елена алексутина
Преемственность в работе с семьей по задачам экологического воспитания. Проект «Окно в природу»
▼ Скачать
Преемственность в работе с семьей по задачам экологического воспитания.
Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что не допустимо сравнивать его с другими детьми.
Знать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их.
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Понимать. Что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Необходимо чтобы он сам захотел принять участие в работе.
Публикация «Преемственность в работе с семьей по задачам экологического воспитания, Проект „Окно в природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Все это становиться возможным лишь в условиях полного взаимного доверия с участием родителей и детского сада.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности и воспитание экологической культуры.
Это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Каждому человеку на земле необходимо овладеть экологическими знаниями. Для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых может стать средством воспитания детей.
Для реализации экологического воспитания я использовала метод проектов, как более эффективный способ развития инициативы семьи и самих детей.
Проект «Окно в природу»
Проект «Окно в природу» рассматривается как часть программы сотрудничества семьи образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей и детей.
Цель :
1. Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи дошкольного учреждения.
2. Включение родителей в процесс экологического воспитание дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребенка»
Продолжительность
Данный проект может реализовываться как в более, так и менее сжатые временные рамки – от одного тематического месяца до трех лет систематической работы на разных возрастных уровнях. Выбор зависит от условий конкретного образовательного учреждения, его традиций, опыта, особенностей сложившейся системы экологического воспитания.
Тематические блоки
1. «Вкусно, полезно, красиво» Как питается ребенок дома? Задумываются ли хозяйки о чистоте питания? Режим питания. Что значит экологически чистый продукт? Как мы относимся к импортной продукции?
2. «Природа в нашем доме» Какое место природа занимает в нашем доме? Комнатные цветы, домашние животные. Природа в духовной жизни семьи, общение семьи с природой.
3. «Экологическая тропа моей семьи» Сделать любую пройденную тропу экологической
4. «Экология души»В каких красках, образах, словах, мелодиях предстает перед нами окружающий мир? Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир?
5. «Экология начинается с улыбки» как научиться быть настоящим другом? Есть ли в семьях свои добрые традиции? Как избежать ссор и конфликтов? Психологический комфорт детей и взрослых дома, в саду.
План работы по проекту «Окно в природу»
1 БЛОК[/i]
1. Как питается ребенок дома (анкета)
2. Занятие «В гостях у Айболита»
3. Консультация «Что значит экологически чистый продукт?»
4. Игра – беседа «Дом, в котором мы живем»
5. Оформление стенда «Экология жилища»
6. Конкурс «Лучший рецепт моей бабушки»
7. Праздник молока (развлечение)
8. Занятие «Шесть волшебных сил»
2 БЛОК
1. Проект «Здравствуй дерево»
2. Занятие «Растения в нашей группе»
3. Педагогические ширмы «Комнатные растения» «Зеленая аптека»
4. Заочный клуб «Почемучка»
5. Опыты эксперименты «Наш огород»
6. Выставка «Мой дружок» (книжки малышки)
7. Адресное консультирование «Животные дома»
8. Беседа «Общение семьи с природой»
9. Семейный клуб «Наши семейные маршруты»
10. Конкурсы «Посади цветок» «Природа глазами детей»
11. Праздник «Планета – наш общий дом»
3 БЛОК
1. Беседа «Наш дом природа»
2. Целевая прогулка «Следопыты»
3. Занятие «Вопросы одной тропинки»
4. Консультация «Прогулка должна быть познавательной»
5. Экскурсия «Земля Ильи Муромца»
6. Экологический диспут «Нормы и правила поведения в природе»
7. Семейный опыт «Тропинка замечательных открытий».
8. Парад семейных коллекций
9. Жалобная книга природы
4 БЛОК
1. Беседа «Мой дом»
2. Педагогическая ширма «Радость – прививка здоровья!»
3. Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений»
4. Создать в группе «Уголок хорошего настроения!»
5. Игра «Природный театр»
6. Занятие «Радость людям – радость нам!»
7. Конкурс «Подарок лучшему другу!»
8. Конкурс «Счастливый выходной день»
9. Уроки доброты
Родительское собрание «Природа в жизни вашей семьи»
Анкета
«Природа в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Скоро в нашей группе состоится родительское собрание на тему «Ребенок и природа»
Для подготовки собрания просим вас ответить на вопросы.
1. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое понятие»?
2. 2. Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?
3. Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто?
4. Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе?
5. Знаете ли вы, что такое экологические игры- эксперименты?
6. Есть ли у вас домашние животные?
7. Готовы ли вы рассказать о своем любимце на родительском собрании?
8. Какие цветы растут в комнате вашего ребенка?
9. Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют?
Уважаемые родители, дорогие дети!
Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц! Самые хорошие кормушки украсят участки нашего детского сада и принесут пользу зимующим птицам. Итоги конкурса будут подводиться на родительском собрании. Важное условие – кормушка должна быть сделана своими руками.
Цель конкурса:
- привлечь внимание детей и родителей к помощи зимующим птицам
- развивать в детях чувства милосердия и сострадания, желание оказывать помощь
- активизировать родительско-детское взаимодействие при изготовлении кормушки.
Критерии оценки:
- оригинальность конструкции
- практичность в использовании
- материал, использованный при изготовлении
- эстетичность кормушки
-участие ребенка в изготовлении кормушки
Номинации для награждения
- Самая красивая кормушка
- Самая оригинальная кормушка
- Приз детских симпатий
Призы:
Детская литература
1. выступление воспитателя
О роли природы в развитии ребенка дошкольного возраста.
2. Экологическая кладовая.
О значении природного окружения для развития речи пятилеток.
(выступление логопеда)
3. Экологическая разминка «Найди лишний предмет»
4. Как проводить экологические эксперименты дома.
Воспитатель рассказывает родителям о пользе экспериментирования для познавательного развития ребенка и приводит несколько примеров экологических экспериментов. Родители получают распечатанные варианты экспериментов.
5. В родительскую копилку
Познакомить родителей с комнатными растениями, которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, порекомендовать разместить их в детской комнате.
6. О друзьях наших меньших. Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка.
Рассказ семьи –рассказывают про привычки, про общение ребенка с животным, показывают их фотографии.
7. Конкурс кормушек
8. Викторина «Крылышки и лапки»
Наградить самых активных участников.
Все блоки проекта вызвали интерес родителей, а интерактивные формы взаимодействия помогли сплотить родительский коллектив и настроить на дальнейшее сотрудничество.
Я определила 3 приоритетных направления.
1. создание единого воспитательно - образовательного пространства детский сад семья
2. приобщение семьи к здоровому образу жизни
3. повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
В подтверждении научных выводов ведущих российских психологов Выготского, Леонтьева считаю средства экологического воспитания самыми эффективными из средств гуманистического воспитания.
Это подтверждено результатами моей работы.