Алена Быкова
Проект «Огород на подоконнике» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на подоконнике»
Участники проекта : дети, родители и педагог средней группы.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в средней группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Проблемы:
уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Ожидаемый результат:
-Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
-С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
-Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
-С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
- Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
1 этап «Выбор темы»
Перед каждым приемом пищи мы с детьми обсуждаем пользу овощей и фруктов для здоровья, о необходимости употребления их ежедневно.
Ксения рассказала нам, что ее мама посадила овощи в горшочках, а летом будет пересаживать их в огород. У детей стали возникать разные вопросы на эту тему. Так у нас появилась идея «огорода на подоконнике»
Проанализировав ответы детей, я выделила цель и задачи проекта :
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
-Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
-Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
-Развивать познавательные и творческие способности детей.
-Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
-Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
-Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
Увидев интерес детей, мы обсудили эту тему, используя метод «Трех вопросов».
«Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Как мы это узнаем?»
-Растения растут в земле. (Милана)
-Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты. (Алена)
-У растений есть листья, цветы. (Дима)
-Растения на улице растут только летом. (Катя)
-На даче выращиваем летом овощи. (Таися)
-Из овощей варят суп, делаю салат. (Катя)
-Зимой в банках приносят огурцы, они соленые. (Ксюша) - Как растут растения в квартире? (Женя)
-Чем подкармливать растения? (Дима)
-Какие бываю растения? (Ксюша)
-Отличаются ли растения, которые выросли в доме от тех, которые выросли на улице?
-Как правильно ухаживать за растениями? (Катя)
-Откуда берутся семена? (Алена)
-Какие растения используются при приготовлении блюд? (Глеб)
-Что важнее всего для жизни растений? (Катя) В интернете. (Катя)
-По телевизору. (Ксюша)
-Прочитаем в книгах, в журналах, в газете. (Алена)
-Спросим у воспитателей. (Рома)
-Спросим у взрослых. (Милана)
2 этап «Сбор информации» :
Предметно-развивающая среда : Предметно-развивающая среда :
-Подбор художественной литературы (энциклопедии, рассказы о растениях, журналы, загадки, сказки, загадки, стихи).
-Сбор фотографий, рисунков, иллюстрации и картинок по теме.
-Дидактические и настольно-печатные игры по теме.
-Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
-Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», «Кафе витаминка»
Совместная деятельность педагога с детьми:
-Беседы, игры, загадки, сюжетно-ролевые игры.
-Рассматривание картинок, иллюстраций.
-Разучивание стихов о растениях.
-Раскрашивание раскрасок, рисование, лепка по теме.
-Творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок об овощах.
-Чтение художественной литературы по теме.
-Замачивание и посадка семян, уход.
-Составление дневника наблюдений за ростом растений.
-Презентация «Огород на подоконнике».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
-Информирование родителей о реализации данного проекта.
Памятка для родителей «В каких продуктах «живут» витамины».
-Стенгазета «Живые витамины».
-Участие в выставках книжек-малышек, рисунков.
3 этап «Выбор проектов"
"Огород на подоконнике" :
1. Книжка-малышка;
2. Выставка рисунков «Мой огород на окне, каким он будет»;
3. Сообщения «О культурных растениях»;
4. Стенгазета.
Затем вместе с детьми мы спланировали работу в центрах активности:
Центр творчества
-Раскраски «Овощи» (Дима)
-Рассматривания картинок, иллюстраций «Овощи» (Алена)
-Лепка из пластилина «Овощи» (Катя)
-Нарисовать «овощи», «огород» или «грядку» (Ксюша) Познавательный центр
Игра «Чудесный мешочек», «Найди по описанию». (Катя)
-Рассматривание картинок об овощах, об огороде (Алена)
-Загадывание загадок об овощах (Дима)
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. (Ксюша)
Центр настольных игр
-Игра «Кто быстрее соберет» (Алена)
-Можно сделать игры своими руками (Катя)
-Принести игры из дома (Женя М.)
-Играть в домино (Милана)
Музыкальный центр
-Слушание песен про овощи и огород. (Катя)
-Пение песен об овощах. (Дима)
Центр сюжетно-ролевой игры и театрализации
-Игра «Овощной магазин»
-Игра «Кафе Витаминка»
-Игра-хоровод «Кабачок»
Центр литературы
-Рассказы «Какие овощи бывают», «Как ухаживать за овощами», «Как хранить овощи». (Катя, Алена)
-Придумать загадки об овощах, огороде, грядке (Милана)
-Принести книги и журналы об огороде и овощах. (Катя)
-Чтение художественной литературы. (А. А)
Центр строительства
-Построить из конструктора «Огород»
«Теплица». (Артем)
Уголок безопасности
-Картинки по безопасности. (Алена)
-Беседа «Правила пользования орудиями труда» (А. А.)
4 этап «Реализация проекта» :
Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Какие растения бывают, «Как ухаживать за культурными растениями», «Способы переработки овощей» Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Овощи-фрукты», «Третий лишний», лото, домино.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе Витаминка», Игра-хоровод «Кабачок».
Обсуждение «Для чего мы едим овощи и фрукты», «Почему нужно мыть овощи и фрукты», «Полезная и не полезная еда»
Познавательное развитие
Беседы «Что мы знаем об овощах», «Наши помощники на огороде», «Труд овощеводов и садоводов».
Исследования «Рассматривание семян».
Наблюдение «Проращивание семян», «Вода и росток», «Солнце и росток», ведение дневника наблюдения роста растений.
Ситуативный разговор «Витамины на грядках»
Дидактические игры: «Что сажают в огороде», «Собери урожай», «Вершки-корешки», «Чудесный мешочек», «Найди по описанию».
Физическое развитие
Подвижные игры «Баба сеяла горох», «Приглашаем в огород», «Ши-талочка», «Мыши в кладовой», «Овощи в корзину», «Вершки и корешки» игра малой подвижности «огород у нас в порядке».
«Беседа «Чистота –залог здоровья!», «Питаемся правильно», «Кто придумывает меню для детей?»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде» Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К. Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде»,Дж. Родари «Чиполлино», О. Суслова «Спор овощей», «Вершки и корешки»
Рассуждения детей по данным вопросам с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов.
Заучивание стихотворения «Ешьте овощи и фрукты»;
Ознакомление с пословицами и поговорками об овощах (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла)
Загадки об овощах, фруктах, орудиях труда, огороде, теплице с опорой на иллюстрационный материал;
Дидактические игры «Продолжи», «Что ни так?»
Словесные игры «Назови овощ на заданную букву», «Один-много», «Есть-нет», «Посчитай», «Продолжи предложение», «Подбери слово», «Разгадай», «Из чего-какой?», «Придумай сказку»
Игра с мячом «Что будет если?»
Пальчиковая гимнастика «Мы большой арбуз купили», «Варим мы компот», «Морковка»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Моя грядка», «Овощные фантазии»,
Раскраски «Овощи и фрукты», «Растения»
Оформление выставки «Мой огород на окне, каким он будет», стенгазета,
Сообщение о культурных растениях.
Лепка «Луковичка»,
Конструирование с использованием конструктора «Теплица», «Огород», «Трактор»
Аппликация: «Овощи на блюде»
Продукт проекта :
-Дневник наблюдения за ростом растений
-Книжки-малышки
-Выставка рисунков «Мой огород на окне, каким он будет»
-Сообщения «О культурных растениях»
-Стенгазета «Живые витамины»
- Выращенная рассада
Заключение
В результате проекта дети познакомились с культурными растениями.
У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, получили практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений, увидели многообразие посевного материала.
В группе был создан огород на подоконнике, дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».