Оксана Бартош
Проект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Нас объединил Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Нас объединил Байкал».
Проблема и актуальность: проблема толерантности и межнациональные конфликты, широко обсуждаются в современном мире. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер, поэтому актуально воспитание уважения к людям другой национальности, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к их нуждам в решении возникающих проблем. Умение жить в ладу с другими людьми закладывается в детстве.
Публикация «Проект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Нас объединил Байкал“» размещена в разделах
Ресурсное оснащение проекта :
1. Оборудование и оформление зала: мультимедиа; плоскостной корпус корабля; мольберт; макеты: чума, юрты, русской печи, самовар.
2. Методический материал: художественная литература); фотографии зданий города – вокзал, торговый центр, ДК Железнодорожник, детский сад; слайды островов – Ольхон, Багучан, Ярки; атрибуты к игре: обручи, шапка волка; аудиозапись «шум волн», бурятского народного танца Ёхор; национальные костюмы народов: эвенков, бурят, русских; бурятские орнаменты.
Вид проекта : познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта : педагоги, выпускники детского сада, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Сроки: краткосрочный (один месяц).
Цель: воспитание чувства патриотизма через ознакомление с особенностями традиций, быта, культуры разных национальностей, живущих на берегу Байкала (русских, бурят, эвенков).
Задачи:
1. Формирование представления о многонациональности республики Бурятия, интереса к культуре народов малой родины – эвенков, бурят, русских.
2. Закрепить навыки речевого взаимодействия детей и педагога.
3. Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к природе родного края.
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми об озере Байкал, культуре народов Севера.
2. Рассматривание иллюстраций островов Ярки, Ольхон, Багучан, Святой Нос; национальных орнаментов.
3. Демонстрация видеосюжета о природе Байкала; рассматривание фотографий с изображением зданий города.
4. Экскурсии в мини-музеи МБДОУ «Горенка», «Культура и быт эвенкийского народа», «Подводный мир».
5. Подбор и изготовление оборудования и оснащения проекта.
6. Разучивание песен, стихов; сюжетно-ролевых и подвижных игр в соответствии с тематикой.
Ожидаемые результаты.
- первоначальные представления детей о многонациональности республики Бурятия;
- заинтересованность участников проекта культурой и бытом бурят, эвенков, русских;
- проявление уважительного отношения к представителям другой национальности;
- обогащение педагогической копилки для интернационального и патриотического воспитания.
Механизм исполнения.
Организационный этап.
Дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга, но необычно, с помощью жестов. Разделитесь, пожалуйста, на пары.
Психогимнастика
- Поприветствуем друг друга носиком (трутся носиками).
- Поприветствуем друг друга спинками (трутся спинками).
- А теперь повернитесь друг другу, поприветствуйте друг друга щёчками (трут друг другу щёчки).
- Погладьте друг друга по голове.
- А теперь обнимитесь, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я так рад видеть тебя!»
(дети садятся на стульчики)
Основной этап.
Воспитатель: как называется наш детский сад? (Серебряное копытце).
Воспитатель: А как называется город, в котором находится наш детский сад? (Северобайкальск).
Воспитатель: Я сфотографировала разные здания нашего города, а вы помогите мне вспомнить, как они называются.
( на доске прикреплены фотографии здания города: вокзал, торговый центр, ДК Железнодорожник, детский сад.
Дети называют здания, изображённые на фотографиях).
Воспитатель: Молодцы! Город вы хорошо знаете. А в какой республике находится наш город? (Бурятия)
Воспитатель: Верно. Это республика Бурятия, наша малая родина, где вы родились и живёте.
(звучит шум волн)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (шум волн)
Воспитатель: А где у нас можно услышать такой звук? (на озере Байкал)
Катя (читает стихотворение о Байкале) :
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый.
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым!
Воспитатель: на озере Байкал много островов. Назовите их…
(дети называют острова, которые они знают:
Ольхон, Багучан, Ярки, Святой нос)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня, я вас приглашаю в путешествие по Байкалу на эти острова. Но на чём мы отправимся в путь?
- на листе вы видите точки, рядом с каждой точкой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку. С какой цифры мы начнём? (один)
(двое детей выходят к мольберту и выполняют задание)
- Что же у нас получилось? (корабль)
- На этом корабле мы и отправимся в наше путешествие.
(воспитатель приглашает детей на корабль. Звучит шум волн.
На мультимедиа появляется картинка плывущего к острову корабля,
её меняют картины природы)
Воспитатель: какие растения наших лесов вы знаете? Каких можете назвать животных?
Воспитатель: А вот и первый остров…
1 остров Ярки – эвенки
Воспитатель: Ребята, посмотрите нас кто-то уже встречает.
(выходим на «берег», эвенки приветствуют детей на своём языке)
Эвенка: Мэнду, ребята. Вы попали на остров Ярки.
(дети тоже приветствуют жителей)
Воспитатель: Ребята, люди какой национальности нас встретили? (эвенки)
- Как вы догадались? (ответы детей)
Эвенка: я рада, что вы знаете о нашем народе так много. Я хочу с вами поиграть в народную эвенкийскую игру.
Эвенка (после игры) : Какие вы ловкие, быстрые, умелые.
Воспитатель: Ну, а нам пора. Спасибо за гостеприимство.
(дети прощаются, садятся на корабль и плывут дальше,
звучит шум волн, на мультимедиа появляется плывущий корабль)
- Мы плывём на другой остров озера Байкал. Как вы думаете, люди какой национальности будут нас встречать? (ответы детей)
- А вот мы сейчас об этом узнаем.
(выходим на берег, детей встречает русский народ)
2 остров Багучан – русские
Русская (с поклоном) : Добро пожаловать! Я приветствую вас на острове Багучан.
(дети кланяются и тоже приветствуют)
Воспитатель: Люди какой национальности нас встретили на острове Багучан? (русские)
- Что вы можете рассказать о русском народе? (трудолюбивый, добрый, щедрый, весёлый)
Русская: А вы частушки знаете? (да). Давайте споём все вместе.
(дети вместе с русскими поют частушки)
Русская: Молодцы, какие весёлые частушки вы знаете.
Воспитатель: Ну, а нам пора отправляться дальше. Нас ждут новые встречи.
(дети прощаются)
- Приезжайте к нам в гости, у нас в детском саду тоже весело и интересно.
(дети садятся на корабль, «плывут» дальше)
Воспитатель:А чтобы нам не скучать пока плывём, давайте сделаем зарядку
Физкультурная минутка
От зелёного причала
оттолкнулся пароход (встали)
Он шагнул назад (сделали шаг назад)
Он шагнул вперёд (сделали шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте)
Воспитатель (обращает внимание на мультимедиа на котором изображён остров Ольхон) : Вот мы и приплыли ещё на один остров Байкала он называется Ольхон. (выходят на берег)
3 остров Ольхон – буряты
Воспитатель: У дверей стоит хозяйка, она приветлива и радушна.
Бурятка: В доме гость главнее Бога – так велит степной закон.
Сайн-байнэ, ребята.
Дети: Сайн-байнэ!
Бурятка: я приглашаю вас на наш национальный праздник, где проводятся соревнования по стрельбе из лука, конным скачкам, национальной борьбе и другие состязания.
(на мультимедиа появляются изображения с каждым видом борьбы)
Вам я тоже предлагаю принять участие в соревновании. Нужно собрать бурятский орнамент. Вы знаете, что такое орнамент?
Ребё нок: орнамент – это узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. В наше время орнаментом украшают одежду и предметы обихода.
Бурятка: разделитесь на две команды. Ваша задача как можно быстрее и правильно собрать орнамент.
(раздаёт разрезные листы с изображением орнамента, дети по сигналу начинают собирать, под музыку)
Подводится итог игры.
Бурятка: я попрощаюсь с вами, как это делает бурятский народ.
Баяртэ – до свидания (показывает, дети повторяют)
(дети садятся на корабль и приплывают в детский сад,
садятся на стульчики)
Заключительный этап.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. У кого мы с вами побывали в гостях? (у эвенков, русских, бурят)
- Правильно. Мы побывали в гостях у народов разных национальностей, все они живут в Республике Бурятия и дружат между собой.
(выходят двое детей и читают стихи)
Ребё нок: И весну, и Новый год славит Ёхор-хоровод.
Как великое богатство бережёт его народ!
Ребё нок: Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг, значит ты – хороший друг!
(дети встают в круг, приглашают гостей и танцуют Ёхор.
Затем кланяются.)
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Всем спасибо. (дети уходят в группу)
Оценка полученных результатов.
1. Интерес и активность участников проекта.
2. Ответы детей на вопросы по теме: о многонациональности республики Бурятия, культуре и быте бурят, эвенков, русских.
3. Проявление участниками проекта уважительного отношения к друг другу.
4. Продукты проекта : конспект проекта, ресурсное обеспечение проекта, перспективный план по теме.
Продукты проекта.
1. Конспект проекта.
2. Видеозапись и фотоколлаж организованной образовательной деятельности по проекту.
3. Слайд-фильм «Край родной».
4. Набор иллюстраций «Мой город».
5. Картотека литературных произведений.
6. Картотека сюжетно-ролевых и подвижных игр.
7. Национальные костюмы.
8. Дидактические игры.
9. Плоскостной макет корабля.
10. Аудиотека «Нас объединил Байкал».
11. Выставка детских рисунков по теме проекта.
Перспектива проекта.
1. Разработка серии проектов в рамках долгосрочного по данной тематике для возрастных групп детского сада.
2. Разработка перспективного плана по интернационально-патриотическому воспитанию.
3. Разработка заседания клуба для родителей «Де-са-до-ра» по интернациональному воспитанию в семье.