Елена Лузина
Проект «Организация развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
ПРОЕКТ : Организация развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры.
Курирует данный проект старший воспитатель Лузина Елена Михайловна.
Идея проекта возникла в процессе образовательной работы по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Публикация «Проект „Организация развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства этнохудожественным воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Объект проекта : художественно-эстетическое воспитание дошкольников (младшей, средней, старшей групп) на культурных традициях русского народа.
Цель: определить содержание организации развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры как функции художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
2. Выявить особенности развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры как функции художественно-эстетического воспитания дошкольников.
3. Изучить специальную литературу, передовой педагогический опыт, другие методические материалы по проблеме исследования.
4. Разработать и обосновать технологию развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры.
5. Определить условия реализации технологии развивающей среды ДОУ на материале народной художественной культуры, как функции художественно-эстетического воспитания дошкольников.
6. Разработать систему отслеживания результатов художественно-эстетического воспитания дошкольников на материале народной художественной культуры.
7. Пробудить в детях чувство любви к своей стране, уважение к ее традициям и обычаям.
8. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия русского народа.
9. Пополнить знания педагогов о культурном богатстве русского народа.
Сроки реализации: 2017 -2018 учебный год.
Направления:
• Программно-методическое обеспечение
• Материально-техническая база
• Работа с кадрами
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
• Создание коллектива единомышленников (взаимодействие с социумом).
1 этап: сентябрь-октябрь.
организационно-диагностический (подготовительный).
Цель: разработка проекта на основе изучения микросреды ДОУ, потребностей педагогов и детей и их родителей в аспекте художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Мониторинг (справка в начале года)
• Анкетирование родителей.
• Опрос педагогов.
• Самоанализ деятельности педагога по разделу: «Художественно-эстетическое воспитание».
• Самоанализ создания условий для развития ребенка в театрализованной деятельности (Таблица для самоанализа из кн. : Что должен знать руководитель дошкольного учреждения, Авт. -сост. И. А. Кутузова. -М. : Просвещение, 2004, с. 11).
• Интервьюирование детей.
Разработка проекта.
1. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме).
2. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.
3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
4. Совместное составление плана работы над проектом.
2 этап: ноябрь-март.
формирующий (реализация проекта)
Цель: поиск и реализация оптимальных организационно-содержательных форм функционирования воспитательно-образовательной развивающей среды детского сада на материале народной художественной культуры, как способов художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Программно-методическое обеспечение.
1. Приобретение познавательной литературы по теме «Человек в истории и культуре».
2. Приобретение видеоматериалов по истории Руси.
3. Приобретение аудиопособий для ознакомления детей с русским фольклором.
Материально- техническая база.
1. Пополнение уголка краеведения.
2. Создание мини-музея «Русская изба», «Кукол», «Русский самовар» и т. п.
Работа с кадрами.
1. Семинар «Организация предметно-развивающей среды в детском саду».
2. Создание уголка краеведения в детском саду – важное условие освоения парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
3. Консультирование: «Уголки краеведения в разных возрастных группах».
4. Смотр-конкурс «Лучший уголок краеведения в группе».
5. Семинар по теме: «Знакомство детей с духовным наследием русского народа».
6. Коллективные просмотры педпроцесса: «Организация и проведение занятия по ознакомлению детей раннего возраста с русской народной игрушкой».
7. Педагогический совет. Интеллектуально-творческая игра по теме «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».
8. Тематические выставки.
9. Пополнение методического кабинета.
10. Ведение кружков по курсу «Истоковедение» для детей всех возрастов.
Работа с детьми.
1. Занятия познавательного цикла - знакомство с историей России, бытом и укладом наших предков, трудом взрослых, устным народным творчеством.
2. Занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством русского народа - знакомство с изобразительным, декоративно-прикладным искусством (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Майдан, вышивка, макраме, деревянное зодчество и др.).
3. Использование на занятиях фольклора в развитии двигательной активности детей - знакомство с русскими народными играми
4. Занятия по знакомству с русским музыкальным и поэтическим народным творчеством - знакомство с обычаями, традициями, трудом взрослых по народному календарю.
5. Народные праздниками («Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица» и др.).
6. Совместное и индивидуальное творчество детей в разных видах детской деятельности.
7. Занятия с детьми по интересам.
Взаимодействие с родителями.
1. Приобщение родителей к подготовке занятий, развлечений, праздников (пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, пословиц, организация видео/фото съемки).
2. Наглядные консультации в уголке для родителей по данной теме: «Как читать детям сказки», «Фольклор в духовно-нравственном воспитании», «Масленичная неделя», «Блины, блинки, блинчики» и т. п.
3. Презентация программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой., родительские собрания.
4. Изготовление семейных альбомов.
5. Совместные смотры-конкурсы, тематические выставки.
6. Создание уголка «Учим с детьми».
7. Организация «Дней открытых дверей», работы консультпункта.
8. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта.
Создание коллектива единомышленников (взаимодействие с социумом).
1. Презентация программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. для воспитателей дошкольных учреждения города.
2. Осуществление внешних связей:
1. С научно - методическими учреждениями:
- АУ «Институт развития образования Ивановской области»;
- ОГБПОУ «Кинешемский педагогический колледж»;
- МУ «Информационно-методический центр»;
- МБОУ Школа № 19, 2;
- МБДОУ д/с № 16, 19, 46.
2. С культурно - образовательными учреждениями:
- МУ ДО городского округа Кинешма «Детская школа искусств»;
- МУ ДО городского округа Кинешма «Детская художественная школа»;
- МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система»;
- ООО «Культурно-развлекательный центр «Пассаж»;
- Театры;
- МУ «Кинешемский Парк культуры и отдыха им. 35-летия Победы»;
- ГБУИО «Кинешемский художественно-исторический музей»;
- Дом - музей памяти святителя Василия Кинешемского.
- МБУДО «ЦРТДиЮ».
3. Организация совместных мероприятий
Презентация проекта.
1. Представление своей развивающей среды на материале народной художественной культуры как функции художественно-эстетического воспитания дошкольников (в течение недели) в форме, выбранной педагогами.
2. Оформление фотовыставки «Родная сторонушка».
3 этап: апрель-май
аналитический (справка в конце года)
Цель: достижение оптимального уровня в развитии художественно-эстетической воспитанности каждого дошкольника.
4 этап. Определение задач для новых проектов.