Светлана Бабженко
Проект «Осень — чудная пора» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень-чудная пора»
Автор проекта :воспитатель Бабженко Светлана Геннадьевна
Участники проекта : Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители,
музыкальный руководитель.
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, игровой
Продолжительность: две недели (кратскосрочный)
Публикация «Проект „Осень — чудная пора“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Цель проекта : Формирование познавательного интереса к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с понятием «время года - осень» сезонными изменениями происходящими осенью,
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
• Активизировать словарь по лексическим темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»
• Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать наблюдения происходящие в природе
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
• Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
• Развитие игровой деятельности
Познавательное развитие:
• Воспитывать культуру поведения;
• Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• Развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие:
• Расширять и активизировать словарный запас детей;
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени;
• Формировать умение отвечать на вопросы;
.
Физическое развитие:
• Совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движения;
Художественно-эстетическое развитие:
• Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке;
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе;
•
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
• Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• Совершенствование экологической среды группы;
• Дети: участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением осени- как времени года, ее характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;
• Развитие творческих способностей ;
• Развитие связной речи.
• Родители:
• Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
• Подбор методической литературы;
• Создание предметной среды.
Подбор дидактических пособий и игр;
• Подбор песен, стихов, загадок на тему осени;
Подбор художественный, детской литературы;
2этап– основной (технологический) через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область «Познание» :
• Наблюдения, беседы.
• «Час загадки» - разгадывание загадок по теме «Осень».
• Просмотр презентаций по теме: «Осень в природе», «Богатый урожай».
Образовательная область «Художественное творчество»
• Аппликация: составление коллажа «Фрукты и овощи», «Засолка помидор», «Осенняя фантазия»
• Изготовление панно из осенних листьев : «Животные в осеннем лесу», «Нарядим березку в новый наряд»
• Лепка «Собираем урожай», «Солнышко», «Рябина красная», «Грибы»
• Рисование «Золотая осень», «Дождик, дождик-кап да кап», «Виноград»
Образовательная область «Физическая культура» :
НОД: «Путешествие в осеннем лесу»
Подвижные игры: «Осенние ласточки», «Догони свою пару!», «Ручеёк», «Перелёт птиц», «Солнышко и дождь», «Огуречик», «У медведя во бору»
• Игра-соревнование «Собираем урожай на даче».
• Физкультминутки: «Листопад», «Клен», «Дождик», «Ветки на ветру», «Ветер дует нам в лицо».
• Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес ходил», «Веселые пальчики», «Засолка капусты»
Образовательная область «Здоровье» :
• Координация речи с движением «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья», «Мы идём в осенний лес»
• Беседа о пользе овощей для человека.
• Дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой».
• Беседа «Сезонная одежда».
Образовательная область «Коммуникация» :
• Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка»(настольный театр, по сказке В. Сутеева «Под грибом»
• Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад».
• Загадки на тему осени.
• Дидактические игры: «Третий лишний», «Чего не стало?», «От какого дерева лист?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Времена года», «Собери картинку (разрезные картины-овощи и фрукты)», «Парочки», «Овощное и фруктовое лото»
• Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», «Осень» и составление описательных рассказов по ним.
• Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе : И. Левитан «Золотая осень», М. Нестеров «Осенний пейзаж».
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
• Сказки: В. Сутеева «Яблоко», В. Сутеева «Под грибом», И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Дождик»
• Стихотворение: А. К. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Босев «Дождь»
• Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
Образовательная область «Социализация» :
• Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей»,
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови по описанию», ,«Что растет на грядке?»,«Собираем урожай», «Что напутал художник?», «Что не так?», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Назови, какой по вкусу»
Образовательная область «Труд» :
• Уборка опавшей листвы.
• Сбор природного материала для поделок на прогулке.
• Сбор и засушивание листьев для рисования.
• Ручной труд: «Солнышко» (соленное тесто, изготовление гербария из осенних листьев.
Образовательная область «Безопасность» :
• Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
• «Вершки-корешки».
• «Что едят в сыром виде, а что в вареном».
Образовательная область «Музыка» :
• Слушание П. И. Чайковского «Времена года».
• Разучивание песен об осени.
• Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
• Игра-хоровод «Урожай», «Есть у нас огород», «Что нам осень принесла»
• Исполнение песни «Антошка» (муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина)
Работа с родителями:
• Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
• Консультация для родителей: «Блюда из овощей», «Витамины с грядки»
• Конкурс поделок из природного материала
3 этап – заключительный:
• Выставка детского творчества по теме «Осень»;
• Слайдовая презентация фотографий «Как мы знакомились с осенью»
• Итоговое мероприятие: развлечение «Колобок в осеннем лесу»
• Презентация проекта «Осень- чудная пора»
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
• осенние приметы и явления;
• большое количество овощей и фруктов;
• дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
• в свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр.
• у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Вывод:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Использованные ресурсы:
1. О. Е. Громова дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет «Стихи о временах года и игры»
2. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 года\ В. Гербова. – М. : Просвещение, 1987,
3. Овсяник, Н. В. Развивающее обучение для дошколят. - Минск: Аверсэв, 2003,
4. Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М. : «Просвещение», 2003,
5. Селихова, Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». – М. : «Мозаика», 2005
6. Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»
7. Интернет-помощник