Наталья Дорошенко
Проект «Осень золотая». Экспериментирование. Исследовательская деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект «Осень золотая» (средняя группа)
Тип проекта : познавательно – творческий
Участники проекта : дети, родители, педагоги
Сроки реализации: 4 недели (3.10.16 – 31.10.16)
Цель проекта : активизировать познавательно - исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы.
Публикация «Проект „Осень золотая“, Экспериментирование, Исследовательская деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи проекта :
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, развивать познавательную активность.
2. Формировать у детей умение вести наблюдения за неживой природой.
3. Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
6. Создание благоприятной психологической атмосферы.
7. Формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.
8. Формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету
9. Развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе.
10. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Критерии оценки эффективности проекта :
1. вовлеченность всех детей в совместную деятельность
2. эмоциональная отзывчивость детей
3. успешное использование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми
4. расширение активного словарного запаса дошкольников
5. активность семей воспитанников в реализации проектной деятельности
Практическая значимость. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в соответствие с направлениями развития детей от 2лет до школы по ФГОС.
Физическое развитие.
Ежедневные прогулки
Подвижные игры: «Огород», «Листопад», "Поймай листок", «Тучи», «Пугало»,
Игра-забава «Зайчик в огороде», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Хозяйка однажды с базара пришла».
Игровые упражнения: «Урожай», «Овощи».
Познавательное развитие.
Тематические беседы с детьми: «Что такое осень?», «Как готовятся к зиме животные, насекомые, птицы», «Как готовятся к зиме люди?», «Что нам осень подарила?», «Приметы осени», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Наблюдения за осенними явлениями природы на прогулке (дождь, ветер, листопад и т. д.)
Викторина на тему: «Что я знаю про осень».
Рассматривание иллюстраций осени известных художников.
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «С какого дерева лист», «Погода осенью», «Скажи правильно» ,«Что в осени хорошо и что плохо», «Мамы и детеныши», «Когда это бывает», «Чьи листья»
Задания на сравнения.
Загадки на тему осени.
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», «Чудесное дерево».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Разноцветная осень», «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Золотая березка», отпечатки «Осенние листья»
Коллективная работа «Барыня осень»
Лепка: «Веточки рябины», «Большие и маленькие морковки», пластилиновое панно «Лес точно терем расписной», налеп из пластилина «Солнце в тучах»
Аппликация: «Дары осени», «Осеннее дерев
Пение - «Осень» муз. Ю. Чичкова, «Осень» муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной
Разучивание танцевальных движений: «Танец с осенними листьями» муз. А. Филиппенко.
Игра с пением «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.
Речевое развитие.
Чтение: И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.» «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы, «Овощи» Ю. Тувим, сказка «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев, рассказ "Последний лист" П. Молчанова
Заучивание стихотворений об осени наизусть.
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке».
Рассматривание сюжетных картин и составление рассказов по ним.
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
Социально – коммуникативное развитие
Игра – драматизация сказки «Репка».
Игра «Что нам осень принесла».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты».
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе»
Конкурс на лучшую осеннюю поделку из природного материала
Конкурс на лучшую поделку из овощей «Овощной базар»
Участие родителей в осеннем утреннике
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап
1. Определение темы, постановка цели и задачи.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материала для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Составление перспективного плана.
8. Принятие задач и целей и дополнение их детьми.
2. Основной этап (см. перспективное планирование)
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей.
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты.
3. Заключительный этап
1. Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Проводится оценка эффективности проекта. Подведение итогов.
2. Презентация проектной деятельности «Осень золотая»
3. Заключительное мероприятие совместно с родителями и детьми «Осенний праздник» (см. сценарий)
Вывод: Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
План - схема осуществления проекта "Осень золотая"
(средняя группа)
Образовательные области программы Виды детской деятельности.
Познание Беседы об осени.
Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,
Задания на сравнения.
Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».
Составление альбома «Времена года».
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые.
Коммуникация Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».
Рассматривание сюжетных картин.
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
Комплекс упражнений: «Деревья»
Игра лабиринт «Куда упали листья».
Беседа по вопросам о времени года - осень
Чтение художественной литературы Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»). Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Художественное творчество Рисование «Яблоки на яблоне»
Лепка «Веточки рябины».
Аппликация «Дары осени»
Рисование «Золотая осень»
Создание коллажа из осенних листьев.
Рисование паучка и рябиновый ветки.
Социализация Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драматизации по произведениям «Репка».
Игра «Что нам осень принесла».
Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».
П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.
Музыка Слушание: И. П. Чайковского «Времена года»
Разучивание песен об осени
Развлечение «Приключение мухоморчика»
Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла», «Первый заяц».