Нина Кудинова
Проект образовательно-экспериментальный «Вода-источник жизни на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т. д.)
Задачи:
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.
Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.
Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.
Публикация «Проект образовательно-экспериментальный „Вода-источник жизни на земле“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Познакомить с составом воды.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных технологий.
Формы работы по реализации проекта :
Наблюдения и экологическая экскурсия на пруд «Лесной».
Просмотр документальных фильмов BBC.
Познавательная деятельность, художественно – эстетическая, социально – коммуникативная.
Игры: подвижные, дидактические.
Работа в лаборатории (опыты и эксперименты). Создание альбома «Кто живет в воде».
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).
Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Пестрая вода», «Великая тайна воды».
Рассматривание с детьми воды на глобусе, географической карте.
Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулке «Ручеёк, река, озеро, море».
Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Игры: «Море волнуется раз».
ОКТЯБРЬ
Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
Опыты: «Фонтан»
Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография)
Игры: «Круги на воде»
Музыка: Слушание: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
НОЯБРЬ
Тема: «Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться, что вода прозрачная».
Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С. Ю. Афонькин р. н. сказка «Снегурочка». Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Игры: «Тонет, не тонет».
ДЕКАБРЬ
Тема: «Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, соли, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
Чтение художественной литературы: Загадки и стихи.
Художественное творчество: Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».
ЯНВАРЬ
Тема: «Круговорот воды в природе»
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».
Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой: изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д. Заучивание стихотворения Ф. Тютчева.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Опыты: «Живая вода».
Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Золотая рыбка», Г. Х. Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
МАРТ
Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средстве обитания некоторых животных.
Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».
Чтение художественной литературы: Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет в воде», Ю. Школьник «Подводный мир».
Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду».
Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
Игры: «Мы - водные животные».
АПРЕЛЬ
Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширять знания детей, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растений внутри есть вода».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»
МАЙ
Тема: «Берегите воду»
Задачи: Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.
Опыты: «Мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: В. Крупин «Живая вода».
Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».
Составление кроссвордов, ребусов.
Музыка: Разучивание песни «Капитошка».
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
ЛИТЕРАТУРА:
Тугумева Г. Г., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.» Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.
О. А. Скоропулова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»» Москва 2008г.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»», 2001г.
«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А. Королева.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. ,ТЦ «Сфера», 2005г.
Н. А. Рыжова «Волшебница - вода.» М., Линка - Пресс, 1997г.
Интернет – ресурсы.