Наталья Лапшина
Проект познавательно-исследовательский, творческий «Осень — раскрасавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень-раскрасавица»
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Возраст детей: 6-7 лет.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: Дошкольный возраст - это время развития активного интереса к познанию мира. Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Он воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. Но, учитывая, что у детей ещё не сформированы самостоятельные способы познания, то задача педагога заключается в том, чтобы помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы, освоить разные способы познания : приёмы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, экспериментирования, наблюдение за ближайшими объектами окружающего нас мира. Это стимулирует не только интеллектуальное развитие детей, но и прививает ребенку бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.
Публикация «Проект познавательно-исследовательский, творческий „Осень — раскрасавица“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи: обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Животные», «Птицы»; расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат: расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары); развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; развитие самостоятельной, творческой личности; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; воспитание у детей чувства любви к родной природе; заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы осуществления проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Продукт проектной деятельности : выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки, поделки из листьев, плодов); праздник «Осень-раскрасавица».
Подготовительный этап:
подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор настольно–печатных и дидактических игр; подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.); подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему; обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы»; подбор аудиозаписей по данной теме; приготовление материалов для художественного творчества. Оформление папок -передвижек для родителей по теме проекта; беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
НОД «Осенняя прогулка».
НОД «Дарит осень чудеса».
Наблюдения на прогулке: «Деревья и кустарники на нашем участке», «Приметы осени», «Продолжительность светового дня», «Почему исчезли насекомые?», «Лекарственные растения на нашем участке», «Перелетные птицы», «Зимующие у нас птицы», «Облака осенью».
Экскурсия по территории ДОУ; экскурсия на огород, экскурсия «Там, на неведомых дорожках…».
Экспериментальная деятельность с осенними листьями.
Д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?», «Найди пару», «Путаница», «Что было раньше, что потом?», «Что где растёт?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «В мире животных», «Что откуда, почему», «Учись, играя», «Лото - овощи», «Лото - фрукты», «Лото-ягоды», «Лото - грибы».
Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «В лес за грибами и ягодами», «Откуда овощи в магазине?», «Безопасное поведение осенью в лесу», «Осторожно, ядовито!».
Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?».
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка: «Вышел дождик погулять», «Листочки».
Физкультминутки и упражнения: «Ветер», «Утром дети в лес пошли», «Едем в лес», «Мы к лесной лужайке вышли», «Собираем урожай», «Капуста», «Был у зайки огород», «Яблоки», «За грибами», «Овощи», «Мы – осенние листочки».
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Оздоровительная гимнастика после сна «Листочки».
Хороводная игра «К нам осень пришла».
П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери».
Эстафета «Соберем осенний букет».
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров».
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Магазин семян», «Аптека», «Садоводы-огородники»;
Беседы: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Почему нельзя употреблять в пищу немытые овощи и фрукты?», «Нет трудов, нет плодов», «Путешествие колоска», «Кто выращивает хлеб?».
Речевое развитие.
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям.
Творческое рассказывание по теме: «Что я видел в лесу?».
Заучивание пословиц, поговорок, загадок об осени.
Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
Чтение сказок, рассказов, стихотворений на осеннюю тематику : Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Птицы и листья», Н. Сладков «Осень на пороге», С. Погореловский «Лес», А. Шибицкая «Праздник осенью в лесу», М. Ивенсен «Падают, падают листья», А. Пушкин «Унылая пора!», А. Плещеев «Осень наступила»; стихотворение Ю. Тувима «Овощи», укр. нар. ск. «Колосок», сказки В. Сутеева «Мешок яблок», В. Чаплиной «Лес осенью».
Словесные игры: «Будь внимательным» (выделять признаки осени, «Назови одним словом»; «Овощное - фруктовое», «Интересные овощи», «Съедобное - несъедобное».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Лес, точно терем расписной (штампование листьями, «Золотая осень» (пейзаж).
Аппликация «Осенняя берёзка», «Осенние картины» (из осенних листьев и плодов).
Конструирование (из цветного картона) «Гирлянда из осенних листьев».
Лепка «Грибы», «Овощи», «Кто в лесу живет?».
Рассматривание репродукций картин: И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень», П. М. Гричишкина «Мостик в лесу», «Озеро в березках».
Прослушивание музыкального произведения: А. Вивальди «Времена года».
Заключительный этап
выставка детских работ «Золотая осень» (поощрение участников выставки,
праздник «Осень-раскрасавица».
Мероприятия по работе с родителями: стендовая информация для родителей, консультация «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Профилактика гриппа у детей», сбор природного материала, помощь в подготовке праздника «Осень-раскрасавица» (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов).
В ходе реализации проекта у детей : развивались творческие способности, совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, расширился и активизировался словарный запас,
у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.