщения;
• развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
• приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
• развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональное отношение к природе;
• воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные игры;
пальчиковые, малоподвижные игры;
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
работа с родителями.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителям.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке работ на тему осени, литературы.
Разучивание стихотворений об осени.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Основной этап.
План реализации проекта.
Понедельник, 5.10.
1. Беседа «Осень, осень в гости просим!»
2. Д/и «Подбери действие» - развитие речи
3. Отгадывание загадок про осень.
4. Наблюдение за листьями.
Вторник, 6.10.
1. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».
2. Конструирование: «Перевезем урожай».
3. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».
4. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". 5 минут с искусством.
Среда,7.10
1. Ситуативный разговор «Листопад»
2. Дидактическая игра «От какого дерева листок».
3. Подвижная игра «Перелет птиц»
4. Наблюдение на прогулке за листопадом. Воспитатель задает детям вопросы: «Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?»
Четверг, 8. 10
1. Конструирование «Осень в лесу».
Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.
Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.
2. Чтение И. Бунина «Лес точно терем расписной…».
3. Опыт «Как дышат деревья»
Пятница, 9.10
1. Беседа об осени. Обобщение.
2. Дидактическая игра «Когда это бывает»
3. Подвижная игра «Осень».
4. Наблюдение на прогулке за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
Приложение.
Беседа «Осень, осень в гости просим!»
- сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.
«Идет осень с перелетным журавлем, с листопадом и дождем»
Словесная игра «Эхо» - работа над навыками выразительного чтения
Дарит осень чудеса,
Да еще какие,
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук-ловкач какой!
Тянет сеть куда-то
Д/и «Подбери действие» - развитие речи
«Мяч осенний и волшебный, будет в руки вам скакать и вопросы задавать:
Листья осенью (что делают… листья желтеют, опадают…
Повторение времен года по порядку, название деревьев, отгадывание загадок по теме «Осень»
1. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
2. Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)
3. Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
4. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)
5. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(листопад)
6. Август месяц хлопотливый —
Спеют яблоки и сливы,
Спеют персики и груши.
Только успевай их кушать,
А вот клены во дворе
Опадают в …
(сентябре)
7. В сентябре откроет школа
Двери для детей веселых,
У зверят же свой урок —
Запасать продукты впрок.
Все грибы мы соберем
Перед встречей с …
(октябрём)
8. Лист последний на заре
Сбросил лес наш в …
(ноябре)
Чтение А. Плещеева «Миновало лето» - знакомство с произведением.
Ситуативный разговор «Листопад»
Задачи:
• Показать детям многообразие красок золотой осени.
• Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
• Вести сезонные наблюдения.
-Здравствуйте ребята, сейчас на улице осень.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Так говорит об осени поэт Иван Бунин в стихотворении «Листопад». А как вы думаете, почему осенью листопад?
Дети: Потому что осенью становиться холоднее, чаще идут дожди.
-А что происходит с природой?
Дети: С деревьев опадают листья.
-Правильно. Садитесь удобнее, я вам расскажу, почему так происходит.
Осень наступает, и солнечные дни становятся короче. День за днем все раньше на улице темнеет и короче вечерняя прогулка. Итак, в парке стоят клен и береза. Клен березе говорит ''Что-то холодно становиться, не хватает солнца и воды моим листочкам, придется с ними распрощаться''. А береза отвечает: ''Клен, у тебя листья широкие, а мои маленькие я еще не буду скидывать свой наряд, мне жалко''.
Тем временем все холодело и холодело и клену стало тяжело поить свои листья водой, и они стали желтеть и краснеть. И спустя некоторое время подул ветер, листья опали. Вот почти голый клен говорит березе: «Что же ты не сбрасываешь листья? Ты же зимой погибнешь с листьями». Береза в ответ: ''Я знаю клен, дай еще денек постоять зеленой''. На следующий день и березка стала постепенно желтеть. Так приготовились к зиме деревья.
-В каждом листе дерева находиться хлорофилл, который отвечает за их зеленый цвет. Осенью под действием погодных условий разрушается хлорофилл, поэтому листья становятся желтые и красные.
-Понравилась небольшая сказка о клене и березе?
Дети: Да.
-Так почему осенью бывает листопад и листья такие красочные?
Дети: Дни становятся короче и холоднее. Что бы зимой не замерзнуть, осенью постепенно деревья сбрасывают листву.
-Молодцы. На этом беседа наша подошла к концу. Благодарю всех детей за активное участие в беседе.
«Беседа об осени»
Цель: Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
• Уточнить приметы осени.
• Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
• Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
• Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.
Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.
-Объясните, почему вы выбрали эти карточки?
-Какие приметы вы осени знаете?
-Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?
-Какого цвета бывают осенью листья?
-Что вы можете сказать о птицах?
-Что происходит с днем и ночью?
-Что делают животные осенью?
- Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?
- Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.
-Как называется первый месяц осени?
- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?
-Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?
- А что в сентябре может нас огорчить?
- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края. А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.
-А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)
-Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел следующий месяц. Как он называется?
- Как называется этот период осени? (Золотая осень)
-А у октября –грязник (грязь под ногами от частых осенних дождей)
- В октябре звери готовятся к зиме. Показываю иллюстрации, как животные готовятся к зиме, где и как хранят припасы на зиму. Ребята, а вы знаете, что животных можно разделить на группы по способу питания? Бывают хищники, травоядные и всеядные.
-Ноябрь последний осенний месяц. И назывался этот месяц - листогной (листья опали, в слове листогной спрятались два слова - листья и гнить)
-Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?
- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?
- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?
- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.
Опыт «Как дышат деревья»
Цель: показать детям наглядно, что деревья живые.
Материалы: листья дерева, прозрачная миска.
Ход: 1. Налить в миску теплую воду.
2. Поместить лист под воду, можно прижать камушком.
3. Убрать миску в солнечное место, подождать пару часов.
Результат: на листе и по краям миски образуются пузырьки воздуха, значит деревья дышат через листья, деревья живые.
Подвижные игры.
«Перелет птиц»
Цель. Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей, лазать по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу.
Ход игры.
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.
«Осень»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, развивать двигательные навыки.
Листья падают летят.
Настоящий листопад!
(Машем руками перед собой и по сторонам.)
Листья на ветру кружатся.
(Кружимся на месте.)
Листья на траву ложатся.
(Приседаем и встаём.)
Ветер с листьями играет –
Поднимает, опускает.
(Поднимаем и опускаем руки.)