Эльфира Меликова
Проект «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень золотая!»
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно - информационный, творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатель, учитель- логопед группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Осень золотая“» размещена в разделах
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применить приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- способствовать развитию памяти, восприятия, мышления;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
1 этап - подготовительный.
--составление плана совместной работы с детьми, родителями;
--разработка конспектов НОД;
--подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
--подбор художественного материала;
--подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Овощи», «Фрукты», «Осень»;
--оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
--беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2этап - практический.
Работа с детьми по образовательным областям.
Познавательное развитие:
-Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес», «Дары леса», «Приметы осени», «В гости к осени»
Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Дары осени», «Как лесные звери готовятся к зиме?»
Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) - за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», экскурсия в осенний парк.
Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие:
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. Заучивание стихов и загадок.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
-Пословицы, поговорки, загадки об осени. - А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» - А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье». - А. Плещеев «Скучная картина». - К. Бальмонт «Осень». - Н. Сладков «Осень на пороге». - Е. Благинина «Улетают, улетели». - Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень». - А. Ерикеев «Наступила осень». - З. Федоровская «Осень». - К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев». - Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме». – И. Бунин «Лес, точно терем расписной…». – А. Майков «Осенние листья».
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей и фруктов», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Четвертый лишний».
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация: «Овощи на тарелке», «Золотые березы», «Гроздья рябины».
Рисование: «Загадки с грядки», «Яблоко», «Осенние листья», «В лес за грибами», «Деревья осенью».
Лепка: «Ваза с фруктами», «Царство грибов», «Осеннее дерево»
Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу».
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года»
Пение: «Осень в золотой косынке», «Дождик», «Чудная пора – осень!», «Осенняя песенка».
Досуги, развлечения: «Осенний праздник»
Физическое развитие:
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров!».
Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 5 названий!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди».
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки: «Ветер листики гоняет», «Клён», «Листопад», «Грибы», «В огороде».
Пальчиковая гимнастика: «Овощи», «Компот», «Грибы», «Деревья», «Листья».
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»; - Папка – передвижка на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и фруктов); - Ознакомление родителей с информационными листами по лексическим темам; - Выставка семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»; - Организация выставок детских работ; - Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки с рассказами детей об осени и альбома с рисунками по теме «Осень».
Продукт проектной деятельности : - Выставка семейных поделок из овощей, фруктов «Осенние фантазии»; - Альбом с рисунками по лексической теме «Осень»; - Книжка – малышка с рассказами детей «Осень бродит по дорожке…».
Результаты проектной деятельности : - В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; - На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; - Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; - Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.