Галина Рябишина
Проект «Огород на окне» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: краткосрочный.
Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательский
Продолжительность: 1,5 месяца (март, апрель)
Участники: дети, воспитатели, родители.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Актуальность
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств обязательных для каждого человека.
Публикация «Проект „Огород на окне“ в средней группе» размещена в разделах
Уровень знаний детей о природе, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир - умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов; воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц; замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и изучив детский интерес детей нашей группы, был разработан проект «Огород на окне», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности.
Цель: - создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
- формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных растениях - знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, картофель, цветы);
2. Развивать интерес к развитию и росту растений: обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
3. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
4. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, совместно с воспитателем делать записи в дневнике наблюдений
5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
6. Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
7. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
8. Развитие познавательных и творческих способностей через продуктивную деятельность.
Этапы реализации проекта
1. Ознакомительный (подготовительный)
2. Основной (решение задач)
3. Заключительный (представление проекта)
1. Ознакомительный этап.
Деятельность педагога.
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
2. Составление плана работы над проектом.
3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
4. Разработка конспекта занятий.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
6. Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
1. Сбор семян, необходимых для посадки.
2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Примечание.
На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.
Предварительная работа: обсудить с родителями, какие растения можно вырастить на огороде. Почему их называют культурными?
Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.
2 этап проекта – решение задач.
Деятельность педагога.
1. Беседа с детьми познавательного характера.
2. Организация предметно – развивающей среды по теме.
3. Подготовка информации для родительских уголков.
4. Организация конкурсов, развлечений, выставок.
5. Создание презентаций для занятий с детьми (Семена. Мир растений. Загадки об овощах и др.)
Деятельность детей.
1. Игровая, двигательная деятельность.
2. Участие в практической деятельности: посадка семян в землю.
3 этап проекта - заключительный
Деятельность педагога.
1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).
2. Представление опыта
Деятельность детей. Взаимодействие с семьей.
1. Оформление фото-газеты «Огород на окне»
Ресурсное обеспечение
1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т. д.
3. Технические средства: компьютер, музыкальный центр и. т. д.
Перечень форм реализации проекта:
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин»,
• Хороводная игра «В огород мы пойдём»
• Д/И «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке», «Культурные и дикорастущие».
• Игра «Ботаническое лото»
Развитие речи
• Составление рассказов о работе по проекту: как готовили и сажали растения;
• Расширение словаря детей – семена, клубни (картофель, а не картошка,
• Рассказы детей (используя картинки) о растениях
• Составление загадок-описаний о растениях
Художественная литература
• Загадывание загадок о растениях,
• Чтение сказки Дж. Родари «Чиполино»
Физическое воспитание
• Хороводная игра «В огород мы пойдём»
• Пальчиковая гимнастика «Что растёт на грядке»
Конструирование
• Создание предметно-схематических моделей, состоящих из нескольких карточек, отражающих этапы роста растений (лук, картофель)
Изобразительная деятельность
• Лепка «Весёлая луковка»
• Рисование «Зарисовки роста картофеля»
Трудовое воспитание
• Посадка лука, картофеля, петрушки.
• Наблюдение за ростом растений, полив, рыхление почвы
Культурно-досуговая деятельность
• Просмотр мультфильма «Приключение Чиполино»
• Конкурс поделок (из овощей) – совместно с родителями
Ожидаемые результаты
• Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной
• практической деятельности с воспитателем.
• Осознание причинно – следственных связей экосистемы.
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
• С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• Создание в группе огорода на подоконнике.
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Используемая литература:
1. Аксёнова З. Ф. – «Войди в природу другом»
2. Грехова Л. И. «В союзе с природой» «Дошкольное образование» №16, 2001
3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
4. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г
5. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.