надежда олифер
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : Развитие интереса к изучению природы родного края осенью у детей подготовительной группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
2. Автор проекта : Олифер Н. Г.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
3. Участники проекта : дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
4. Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта : групповой, краткосрочный (с 05.10.2015 по 26.10.2015г.).
5. Цель проекта : Расширять знания детей об изменениях, происходящих в природе осенью.
Направление деятельности проекта : исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
6. Задачи проекта :
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
Актуальность проекта :
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
После летних каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятель-ности.
Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения, способствующие реализации цели проекта, праздник и развлечения.
Совместная деятельность с детьми и родителями:
1. Выставка поделок "Золотая осень".
2. Составление творческих рассказов на тему: «Какой бывает осень?»;
3. Викторина.
4. Театрализация: «Красавица Лиса»
Итог:
1. Отчёт на педагогическом совете.
2. Интегрированное открытое занятие на тему: «Золотая осень».
3. Утренник «Осень золотая».
Подготовительный этап :
1. Подготовить материал для изобразительной, музыкальной деятельности детей.
2. Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, иллюстрации, презентации, дидактические игры;
3. Разработать презентацию «Произведения искусства, передаваемые образ осени".
Содержание проекта :
1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
2. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
3. Анализ поведения человека в природе осенью;
4. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Предполагаемые результаты:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары) .
2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания овощей и фруктов и профессиях людей, задействованных в этом процессе.
6. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения поделок из природного материала сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.
Реализация проекта :
План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень!»
Образовательные области Виды детской деятельности.
Здоровье Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень»
Безопасность Беседа «Как вести себя в лесу»
Физическая культура Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок».
Подвижные игры: «Березка», «У медведя во бору», «Дождик и солнце».
Социально коммуникатив-
ное развитие Сюжетно-ролевые игры: Магазин, «Семена», «Магазин цветов». «Путешествие в лес»; «Овощи и фрукты», «Ярмарка»; «Семья – летние заготовки».
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,
Словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Уборка листьев на участке и палок. Сбор веточек и составление из них геометрических фигур. Составление из опавших листьев на асфальте узора. Помощь воспитателю в подготовке клумбы к зиме.
Сбор природного материала на прогулке.
Ручной труд «Поделки из природного материала»
Познавательное
развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Занятие познавательного цикла:
- познавательное занятие на тему: "Пожар в лесу".
- интегрированное занятие на тему: "Золотая осень".
- занятие по познавательному развитию: Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов «В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень».
- занятие по экологии на тему: «Знахарские посиделки», «Лекарственные травы».
- занятие «Сказка о витаминном салате».
- беседы «Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Во саду ли в огороде», «Деревья и кустарники нашего двора», «Грибы», «Ягоды» «Описание березы». «Как вести себя в лесу?», «Труд взрослых», «Скажи овощам и фруктам спасибо», «Нет трудов, нет плодов».
- цикл наблюдений: Наблюдение за осенними явлениями.
«Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?». Экскурсия на огород и в сад.
Наблюдение за деревьями на участке детского сада. «Чем отличается ель от других деревьев осенью?».
Наблюдение за осенним дождем. Наблюдение за ветром (найти растения, для которых ветер – желанный гость).
Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицам.
«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Речевое развитие Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».
Драматизация народной сказки «Репка», «Красавица лиса».
Художественноэстетическое развитие
Рисование: «Овощей», «Фруктов», «Грибов», «Ягод», «Осенний лес».
Лепка: «Путешествие в осенний лес».
Аппликация: «Овощи и фрукты для магазина» «Корзинка для сбора урожая», «Золотая осень» (дерево, «Грибное лукошко».
Конструирование: «Грузовой автомобиль», «Овощехранилище»
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года», «Звуки леса»
Разучивание песен об осени. Праздник «Осень золотая».
Осенняя викторина. Развлечение. Разучивание песни «Ах, какая осень», «Едет с поля урожай»
Танец с осенними листьями, с зонтиками (девочки) «Ежик почтальон»
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай»
Работа с родителями 1 Сбор природного материала.
2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
3. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.
4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок
6. Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы – осенние листочки».
Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
- По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Золотая осень!» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсе, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои рассказы.
В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.