Марина Шмидт
Проект «Обучение социально приемлемым способам выражения гнева детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки проведения: с 01.01.2012 по 01.04.2012
Актуальность.
Одна из серьезнейших проблем современности – проблема человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабевают узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем.
Публикация «Проект „Обучение социально приемлемым способам выражения гнева детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Наиболее частым эмоциональным проявлением агрессивности является гнев. Эмоция гнева может быть по- настоящему разрушительной, если не уметь управлять ей. Именно отсутствие выдержки и неумение контролировать свой гнев, зачастую круто и жизненный путь людей, потому что гнев по жизни идет рука об руку с насилием. Последствия выплеснутого гнева часто бывают необратимыми.
А все идет из детства.
В общении детей всегда возникают конфликты. Так дети познают нормы поведения, и со временем все становится на свои места, но агрессивность, не пресеченная в детстве, обычно остается стойкой чертой на всю жизнь.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон)
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, М. М. Кольова, В. С. Мухина, Т. А. Комиссаренко, Н. Д. Левитон и др. Они раскрыли виды, характеристику и методы преодоления агрессии.
Так как, по мнению исследователей, поведение в детстве позволяет достаточно надежно предсказать поведение в зрелые годы, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии. Но ведь дети не всегда могут регулировать свое поведение и распознавать свои эмоции и эмоциональное состояние окружающих их людей.
В связи с этим возникает вопрос: какие методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать обучению социально приемлемым способам выражения гнева? Это и явилось проблемой нашего исследования.
Своей целью мы поставили разработать комплекс игр и упражнений, способствующих обучению социально приемлемым способам выражения гнева и апробировать его эффективность на практике.
Был определен предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева.
Была выдвинута следующая гипотеза: обучение агрессивных детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева будет эффективным, если будет разработан и внедрен в работу комплекс игр и упражнений, способствующих формированию положительных эмоций, обучению способам управления гневом, а также, если дети будут активно вовлекаться в реализацию игр с учетом их индивидуальных возможностей.
Задачами проектной деятельности обозначены:
- проанализировать теоритическое и практическое состояние проблемы агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить детей с признаками агрессивности;
- составить комплекс игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева и апробировать его на практике.
Теоритический анализ состояния проблемы агрессивности в работах зарубежных и отечественных исследователей позволил нам выявить общую характеристику агрессии, рассмотреть ее определения. За основу мы взяли определение, предложенное Головиным С. А. :
агрессия- индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда.
Агрессия служит формой отреагировния физического и психического дискомфорта, стрессов. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
В свою очередь, готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность.
Также было дано определение гнева. Это отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить ее; это чувство ильного возмущения, негодования, крайняя степень раздражения.
Рассматривая особенности поведения агрессивных детей, мы выделили такие характеристики как нанесение ударов кулаками окружающим, ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет книги, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самих себя: они рвут свою одежду, наносят раны, выражают негативизм, обиду, раздражительность, подозрительность, вспыльчивость, испытывают чувство вины.
В основном агрессия проявляется через мимику (выражение лица, поведение (действия, поступки, вербальное выражение (слова).
Так как эмоциональным проявлением агрессивности является гнев, мы выделили и его проявления. Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей. На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Поза: общее напряжение тела и наклон вперед как бы демонстрируют готовность к нападению. Жесты: сжимание, разжимание кулаков, наличие в руках различных предметов и манипулирование ими, угрожающие движения руками как бы нарочито подчеркивают подготовку к удару.
Среди возможных причин возникновения гнева были выделены биологические и социальные.
Прежде чем приступить к практической части нашего проекта, также были изучены методы и приемы, направленные на обучение социально приемлемым способам выражения гнева агрессивных детей старшего дошкольного возраста. Среди них релаксационные упражнения, игры, занятия, беседы и т. д.
Далее необходимо было провести экспериментальное исследование уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось с 1.12.2011 по 15.03.2012 гг, в нем приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад «Светлячок» г. Междуреченска.
Свою работу мы начали в выявления наличия у детей умения распознавать эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями. Для диагностики были использованы следующие методики:
- Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М., целью которой было выявить уровень агрессивности у ребенка
- Графическая методика «Кактус», целью которой было определение уровня агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
- Методика Минаевой В. М., целью которой было изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Сравнив полученные результаты методик, мы пришли к выводу что: из 20 детей у шестерых выявлен высокой уровень агрессивности, который характеризуется частым появлением враждебности, гнева; рассказыванием историй с элементами насилия; ответом на приветствие со злостью, порчей общественной и личной собственности; негативным отношением к замечаниям; обзываниями и драками с детьми; такие дети плохо распознают свои эмоции и эмоции окружающих их людей, не знают как вести себя в ситуации гнева. Средний уровень агрессивности – 9 детей, проявляется в том, что время от времени, негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям, но достаточно умело определяют эмоциональное состояние, в основном, знают пути отреагирования негативных эмоций. Слабый уровень агрессивности был выявлен у 5 детей, они отличаются от всех несоблюдением дисциплины, редкими проявлениями гнева, отдельными драками и обзываниями детей, хорошо распознают эмоции и умеют управлять ими.
Формирующий эксперимент.
Далее были разработаны комплексы игр и упражнений, направленных на обучение управлению своим гневом. Внедрялись они в работу с детьми во время свободной их деятельности. Дата проведения: 15.01.2012 по 15.03.2012. гг. с детьми, которые были выявлены в ходе диагностических методик как дети с высоким и повышенным уровнем агрессивности.
Комплексов было составлено 8, проводились они в форме небольших занятий, продолжительностью по 20-30 минут и имели следующий алгоритм: ритуал приветствия, упражнение на развитие эмоций, игры на снятие агрессии, релаксационное упражнение и ритуал прощания. Внедрялись комплексы по одному разу в неделю во время свободной деятельности детей в группе. Пока дети, выявленные в ходе диагностики, как дети с высоким уровнем агрессивности занимались с педагогом, остальным детям предлагалось поиграть в центрах развития по желанию в спокойные игры. Игры из комплексов научили детей тому, что свой гнев можно направлять на подушки и игрушки; что его можно лепить, рисовать и вырывать из бумаги; нестандартное пособие «Как я справляюсь со своим гневом» показало, что в домашних условиях можно принять душ или поговорить по телефону, а вербальную агрессию можно выражать не ругательскими словами, а названиями овощей.
После проведения формирующего эксперимента, нами был организован третий этап: констатирующий эксперимент. В нем мы использовали те же методики, что и в начале. В результате были получены следующие данные:
- 5 детей имеют средний уровень агрессивности;
- 1 ребенок – высокий;
Низкий уровень агрессивности выявлен не был.
То есть, лишь 16 % детей после проделанной работы показали высокий уровень агрессивности, за время внедрения проекта так и не научились управлять своими эмоциями, выражать их допустимым образом. У 84 % обнаружен средний уровень: дети научились распознавать в себе эмоцию гнева, а также управлять ею и выражать социально приемлемым способом.
Таким образом, наша гипотеза о том, что обучение агрессивных детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева будет эффективным, если будет разработан и внедрен в работу комплекс игр и упражнений, способствующих формированию положительных эмоций, обучению способам управления гневом, а также, если дети будут активно вовлекаться в реализацию игр с учетом их индивидуальных возможностей, была в основном доказана.