Галина Веприкова
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на окне»
Актуальность: дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова. Помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «в пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развития тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребенком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта : исследовательский – познавательный.
Сроки реализации проекта : апрель-май.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений. Развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности;
- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
- формировать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определенные задачи.
Подготовительный этап:
- собрали коллекцию семян, луковичных растений;
- подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
- сделали подборку информационного материала о растениях;
- изготовили алгоритмы ухода за растениями;
- подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений»
Продуктивный (исследовательский) этап:
- дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, огурцы;
- дети ухаживают за растениями;
- дети ведут «Дневник наблюдений»;
- педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;
- педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий.
Заключительный этап.
- создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.
Формы взаимодействия с семьей:
- оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);
- участие в наблюдении.
Продукты проекта : дневник наблюдений, картотека загадок.
Результативность: дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Огород на окне»
Программное содержание:
• Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья.
• Совершенствовать знания об особенностях внешнего строения чеснока, лука, об основных условиях, которые необходимы для их роста.
• Учить правильно, сажать чеснок, лук (сделать лунку, посадить зубчик донцем вниз, прижать плотно землю, полить).
• Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста чеснока, лука.
• Воспитывать интерес к труду.
Предварительная работа:
• Чтение х/л об овощах.
• Беседы о пользе овощей.
• Подготовка оборудования и посадочного материала.
Материал:
• контейнеры с землей;
• деревянные палочки;
• лейки;
• овощи: чеснок, лук, кочан капусты, морковь;
• салфетки мокрые;
• подносы;
• модель посадки чеснока.
Ход занятия:
В. : Ребята, отгадайте загадку:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос!
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, ребята, это морковь.
Воспитатель достает морковь.
В. : Отгадайте еще одну загадку:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я?.
Д. : ответы детей.
В. : Молодцы, ребята! Вот она - капуста.
Воспитатель показывает детям кочан капусты.
В. : Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?
Д. : ответы детей.
В. : Да, ребята, вы правы: из этих овощей можно приготовить много вкусных и полезных блюд. В овощах, особенно сырых, не вареных, много витаминов и микроэлементов, которые приносят пользу нашему организму. Зимой нам витамины особенно необходимы! Можете мне сказать почему! Д. : ответы детей.
В. : Правильно! Наш организм зимой ослаблен - мы можем быстро заболеть. Поэтому полезно употреблять ежедневно овощи и фрукты, в которых много витаминов. Из овощей можно приготовить разнообразные салаты. Скажите мне, пожалуйста, как будут называться салаты, приготовленные из овощей?
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, ребята, это овощные салаты! Давайте вместе приготовим овощной салат! Какие овощи мы возьмем? Что еще можно добавить в салаты?
Д. : ответы детей.
В. : Молодцы! В салат мы еще добавим лук, петрушку, укроп - в них тоже много витаминов. Ребят, кое-что из этих полезных овощей и растений мы с вами можем вырастить на подоконнике.
Слышится хриплое кукареканье Петуха - к детям входит Петушок.
П. : Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как я кукарекаю! Я заболел: чихаю, кашляю, болит горло. Сегодня я был у доктора, и он назначил мне витамины. Вот они (показывает горстку чеснока). Только я не понимаю, что же это за витамины! И вообще, я люблю клевать зерно и зелень. Что же мне теперь делать? Ребята, вы знаете, что мне дал доктор?
Д. : ответы детей.
П. : Это чеснок! А можно превратить этот чеснок в зелень?
Д. : ответы детей.
В. : Петушок, послушай. В первоначальном виде чеснок был вот такой головкой (показывает головку чеснока). Если головку разломать, то он разделится на много зубчиков.
П. : Что! Что! Не понимаю…
В. : Ребята, подскажите, пожалуйста, что же это?
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, это головка чеснока. А если мы разломаем головку чеснока, то он разделится на что?
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, она разделится на много зубчиков. Петушок, ты запомнил!
П. : Да, запомнил. Как же это интересно!
В. : Да, Петушок, наши ребята тебе много еще интересного и полезного расскажут. Чеснок похож на лук. Он также имеет донце и верхушку. Даже если мы поделим головку на зубчики, то в каждом зубчике окажутся и верхушка и донце. Что нужно сделать, ребята, чтобы Петушок мог клевать свежую зелень чеснока?
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, необходимо посадить чеснок в землю. Сегодня, Петушок, ребята посадят лук и чеснок – ты внимательно наблюдай за всем процессом и запоминай! Тебе это обязательно пригодится! Но сначала мы немного отдохнем.
Физкультминутка:
Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
В. : Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем чеснок. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем зубчик чеснока донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.
(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)
В. : Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук и чеснок.
(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к посадке. Все контейнеры после посадки размещают в ящичек.)
П. : Завтра я уже полакомлюсь зеленью чеснока и лука!
В. : Нет, Петушок, надо подождать некоторое время, пока чеснок и лук прорастут – дадут зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать. Ребята, расскажите Петушку, как нужно ухаживать за луком и чесноком!
Д. : ответы детей.
В. : Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук и чеснок. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать. Приходи, Петушок, за витаминами!
Конспект НОД по трудовому воспитанию
в подготовительной группе «Огород на окне».
Цель: Продолжать расширять представления детей о труде, значении труда в жизни людей; систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы о работе, определять последовательность трудовых действий, формировать практические навыки посадки растений.
Продолжать обогащать словарный запас детей: познакомить детей с понятиями «почва», «семя». Вводить в словарь наречия, характеризующие отношение детей к труду (бережно, аккуратно, старательно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность (прорастать, вспахать, посадить, полить)
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим, дружеское отношение детей друг к другу в процессе труда.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу корзину с овощами, в которой лежат (помидор, картофель, лук, огурец, петрушка, укроп, фасоль)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что я вам принесла (Показывает детям, как их можно назвать одним словом)
Дети: овощи.
Дети рассматривают овощи говорят «Какие они и чем различаются.
Воспитатель: Ребята хотите отгадать загадки про овощи?
1. Бела, рассыпчата, вкусна
И на столе всегда она. (картошка)
2. Желтый, а внутри он бел Даст пучок зеленых стрел Лишь нарежь его тотчас Слезы выступят из глаз (лук)
3. Он круглый и красный Как глаз светофора Среди овощей Нет сочней (помидор)
4. А на этой грядке Разыгрались в прядки
Зеленые хитрецы молодые (огурцы)
5. Там и тут, там и тут,
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб,
Это милая (укроп)
Воспитатель: молодцы ребята, хорошо отгадываете загадки. А скажите мне откуда взялись все эти овощи которые я вам принесла?
Дети: Их вырастим на огороде.
Воспитатель: верно ребята! А сейчас ведь зима на улице снег, мороз огорода нет никакого. Откуда же овощи?
Дети: свет, тепло, вода.
Воспитатель: Все верно.
Воспитатель: а хотите мы с вами посадим огород на окне?
Дети: Хотим.
Воспитатель: а как вы думаете. Что для этого нужно?
Дети: Емкость куда сажать и земля и семена.
Воспитатель: Верно! Я подготовила уже почву, посмотрите, какая она мягкая, пушистая. Эту почву специально продают в магазинах и она предназначена для посадки растений.
Воспитатель: а какие орудия труда нам понадобятся? Хотите отгадать загадки? Зубасты, а не кусаются? (Грабли)
Огородник Федос у него длинный нос, где не поклонится - вода течет (Лейка)
Правильно, грабли, лейка, а также палочка для метки бороздок.
А самое главное что нам нужно?
Дети: Семена!
Воспитатель: Верно! Давайте рассмотрим семена овощей. Обращает внимание детей, что все семена разные по форме и размеру. Семена покрыты семенной кожурой, которая защищает семя от высыхания, а так же в семенах содержится запас питательных веществ, которые использует растения, пока не подрастет. Но что бы семя не погибло, ему необходимо подрасти.
Что необходимо, что бы семена подросли: почва, тепло, вода и свет.
Воспитатель: ребята, а вы знаете как правильно посадить семена?
Дети: Надо сделать бороздку, насыпать семена а сверху аккуратно засыпать землей и полить водой.
Воспитатель: А можно просто положить семя сверху на почву и не закапывать?
Дети: Нет оно засохнет!
Поговорки:
Доброе семя - добрый всход.
Все в свой срок придет времечко и вырастит семечко.
Физкультминутка:
В огород пойдем
Урожай соберем. Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «Срезают»
Круглый сочный очень вкусный «показывают, руками рвут»
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке «идут по кругу, взявшись за руки!
Воспитатель: Ребята, а клубень картофеля мы посадим отдельно от других овощей в прозрачную емкость. Очень интересно наблюдать, как он над землей начнет прорастать, давать корни, пускать стебли, (сажают).
Ну это еще не все, я хочу что бы каждый из вас посадил свое растение. Показывает детям проросшие семена фасоли.
Дети: Сажают каждый в свой стаканчик и поливают.
Воспитатель: Ребята, а куда же мы поставим свой огород?
Дети: На окно, на солнышко, растениям нужен свет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вот мы посадили семена, а завтра они вырастут? Дети: Нет нужно время.
Воспитатель: Да ребята, для каждого растения нужно свое время, какое взойдет через несколько дней, а другие больше недели пройдет.
Воспитатель: А как называются подросшие и проросшие семена?
Дети: Рассада.
Воспитатель: А когда наша рассада вырастет большая мы ее высадим на грядке на улицу.
Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла (шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла картошку, морковь, капусту, горох, (загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках)
Петрушку, морковку (Ох)
Вот овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулаками и ладошками)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальцы.
Петрушка иль свекла? (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальцы. Хлопок. Ох!
Накрытые крышкой в горшке, кипели, кипели в крутом кипятке, (ладошки складывают крест на крест на столе)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла. (Загибают пальцы. Хлопок.
Ох)
И суп овощной оказался не плох! (показывают, как едят суп.
Воспитатель предлагает детям начать посадку семян.
Ребята нужно выполнить все аккуратно и по порядку, что бы наши овощи взошли.
Сажают огурцы помидоры петрушку, лук, чеснок.
Вырастим овощи и отнесем их на кухню. Повара приготовят и нам, ведь овощи очень полезны.
Дети: В них много витаминов.
Воспитатель: А теперь дети давайте помоем руки и уберем свои рабочие места.
Воспитатель: Молодцы Ребята хорошо потрудились. Можно теперь отдохнуть и полакомится овощами, подкрепить свои силы.
Воспитатель угощает детей морковью, капустой огурцами и т д.