Караваева Мария
Проект «Огород на подоконнике»
«Огород на подоконнике»
Тип: Познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Длительность проекта: долгосрочный - 2 месяца (февраль, март)
Возраст детей: Группа №2 (Старшая/подготовительная группы 5-6/6-7 лет)
Место для проведения проекта: групповая комната.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка. Огород на подоконнике — отличный способ расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Цель проекта: Создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, и привлечения к практической деятельности по созданию огорода на окне.
Задачи проекта:
1. Научить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
2. Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, лук, горох и др.)
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования;
4. Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке;
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление);
6. Формировать у детей уважительное отношения к своему и чужому труду;
7. Обогатить и расширить представлений детей о растениях.
Предварительная работа:
• Тематическое оформление подоконника;
• Подбор художественной и познавательной литературы;
• Информирование родителей о проекте и привлечение их к активному участию.
Итоговое мероприятие: Альбом с наблюдениями, Рассада овощей и цветов для участка.
Работа с родителями:
1. Информирование родителей по теме проекта;
2. Домашнее задание: сделать с ребенком дома огород на подоконнике.
3. Проведение консультации: "Зеленый мир на окошке";
4. Консультация для родителей: Огород для детей – развлкаемся и учимся.
5. Рекомендации родителям по привлечению детей к организации огорода на подоконнике дома.
6. Предложить родителям нарисовать рисунки огорода совместно с детьми;
7. Дать рекомендации родителям по семейному чтению по теме проекта;
8. Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта.
Предполагаемый результат:
1. Сформировались представления об элементарном уходе за растениями;
2. Расширились представления о том, что растет в саду, а что растет в огороде;
3. Вовлечение в творческую и экспериментальную деятельность;
4. У детей сформировался интерес к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
5. Развились коммуникативных навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества;
6. Дети стали бережнее относиться к растительному миру
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
6. У детей организован огород на подоконнике дома.
Этапы работы над проектом:
1 этап Подготовительный
Определение темы проекта. Формулировка цели и задач. Составление плана проекта.
2 этап Основной (практический этап)
Реализация проекта.
3 этап Заключительный
Подведение итогов проекта.
План проведения проекта
1. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей.
2. НОД Тема «Всё начинается с семечка». Дать детям представления о стадиях развития растения от семечка до растения.
2. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
3. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым.
4. Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом, овощами и фруктами.
6. Беседа «Витамины на окне». Выявить уровень знаний детей о витаминах в овощах и травах.
7. Опытно-экспериментальная деятельность
-рассматривание через увеличительное стекло расстады. Вызвать интерес к выращиванию растений, желание заботиться о них. Углублять и расширять знания о видах растений.
8. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование с детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями.
10. Труд в уголке природы. Полив рассады, рассматривание всходов. Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями, делать выводы о создании благоприятных условий (воды света, тепла).
11. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
12. Наблюдения «Растут ли наши растения?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать записи в дневнике наблюдений.
13. Дидактическая игра: «Что растёт в огороде», «Что растет в саду». Систематизировать знания детей о садовых и огородных культурах.
15. Опыт «Выращивание растений в благоприятных и неблагоприятных условиях». применение на практике знаний о значении света и тепла для развития растения.
16. Беседа «Дикорастущие и культурные растения». Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношениям с человеком); познакомить с интересными представителями мира растений.
17. Беседа «Живые обитатели почвы». расширять знания детей об обитателях почвы и их влияние на растения.
18. Рисование: Этапы роста лука. Закреплять знания детей об этапах роста растений.
19. Лепка «Овощи для огорода». Закреплять приемы лепки. Вызвать желание у детей слепить дома овощи для своего огорода.
20. Оформление мини выставки «Наш урожай».
21. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности.
22. Пластилинография. Развивать творческое мышление.
23. Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
24. Дидактическая игра «Жизненный цикл растений». Закреплять полученные
знания.
25. Литературная гостиная. Чтение «Удивительный огород» Н. Кончаловская,
«Вершки и корешки» р. н. с. познакомить детей с произведениями худ. литер. о посадках в саду и огороде.
26. Дидактическая игра «Вершки корешки». Закреплять полученные знания.
27. Опытно – экспериментальная деятельность «Как качество воды влияет на растение». Рассказать детям, что хорошая вода может помочь растению,а плохая навредить.
28. Коллективная работа «Пруд». Учить детей работать в коллективе.
29. Экскурсия в 4 группу для ознакомления с их огородом на подоконнике.
30. Опытно – эксперимнтальная деятельность. Талая вода – польза для растений. Расширять знания о пользе удобрений.
31. Опытно – эксперимнтальная деятельность. Талая вода – польза для растений. Расширять знания о пользе удобрений.
32. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». Подвести итог проделанной работы.