лагерева вера
Проект для детей старшего возраста «Огонь друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №16 «успех»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»
Воспитатель МАДОУ ДС № 16
Лагерева В. В. Лазарева И. В.
Название проекта : «Огонь – друг или враг?»
Участники проекта : дети старшей группы
По количеству участников: коллективный
Публикация «Проект для детей старшего возраста „Огонь друг или враг“» размещена в разделах
По приоритетному методу: практический
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта : Проблема пожаров остро стоит в нашей стране. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Актуальность проекта вызвана еще тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Реализация данного проекта предполагает возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – окружающая среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде, при неосторожном обращении с огнем. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть безопасного поведения в окружающей среде. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасных ситуаций, показывать конкретные безопасные действия выхода из них.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Цели проекта :
Формирование у детей основ пожарной безопасности.
Вооружение детей представлениями и способностями необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- уточнить, систематизировать и углубить представления детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить представления детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Этапы проекта
1этап: подготовительный
- подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- подбор игр: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные;
- подбор материала для проведения опытов и экспериментов;
- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- оформление анкеты для родителей;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: основной
-беседы с детьми «Причины пожара»,«Эти предметы таят опасность»,
«Профессия спасатель»;
- обсуждение ситуации «Что делать если?»;
- просмотр презентаций, видеофильмов
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
- игра-драматизация «Кошкин дом»;
- проведение опытов, экспериментов:
«Опасная свеча»;
- детские рисунки на тему: «Отважные герои»;
- чтение художественной литературы Б. Житкова «Дым», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»;
-экскурсия по детскому саду;
- встреча с сотрудниками пожарной части;
-конкурс стихотворений «Опасные шалости»;
- викторина «Загадки от Огонька»;
-тренировочная эвакуация.
3 этап: заключительный
-выставка детских рисунков «Не играй с огнём», «Отважные герои»,
-презентацияброшюр, книжек «Что мы знаем про огонь».
- отчет воспитателей о реализации проекта.
Реализация проекта
Понедельник
Взаимодействие с родителями:
1. Анкета для родителей по теме.
2. Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём».
3. Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь».
4. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
5. Беседа «Причины пожара».
6. Игра-драматизация «Кошкин дом».
Вторник
1. Беседа с детьми и просмотр презентации «Эти предметы таят опасность».
2. Дидактическая игра «Опасно – не опасно».
3. Чтение произведений Б. Житкова «Дым», «Пожар».
4. Проведение опытов, экспериментов:
«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня).
5. Подвижная игра «Огненный дракон».
Среда
1. Обсуждение ситуации «Что делать если?»