Элина Денисова
Проект «Опыты и экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность: февраль (1 по 3 недели) 2019 года.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, сотрудники группы.
Актуальность проекта : Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире. Тему проекта разрабатывать с учетом возрастных особенностей старших детей группы (2-4 года) и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Публикация «Проект „Опыты и экспериментирование“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Цель проекта : через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта :
1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;
2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;
4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.
5. Для педагога: овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью. Сформировать предметно—развивающую среду для проекта.
Предполагаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
3. Пополнить научно – методологическую базу по данному направлению работы.
4. Для педагога: повышение профессионализма, внедрение проектной деятельности в работу с детьми.
Этапы проекта
Деятельность педагога Совместная деятельность педагога и детей Взаимодействие с сотрудниками
Подготовительный этап
• Составление плана работы над проектом;
• Сбор материала необходимого для реализации проекта;
• Подбор картотеки опытов и экспериментов
• Сбор необходимого материала
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап
Деятельность педагога Совместная деятельность педагога и детей
• Организация предметно – развивающей среды по теме
• Подготовка информации для сотрудников группы
• Подготовка к опытнической деятельности
• Оформление дневников наблюдений за луком, за отростком растения
• Рассматривание луковицы, постановка ее в воду, наблюдение каждые 2 дня.
• Отбор отростка растения, постановка его в воду, наблюдение каждые 2 дня.
• Беседа с детьми познавательного характера
• Чтение пословиц, поговорок о воде, ветре. Загадывание загадок по теме.
• Опытническая и экспериментальная деятельность.
• Творческая деятельность: рисование лука, снега, снежинки, лепка лука
Завершающий этап
Представление опыта :
• Презентация проекта Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое вода? Какие ее свойства?»
• «Состояния воды»
• «Куда течет вода?»
• «Плавучесть предметов»
• «Снег - лед».
• «От куда берутся снежинки?»
• «Из чего сделана бумага? Какие ее свойства?
• «Воздух. Свойства воздуха»
• «Свет. От куда свет?»
• «Что нужно, чтобы растения росли?».
2. Опытно-экспериментальная деятельность :
1 неделя
• «Свойства воды. Вкус воды. Что растворится в воде?»
• «Прозрачность воды. Окраска воды. Смешивание цветной воды»
• «Вода течет вниз. Вода течет вверх. Бегающая вода»
• «Перелей воду»
• «Что промокнет?»
2 неделя
• «Какие предметы могут плавать? Исследование плавучести предметов»
• «Замерзшая вода»
• «Строение снежинки»
• «Красим льдинки»
• «Хрупкий мыльный пузырь»
• «Цветной снег»
3 неделя
• «Бумага. Сложи бумагу. Порви бумагу. Сомни бумагу»
• «Сильная бумага. Мостик из бумаги»
• «Распускающийся цветок»
• «Воздух. Веер. Сильный воздух. Падение предметов в воздухе»
• «Лава – лампа»
• «Зубная паста для слона»
1-3 недели
• Наблюдения за растениями. Подлив воды в емкости с растениями.
3. Художественно - творческая деятельность детей:
• «Капли воды», «Снежинка», «Лук от всех недуг»
4. Речевое развитие:
• Загадывание загадок, рассказывание пословиц и поговорок о снежинке, о воде, о ветре
• Слушание песенок. «Водичка, водичка, умой мое личико», «Синяя вода» (из мультфильма)
• Просмотр мультфильма «Капитошка»
5. Оформление дневников наблюдений:
«Лук». «Цветок».
Консультация для сотрудников «Лук от семи недуг»
Лук репчатый — пряное, культурное, растение - относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того в луке имеются - протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами: С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…
Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».
Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.
Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
Лук широко используется в современной медицине. Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
Пословицы и поговорки о воде
Апрельские ручьи землю будят.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
Длинные сосульки — долгий лен.
Ждать воды — не беда, да пришла бы вода.
Тиха вода, да омуты глубоки.
В тихом омуте черти водятся.
Замолчал, как воды в рот набрал
И в мутной воде рыбу ловят
Друзья — не разлей вода
Как с гуся вода
Пословицы про снег
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Зима без снегу – лето без хлеба.
Снег земле-кормилице – теплый кожух.
С неба снег звездой, на ладошку – водой.
Как ни мойся, белее снега не будешь.
Больше снега на полях – больше хлеба в закромах.
Белый снег на чёрную землю, и то к лицу.
Выпадет снег – станет теплее.
Не то снег, что метёт, а то, что сверху идёт.
Снегу надует – хлеба прибудет; вода разольётся – сена наберётся.
Пословицы и поговорки про бумагу:
Без бумажки ты букашка.
Бумага все стерпит.
Бумага терпелива: от стыда не краснеет.
Бумага терпит, перо пишет.
Перо скрипит, бумага терпит.
Белая бумага марается, молодой человек попадается.
Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.
На деле прав, на бумаге виноват.
Не на бумаге сказано, а делом показано.
В чернилах крещен, гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен (бюрократ).
Меди рубль, да бумажек с пуд.
Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.
Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды.
Познакомить с таянием снега.
Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом.
Ледяные самоцветы
Вам понадобится: формы для льда или небольшая посуда, поднос, соль, разноцветные краски или пищевые красители, пипетки (можно использовать чайную ложку).
Для выполнения такого красивого опыта с детьми, необходимо заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания. Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложите ваши ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!
Эксперимент со льдом
На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?
Вам понадобятся: Стакан, Вода, Кубики льда.
Инструкция:
1. Заполните стакан теплой водой до самого края.
2. Осторожно опустите кубики льда.
3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.
По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.
Объяснение
Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.
Цветная вода
Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.
Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.
«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками
Хрупкие мыльные пузыри
Вам понадобится: мыльные пузыри мороз на улице.
Все, что понадобится для опыта — выйти на улицу в морозную погоду с баночкой мыльных пузырей. Когда вы начнете выдувать пузырь, на его поверхности будут появляться маленькие кристаллики, а через несколько секунд он полностью замерзнет.
Если вы хотите провести такой опыт, когда погода не очень морозная, выдуйте мыльный пузырь и аккуратно стряхните на него с руки снежинку. Когда она соприкоснется с поверхностью, шар начнет кристаллизоваться и постепенно замерзать.
Познакомить детей со свойствами воды.
Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.
Уточнить представления детей, что вода льется из крана струей вниз.
Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Прозрачная вода
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
"Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.
Какие предметы могут плавать?
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Знакомство детей с разноцветной водой.
Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
Вода течет вверх по салфетке
Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Зубная паста для слона
Вам понадобится: пластиковая бутылка, поднос или стеклянная форма для запекания, сухие дрожжи, перекись водорода (6%, пищевой краситель, средство для мытья посуды, вода.
Предложите ребенку создать объемную зубную пасту для слона! Для этого в пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку. Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика. Обязательно ставьте бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не оказалась по всей группе!
Как сделать лаву
Вам понадобятся: подсолнечное масло, цветная вода, прозрачный сосуд (можно стакан, шипучие таблетки (или сода и лимонная кислота).
Инструкция:
1. Цветная вода 1/3 часть сосуда.
2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.
3. Теперь ждем, пока вода отделится от подсолнечного масла.
4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.
Объяснение
Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в воде, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части воды и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы воды падают обратно вниз.
Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия).
Познакомить детей с движением воздуха.
Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер.
"Ветер по морю гуляет"
Содержание и оборудование: научить детей делать кораблики и из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра
Опыты с краской «Бегающая вода»
Понадобятся:
1) вода;
2) 3 пустые емкости;
3) бумажные полотенца;
4) пищевой краситель двух разных цветов
Ход эксперимента:
1) берем три цвета, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 3 стакана;
2) бумажные полотенца складываем и ставим в стаканы