Татьяна Аксенова
Проект «Осень — чудная пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Осень — чудная пора!
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. В своей работе мы также используем проектный метод.
Публикация «Проект „Осень — чудная пора!“» размещена в разделах
Проект"Осень-чудная пора!"
Автор проекта: воспитатель Аксенова Т. Н.
Участники проекта: Дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Проблема. В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы, у них очень слишком маленький жизненный опыт и знания для этого. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года -осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.
Цель: расширить и систематизировать знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
o познакомить детей с понятием «время года – Осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью, расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
o вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
o воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
o Подбор методической литературы;
o Создание предметной среды.
o Подбор дидактических пособий и игр;
o Подбор песен, стихов, загадок на тему осени, овощи, фрукты.
o Подбор художественный литературы для детей 3-4 лет.
2этап– основной
(через интеграцию образовательных областей)
Образовательная область «Познание»:
o Ежедневные наблюдения в природе, уголке природы, беседы.
o «Час загадок» - разгадывание загадок по темам «Осень», «Овощи и фрукты»
Просмотр презентаций по теме: «Золотая осень», «Осенний лес», «Богатый урожай».
Образовательная область «Художественное творчество»
o Аппликация: составление коллажа «Фрукты и овощи»,«Листопад»
o Коллективная работа - панно из осенних листьев: «Осень в лесу»
o Лепка «Собираем урожай», «Солнышко», «Грибы»
o Рисование пальчиками «Осеннее дерево», «Дождик», «Овощи».
Образовательная область «Физическая культура»
o НОД: «Путешествие в осеннем лесу»
o Подвижные игры: «Осенние ласточки», «Догони свою пару!», «Ручеёк», «Перелёт птиц», «Солнышко и дождь», «Огуречик», «У медведя во бору»
o Игра-соревнование «Собираем урожай на даче».
o Физкультминутки: «Листопад», «Клен», «Дождик», «Ветки на ветру», «Ветер дует нам в лицо», «Мы капусту рубим, рубим».
o Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес ходил», «Веселые пальчики», «Засолка капусты», «Падают листья», «Это деревья в лесу.»
Образовательная область «Здоровье»
o Координация речи с движением «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья», «Мы идём в осенний лес»
o Беседа о пользе овощей для человека.
o Дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой».
o Беседа «Сезонная одежда».
Образовательная область «Коммуникация»
o Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка»(настольный театр, по сказке В. Сутеева «Под грибом»
o Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила».
o Загадки на тему осени, об овощах.
o Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», «Осень» и составление описательных рассказов по ним.
o Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И. Левитан «Золотая осень», М. Нестеров «Осенний пейзаж».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
o Сказки: В. Сутеева «Яблоко», В. Сутеева «Под грибом», И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Дождик», «Мешок яблок»
o Стихотворение: А. К. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Босев «Дождь»
o Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
o «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина;
o М. Пришвин «Листопад»
Образовательная область «Социализация»
o Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей», «Магазин» -покупаем овощи и фрукты.
o Дидактические игры: «Чудесный мешочек»,«Что растет на грядке?», «Собираем урожай», «Назови, какой по вкусу», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», «Найди такой же листик», «Третий лишний», «Чего не стало?», «От какого дерева лист?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Времена года», «Собери картинку (разрезные картины-овощи и фрукты)», «Овощное и фруктовое лото».
Образовательная область «Труд»
o Уборка опавшей листвы.
o Сбор природного материала для поделок на прогулке.
o Сбор и засушивание листьев для рисования.
Образовательная область «Безопасность»
o Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
o «Вершки-корешки».
o «Что едят в сыром виде, а что в вареном».
Образовательная область «Музыка»
o Слушание П. И. Чайковского «Времена года».
o Разучивание песен об осени ««Антошка», Песня «Есть у нас огород»
o Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
o Игра-хоровод «Урожай», «Есть у нас огород», «Что нам осень принесла»
Работа с родителями:
o Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку», «Куда с ходить с ребенком в выходной день»
o Консультация для родителей: «Блюда из овощей», «Витамины с грядки», «Полезная и вредная еда».
o Конкурс поделок из природного материала.
3 этап – заключительный:
o Выставка «Забавные поделки из овощей»
o Презентация проекта «Осень- чудная пора!»
Ожидаемый результат:
Собран и систематизирован материал по теме проекта.
Дети :
Участие детей в проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также связную речь, в свободной деятельности широко применять пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр.
Родители:
Повышение педагогической культуры родителей, появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Вывод:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
По окончании проекта «Осень – чудная пора» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих проектах «Зимушка зима», «Весна красавица», «Яркий мир лета», так как необходимо, чтобы дети младшего дошкольного возраста, увидели красоту мироздания, воспринимали окружающий мир как единое целое.